развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые, в свою очередь, о предел я юге я стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
Субъект обучения — преподаватели и обучаемые. Деятельность преподавателя и учащихся взаимосвязана и взаимообусловлена, сопровождается разнообразием нюансов, неповторимой индивидуальности преподавателя и обучаемого.
Объект обучения закономерности и принципы, обеспечивающие проектирование и осуществление учебного процесса.
Формы обучения: с полным отрывом от работы; с частичным отрывом от работы; без отрыва от работы.
Методы обучения:
- Производственный инструктаж— представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как работником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.
-Смена рабочего места (ротация)— получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места, вследствие чего за короткий промежуток времени создастся представление о многогранности деятельности организации и взаимосвязи производственных задач (специальные программы молодых специалистов).
- Ученичество и наставничество (коачинг)— являются методами профессионального обучения, распространенными сегодня там, где практический опыт шрает исключительную роль в подготовке специалистов, — в медицине, управлении, виноделии.
- Метод усложняющихся заданий— специальная программа рабочих действий, построенная по степени повышения их важности, расширения объема задания и сложности операций. Заключительная ступень такой программы — самостоятельное выполнение задания.
- Кружок качества— метод обучения, при котором сотрудники разрабатывают конкретные решения по проблемам управления ею, объединившись в рабочие группы. Предложения рабочих групп передаются руководству организации, которое их рассматривает, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении се предложений.
-Лекция - традиционный и один из самых распространенных методов профессионального обучения. Это монолог лектора, который аудитория воспринимает пассивно. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей.
- Практические ситуации (кейсы)— позволяют в определенной мере преодолеть недостаток лекции. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т. д. В основе лежат дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу.
- Подготовка в проектных группах— предполагает сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых в организации для разработки крупных, ограниченных по срокам задач. Как правило, затраты на этот метод обучения невелики.
- Деловые игры— представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся работников. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.
-Участие в конференциях, семинарах— активный метод обучения. Участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях.
-Тренинг — участие в группе с целью повышения восприимчивости и улучшения умения взаимодействовать с другими. Такое обучение проводится совместно с психологом.
- Стажировка— метод обучения, позволяющий овладеть как теоретическими знаниями, так и практическими навыками. Стажировка бывает в головной организации (например, для прохождения стажировки филиал банка направляет работников в головной офис), в финансовых структурах (например, банк направляет своих работников на стажировку в брокерскую контору), за рубежом.
-Самостоятельное обучение— является наиболее распространенным и простым видом обучения. Не требуются инструктор, специальное оборудование, определенное время; работник учится сам, когда и как ему удобно.
- Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся работник может сам определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т. с. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других видах обучения.
Организация обучения персонала организации
Организация обучения персонала организации
Источник: Управление проектами. Управление рисками. Глоссарий. М. 2013