ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Глоссарий по зеленой экономике.
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
В состав организации входят США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, все страны ЕС, Исландия, Испания, Турция, всего 24 страны и группы. Организация регулярно публикует обзоры по каждой стране. Штаб-квартира находится в Париже.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Экономический глоссарий всемирного банка (www.worldbank.org)
Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Организация управляется Советом, состоящим из представителей стран-участниц. Совет создал в 1974 Международное энергетическое агентство, призванное стимулировать международное сотрудничество в области энергетики и снизить зависимость стран-участниц от импорта нефти. В рамках организации работает Центр образовательных исследований и инноваций. Организация публикует статистические отчеты, обзоры экономической деятельности, тенденции и прогнозы развития для стран-участниц.
Управляется ОЭСР Советом, включающим представителей всех стран-участииц. Болес ста ее специализированных комитетов и рабочих групп вместе с международным секретариатом исследуют конкретные проблемы и формируют политические рекомендации, например, по экономическому развитию и международной торговле, техническому сотрудничеству и энергетике, охране окружающей среды. Организация регулярно публикует статистические отчеты, включающие экономические обзоры деятельности, тенденции и прогнозы для стран-участниц, доклады по вопросам международного развития и международной помощи, др. Штаб-квартира находится в Париже.
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
(ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT). Правопреемница ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОЕЭС) была создана 1 сентября 1961 г., когда была ратифицирована соответствующая конвенция, подписанная в Париже 15 декабря 1960 г. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. С 1981 г. ее членами являются все 18 европейских стран, участвующих ранее в ОЕЭС (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания). Канада, Соединенные Штаты, Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия и Югославия входят как ассоциированные члены. Эта организация построена по образцу ОЕЭС; руководящим органом является совет министров, решение к-рого по какому-либо вопросу должно быть единодушным. Комитеты ОЭСР включают: Комитет по экон. политике, Комитет по наблюдению за экономикой и развитием, Торговый комитет и Комитет по платежам (ЕВРОПЕЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ было продолжено в рамках ОЭСР для некоторых ее членов, без США и Канады). Деятельность этих комитетов сосредоточена в определенных областях и направлена на достижение основных целей ОЭСР1. Оказание помощи странам-членам в достижении наивысших устойчивых темпов экон. роста и занятости, повышение жизненного уровня при одновременном поддержании фин. устойчивости;2. Содействие стабильному экон. росту как стран-членов, так и не членов ОЕЭС в процессе экон. развития;3. Содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с существующими международными обязательствами.Текущие цели включают совершенствование и расширение практики ОЕЭС по консультированию стран-членов по вопросам экон. политики, при этом особое внимание уделяется гармонизации нац. политики и общих интересов. ОЭСР сохраняет правила ОЕЭС, касающиеся `невидимых` операций платежного баланса и движения капиталов, предусматривалось также распространение обязательств членов по соблюдению правил на операции со всеми членами МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА. При создании ОЭСР действие правил ОЕЭС о либерализации торговли уже заканчивалось.Особый упор ОЭСР делает на экон. рост и развитие. Поэтому она сохранила Группу содействия развитию, созданную ОЕЭС в 1960 г., превратив ее в Комитет содействия развитию, деятельность к-рого связана с определением политики и направлений помощи наименее развитым странам.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) – международное экономическое объединение развитых стран. Считается, что страны, входящие в ОЭСР, производят около 60% мирового ВВП.
ОЭСР была создана в 1947 году в рамках реализации плана Маршалла по восстановлению Европы после Второй мировой войны. Первоначальное название организации – Организация европейского экономического сотрудничества. Однако уже в 1960-е годы состав участников значительно расширился и вышел за рамки
Европейского региона. Новое название, которое лучше отражало географию стран, входящих в ОЭСР, организация получила в 1961 году.
На сегодняшний день членами ОЭСР являются 34 государства, в том числе наиболее развитые США, Австралия, Канада, почти вся Западная Европа – Великобритания, Франция, Германия и т. д., некоторые бывшие социалистические страны, такие как Польша, Венгрия, Словения, а также одна страна из бывшего СССР – Эстония. На правах отдельного участника в состав ОЭСР входит Европейская комиссия как высший орган исполнительной власти Европейского союза.
В 1996 году заявку о вступлении в ОЭСР подали Россия, Латвия и Литва, но им было отказано.
В настоящее время о возможном вступлении нашей страны в эту организацию ведутся переговоры, также как и о присоединении к союзу других крупнейших развивающихся стран – Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южно-Африканской Республики.
Своей миссией ОЭСР считает содействие политике, способствующей повышению экономического и социального благополучия людей во всем мире. При этом организация отстаивает принципы свободной рыночной экономики и представительной демократии.
Современная структура ОЭСР выглядит следующим образом. Высшим органом организации, принимающим решения, является совет, в который входят по одному представителю от каждой страны плюс один человек от Евросоюза.
Для подготовки решений и их дальнейшей реализации в ОЭСР действует в общей сложности около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В их составе около 40 тыс. должностных лиц из правительств, администраций стран-участниц. Кроме того, для поддержки взаимосвязи между представителями постоянно действует секретариат, в котором более 2,5 тыс. сотрудников, работающих на постоянной основе.
В рамках своей деятельности ОЭСР собирает информацию об экономической ситуации не только в странах-участницах, но и во всем мире, проводит дискуссии, принимает решения и дает рекомендации в области экономики и политики. Кроме того, ОЭСР периодически публикует свои прогнозы по краткосрочному и среднесрочному развитию.
Как и ФАТФ, ОЭСР ведет черные списки неблагоприятных стран, но составляются они по принципу соблюдения государствами налоговых, а не «антиотмывочных» стандартов.
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
Создана по инициативе США, стремящихся усилить своё влияние на политику зап.-европ. стран. Заменила Организацию европ. экономич. сотрудничества (ОЕЭС), образованную в 1948 для проведения «плана Маршалла». Была призвана подвести прочный экономич. фундамент под орг-цию Североатлантич. блока (НАТО), сплотить силы империалистич. держав не только в воен.-политич., но и в экономич. областях перед лицом дальнейшего усиления экономич. и политич. влияния мировой социалистич. системы и ростом нац.-освободит. движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки.
Цели ОЭСР - содействовать экономич. развитию стран-членов, добиваясь полной занятости и повышения
жизненного уровня при сохранении финанс. устойчивости, способствовать расширению мировой торговли и развитию мирохозяйств. связей, подъёму экономики в развивающихся странах путём предоставления им помощи. Однако в условиях растущей неустойчивости капиталистич. экономики ни одна из этих проблем полностью не решена.
Высший орган ОЭСР - Совет, регулярно проводятся сессии Совета на уровне министров. При Совете образованы к-ты (по вопросам экономич. политики, по изучению экономич. положения и программ экономич. развития, по с. х-ву, по делам междунар. капиталовложений и многонац. компаний и др.). К-т содействия развитию координирует политику оказания экономич. помощи развивающимся странам. Средний для гос-в ОЭСР уровень гос. помощи развивающимся странам невелик, составлял всего 0,35% валового нац. продукта и практически не изменился в последующие годы.
В 1974 в рамках ОЭСР по инициативе США создано Междунар. энергетич. агентство, членами к-рого стали 16 стран - осн. потребителей нефти в капиталистич. мире: Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Турция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония; в 1975 к ним добавились Новая Зеландия и (в качестве ассоциированного члена) Норвегия. Из числа ведущих зап. держав в агентство отказалась войти Франция. Цель агентства - координация действий стран в условиях обострения энергетич. кризиса 70-х гг. и совместные действия по освоению новых источников энергии. С помощью агентства развитые капиталистич. страны намерены добиваться снижения цен на нефть путём нажима на страны - экспортёры нефти.
В условиях валютно-финанс. кризиса 60 - 70-х гг. и роста инфляции большое внимание уделяется подготовке в рамках ОЭСР реформы валютной системы капиталистич. мира. Для ОЭСР характерно наличие серьёзных разногласий между гл. капиталистич. странами, в первую очередь между США и странами ЕЭС, относительно путей и средств решения осн. торг.-экономич. проблем.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
Исторической предшественницей ОЭСР считается Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), функционировавшая в 1948–1960 гг. Она координировала американскую и канадскую помощь в рамках «плана Маршалла» европейским странам, пострадавшим от Второй мировой войны. Необходимо отметить, что на деле функции ОЕЭС были шире простой координации североамериканской помощи в рамках так называемой Программы европейского восстановления (European Recovery Programme), которая выступала как инструмент реализации «плана Маршалла». На поздних стадиях своего существования ОЕЭС предпринимала активные действия, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов. Деятельность организации по восстановлению конвертируемости валют привела к созданию в 1950 г. Европейского платежного союза и заключению в 1956 г. Европейского валютного соглашения. В ее рамках в 1950 г. был принят Кодекс либерализации торговли, который значительно снизил количественные ограничения в торговле между странами-участницами. Все это во многом предопределило некоторые из важнейших задач будущей ОЭСР.
Когда помощь по «плану Маршалла» была завершена, западные государства пришли к выводу, что наработанный потенциал ОЕЭС целесообразно и в дальнейшем использовать для совместного поиска решения общих проблем стран-участниц на благо их экономического процветания. В результате 14 декабря 1960 г. 20 стран подписали Конвенцию об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития, которая создала юридическую базу для преобразования ОЕЭС в ОЭСР. Цели новой организации были определены в ст. 1 Конвенции и состояли в проведении согласованной политики, направленной на: достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности; продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития; развитие международной торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.
Природа ОЭСР и ее своеобразное место в системе международных организаций определяются тем, что она призвана быть «площадкой», где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy-makers) могут в неофициальной обстановке, без имеющих международно-правовую силу, обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы и совместно намечать пути их решения. Сущность ОЭСР как раз и состоит в том, что она является своего рода клубом по обмену передовым опытом разработки экономической, внешнеэкономической и социальной политики. Этим и детерминируется ее принципиальное отличие от ряда других международных организаций, деятельность которых также имеет глобальные характер и последствия (ВТО, МВФ и др.). ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие предписания и резолюции. Во многих научных публикациях в РФ и за рубежом ОЭСР правомерно характеризуется как орудие (инструмент) «мягкой» трансконтинентальной (глобальной) интеграции – в противоположность региональным интеграционным группировкам с «жестким Каракасом», в первую очередь Евросоюзу, который уже в течение без малого полувека несет в себе все более ярко выраженные черты наднационального образования. Важнейшая отличительная черта ОЭСР заключается еще и в том, что она не занимается – в отличие, например, от МВФ или Всемирного банка – перераспределением денежных средств в той или иной форме (кредиты, субсидии на нужды содействия развитию и т. д.) ни между своими членами, ни во взаимодействии с третьими странами.
Для того чтобы проводимые в рамках ОЭСР дискуссии были плодотворными, ее рабочие органы («аппарат») готовят и предоставляют участникам дискуссий широкий спектр аналитических материалов. Большинство материалов публикуется в виде книг и докладов. Имеются также материалы для внутреннего пользования, доступные только членам организации. При этом аналитические материалы, подготавливаемые ОЭСР, часто служат основой переговоров и принятия финансово обязывающих решений в других международных организациях.
Вместе с тем из общего правила неформальности в работе ОЭСР есть исключения. В ряде случаев согласованные мнения стран-участниц привели к заключению формальных соглашений, которые обязаны соблюдать все члены ОЭСР. Таковы, например, Кодекс либерализации движения капиталов, Кодекс либерализации текущих невидимых операций, Соглашение о борьбе со взяточничеством в международной торговле, Соглашение о прекращении субсидирования судостроения.
Неформальный дух ОЭСР как «элитного дискуссионного клуба» в информационном и организационном аспектах поддерживается работой достаточно высокобюрократизированных органов. Основным органом, принимающим решения, является Совет ОЭСР, в который входят постоянные представители всех стран-членов в ранге послов и представитель Европейского союза (ЕС). Раз в год Совет собирается на «министерском» уровне (т. е. с участием министров экономики или иностранных дел стран, входящих в организацию). Обсуждения на уровне экспертов происходят в более чем 20 комитетах, специализирующихся на определенных областях экономики и социальной политики, а также в примерно 200 рабочих группах и экспертных комиссиях. В заседаниях этих органов ежегодно принимают участие около 20 тыс. экспертов. Функционируют следующие комитеты ОЭСР: по экономической политике; экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; энергетической политике; промышленности; стали; научной и технологической политике; политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; делам образования; вопросам рабочей силы и социальной политики; вопросам государственного управления; охране окружающей среды; сельскому хозяйству; рыболовству и др. Решения комитетов, занимающихся теми же областями деятельности, что и основные министерства и департаменты национальных правительств, конфиденциальны и принимаются консенсусом без голосования. Организацией заседаний комитетов и подготовкой аналитических материалов занимается Секретариат, насчитывающий около 2000 сотрудников, из которых около 700 относятся к основному персоналу, состоящему из высококвалифицированных экспертов (в основном из числа экономистов и юристов). Секретариат возглавляется генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет, и состоит из 13 директоратов, по своей специализации соответствующих основным комитетам, в том числе экономика; статистика; окружающая среда; сотрудничество в области развития; торговля; финансы, налоги и предпринимательство; наука, технология и промышленность; информатика и коммуникации; бюджетные и финансовые вопросы; администрация и персонал. В сферу компетенции секретариата, помимо директоратов, входят: Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР; 6 полусамостоятельных (с отдельным бюджетом и программой) организаций, из которых наиболее заметными является Международное энергетическое агентство (МЭА) и Агентство по атомной энергии.
Годовой бюджет ОЭСР составляет около 200 млн долл. США. На 85 % он расходуется на зарплаты штатных сотрудников и консультантов. 25 % бюджета вносят США, далее по размеру взноса следуют Япония и Германия. В целом страны G7 выделяют около 80 % бюджета ОЭСР. Взносы других государств-членов варьируются в зависимости от уровня их развития, хотя жесткой «шкалы» здесь нет. Отсюда ясно, что членство России (она подала официальную заявку на это в 1996 г.) в ОЭСР не стало бы для нашей страны делом высокозатратным, а тем более расточительным. Каких-либо жестких, тем более количественных критериев членства в ОЭСР не установлено. Для того чтобы вынести решение о приеме новой страны в члены организации, все государства – участники ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала приверженность двум принципам (их можно рассматривать как качественные критерии): а) рыночной экономики; б) плюралистической демократии.
Фактически же есть, по меньшей мере, еще одно существенное обстоятельство: все страны – участницы ОЭСР вступали в эту организацию как члены ГАТТ (ВТО). Иное нельзя себе представить уже потому, что во всех соответствующих международно-правовых документах, принятых в ОЭСР, неизменно подчеркивается, что в области мировой торговли (товарами в форме материального продукта, услугами и продуктами интеллектуальной собственности) ее государства-члены в отношениях между собой и с третьими странами руководствуются исключительно нормами и правилами ВТО. Никаких иных нормативных документов по этим вопросам ОЭСР не выработала, да и никогда не ставила перед собой такую задачу, концентрируя свои усилия в других областях МЭО, прежде всего международной миграции капитала (инвестиций). Таким образом, страна, не входящая в ВТО, явно была бы в ОЭСР «инородным телом». Это в полной мере относится и к России. После принятия в члены ОЭСР Словакии в 2000 г. по ряду причин процесс расширения организации был приостановлен и был возобновлен только в 2010 г., когда членами ОЭСР стали Чили, Израиль и Словения, а для переговоров о вступлении была приглашена Эстония.
Наибольшее регулирующее и стимулирующее воздействие ОЭСР до сих пор оказывала на международную миграцию капитала. Нормативные документы ОЭСР по проблематике трансграничной миграции капитала можно подразделить на две категории. К первой следует причислить межгосударственные соглашения, имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц (Кодекс либерализации движения капиталов 1961 г. с дальнейшими поправками и др.), хотя эти соглашения могут выполняться лишь в той мере, в какой это не вступает в коллизию с национальными законодательствами стран ОЭСР. Каких-либо инструментов принуждения (штрафов, санкций в ответ на несоблюдение и т. п.) к выполнению такого рода соглашений в них не предусматривается.
Ко второй категории можно отнести документы, именуемые декларациями или конвенциями (Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях 1976 г. с последующими поправками). Они де-юре не накладывают на отдельные страны каких-либо регламентирующих обязательств, но де-факто имеют немалое значение как своего рода рекомендации по внедрению позитивного обобщенного опыта национального регулирования иностранных капиталовложений (прямых, портфельных и проч.) в таких его аспектах, как: инструменты улучшения инвестиционного климата в тех или иных странах; методы разрешения проблем и конфликтов, связанных с трансграничным перемещением капитала; средства защиты прав инвесторов и акционеров, с одной стороны, и национальных интересов страны-реципиента – с другой.
Вышеуказанные документы были в той или иной мере реализованы большинством стран мира, что во многом способствовало либерализации мирового рынка капитала, особенно в сфере ПИИ, транснационализации и глобализации (мировой) экономики.
Источник: Что есть что в мировой экономике?