ОППОРТУНИЗМ
ОППОРТУНИЗМ
стремление одной из договаривающихся сторон при заключении соглашения сформулировать условия соглашения таким образом, чтобы достичь преимуществ в отношении партнера, с которым заключается соглашение, переложить на него большую часть затрат.
ОППОРТУНИЗМ
(от лат. opportunus – удобный, выгодный) – 1) политика соглашательства, неспособность отстаивать собственные принципы, подвергать ревизии в угоду чему-либо или кому-либо собственные взгляды; 2) здоровый консерватизм во взглядах, осторожность; 3) стремление одной из договаривающихся сторон при заключении соглашения сформулировать условия соглашения таким образом, чтобы достичь преимуществ в отношении партнера, с которым заключается соглашение, переложить на него большую часть затрат.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Оппортунизм
приспособленчество, соглашательство. Оппортунизм в рабочем движении — попытка приспособить и подчинить интересы рабочего класса интересам буржуазии; на практике ведет к отказу от классовой борьбы, от социалистической революции и диктатуры пролетариата. Оппортунисты, писал В. И. Ленин, представляют собой часть мелкой буржуазии и некоторых слоев рабочего класса, подкупленную на средства империалистической сверхприбыли, превращенную в сторожевых псов капитализма, в развратителей рабочего движения. В современную эпоху главную опасность для коммунистического и рабочего движения представляет правый оппортунизм.
Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов
Оппортунизм
(opportunism). Уильямсон [Williamson, 1985, р. 47] определяет «оппортунизм» как «преследование личного интереса с использованием коварства». Другими словами, индивиды, по-видимому, совсем не таковы, чтобы им можно было полностью доверять, т. е. в целях извлечения выгоды они могут маскировать свои предпочтения, искажать данные или преднамеренно запутывать вопросы и т. п. Замечание: Асимметричная информация создает возможности для оппортунистического поведения, как, например, в случае неблагоприятного отбора или морального риска. Существование трансакционно-специфических инвестиций обеспечивает другую возможность для «нечестного» поведения (С. 170 и т. д.).
Источник: Институты и экономическая теория. Глоссарий. 2005 г.
ОППОРТУНИЗМ
(opportunism) Стремление одной стороны к изменению условий договоренности в свою пользу, как только другая сторона взяла на себя обязательства. Например, если фирма, выполняя заказ об установке оборудования, приняла на себя обязательство о невозвратных издержках, у заказчика появляется соблазн попытаться договориться о более низкой цене, зная, что поставщик купил специализированное оборудование, не имеющее иного применения. Поставщик также может поддаться искушению и потребовать более высокую цену, зная, что у заказчика нет времени найти другой вариант. Оппортунизм можно компенсировать обязательными или защищенными юридически контрактами (contracts) или же деловыми отношениями с постоянными торговыми партнерами, которые ценят репутацию честных контрактов и поэтому страх потерять их действует как ограничение.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
ОППОРТУНИЗМ
(франц. opportunisme, от лат., орportunus - удобный, выгодный) в экономике, составная часть идейно-политич. течения в рабочем движении, ведущего к распространению влияния бурж. идеологии на рабочий класс, подчинению его действительных интересов интересам капитала. Экономическая теория, политика и практика О. ориентирует рабочий класс на сотрудничество с буржуазией, служит орудием империализма в его борьбе против марксизма-ленинизма, мирового коммунистич. движения и социализма. Зародился во 2-й пол. 19 в. Первоначально его теоретич. основу составляли утопия., реформистские или анархистско-экстремистские идеи различных течений домарксового непролетарского социализма (христианский социализм, немецкий, или «истинный», социализм, прудонизм, бакунизм, бланкизм, лассальянство, дюрингианство и др.), подвергнутых критике К. Марксом и Ф. Энгельсом и к кон. 19 в. потерпевших полное банкротство. С победой марксизма в революц. рабочем движении идеология О. выступает как в собств. формах и носит открыто антимарксистский характер (напр., фабианский социализм), так и в форме ревизионизма. В эпоху общего кризиса капитализма идеология О. представлена двумя осн. разновидностями - правосоциалистич. социал-реформизмом рабочих партий и ревизионизмом (правым и «левым») в мировом коммунистич. движении.
Социал-реформистские экономич. концепции («демократического социализма», «смешанной экономики», «рыночного социализма» и т. д.) и соответствующая политика разрабатываются лидерами и теоретиками социал-демократич. партий, объединившихся в 1951 в Социалистич. интернационал (Социнтерн): Г. Вильсон, Дж. Стрейчи, Э. Кросленд, Р. Кросмен, Дж. Коул (Великобритания); К. Шумахер, Э. Олленхауэр, В. Брандт, Ф. К. Шиллер, К. Немиц, Р. Лёвенталь (ФРГ); Б. Питтерман, Б. Крайский, Б. Каутский, Ф. Кленнер, К. Чернец, Ю. Браунталь (Австрия); Ж. Мок, Г. Молле, А. Филип (Франция); У. Пальме (Швеция) и др. Совр. О. отращает приспособление теории и практики правых лидеров 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гиьфердинг, М. Адлер, О. Бауэр и др.) к новым условиям. Если в прошлом для социал-демократич. теоретиков было характерно формальное признание марксизма, то в ходе дальнейшего «сползания» вправо, после 2-д мировой войны 1939 - 45, они открыто объявили о разрыве с марксизмом. Одни экономич. доктрины О., например англ. лейбористов, опираются на кейнсианские и неокейнсианские концепции, другие, напр» зап.-герм. социал-демократов, - преим. на неолиберализм при определ. заимствовании кейнсианских идей (теория «социального рыночного хозяйства»). В целом их идейно-теоретич. источником выступает, в первую очередь, весь комплекс совр. бурж. теорий «трансформации капитализма». экономич. теория и оппортунистич. практика совр. ревизионизма выражены в трактовке государственно-монополистического капитализма в социал-реформистском духе, в разработке концепций типа «рыночного социализма» или «казарменного коммунизма», в попытках их практич. реализации, к-рые имели место, напр., в Чехословакии в кон. 60-х гг. и имеют место с кон. 50-х гг. в Китае (см. Ревизионизм).
По направлению своего воздействия на революц. рабочее движение О. может быть правым и «левым», при этом один вид О. нередко переходит в другой. Правый О. - реформистские теории и соглашательские политич. и тактич. установки (бернштейнианство, каутскианство, совр. социал-реформизм и правый ревизионизм), направленные на фактич. защиту бурж. строя, гос.-монополистич. капитализма, на отказ во имя реформ, временных и частичных выгод от революц. действий, коренного преобразования общества на социалистич. и коммунистич. началах. В коммунистич. партиях он означает «сползание» на ликвидаторские позиции, переход на платформу социал-демократизма. Правый О. доходит до отрицания руководящей роли марксистско-ленинской партии, что ведёт к капитуляции перед антисоциалистич. силами. «Левый» О. (троцкизм, маоизм) прикрывается ультрареволюц. фразой, толкает массы на авантюристич. действия, а коммунистич. партию на путь сектантства, дискредитирует коммунизм и тем самым льёт воду на мельницу буржуазии, антикоммунизма. К течениям «левого» О. принадлежат также «новые левые», неотроцкистские и маоистские элементы и др. группы радикалистского движения интеллигенции, к-рое особенно активизировалось в 60-е гг. Теоретики этого движения критикуют гос.-монополистич. капитализм с анархистских и анархо-синдикалистских позиций (см. Анархо-синдикализм), выступают с нападками «слева» на социализм, стратегию и тактику мирового коммунистич. движения (Г. Маркузе, Кон-Бендит, А. Эммануэль, Э. Мандель, Б. Густафсон, П. Суизи, Ш. Беттельхейм и др.), пытаясь при этом использовать отд. положения учения К. Маркса, к-рое они извращают.
Экономич. концепции О. как периода империализма кон. 19 - нач. 20 вв., так и общего кризиса капитализма, несмотря на их различия по кругу поднимаемых вопросов и формам аргументации, имеют общие гносеология. и социально-экономич., классовые корни. Для них характерен метафизико-идеалистич. подход вульгарной политической экономии к изучению экономич. процессов и явлений. Доктрины О., выступая под флагом рабочего движения, в действительности выражают не коренные интересы рабочего класса, а положение и специфич. интересы непролетарских классов и слоёв, противоречащие коренным потребностям обществ. развития.
Ленин подчёркивал, что О. всегда и везде «... осуществляет влияние буржуазии на пролетариат извнутри рабочего движения... Оппортунизм в верхах рабочего движения, это - социализм не пролетарский, а буржуазный. Практически доказано, что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, - лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 296, 232).
О. - социальный продукт целой историч. эпохи - империализма и общего кризиса капитализма. Он обусловлен социально-экономич. структурой капиталистич. стран, характером классовой борьбы, происходящей в совр. мире. Империализм не только размывает, но и систематически создаёт т. н. средние слои, с к-рыми многочисл. нитями и сотнями переходных ступеней связан пролетариат. В его ряды постоянно вливаются мелкобурж. элементы - от разорившихся дельцов, ремесленников, крестьян, фермеров до нек-рой части интеллигенции и лиц свободных профессий. Все эти пролетаризируемые средние слои привносят в рабочее движение характерные для них колебания и непостоянство, служат каналом распространения бурж. идеологии, а также почвой для таких форм О., как анархизм, ультралевые тенденции и мелкобурж. радикализм.
Источником О. в рабочем движении является и «профсоюзная верхушка», «рабочая аристократия», создаваемые и поддерживаемые монополистич. капиталом за счёт сверхприбылей, «... общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который сросся со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и „приспособить“ эта буржуазия» (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 255). Немаловажное значение имеет социальная политика буржуазии, к-рая включает, под давлением борьбы рабочего класса и роста влияния мировой системы социализма, и материальные уступки трудящимся в области заработной платы и социальных выплат, и социальную демагогию, маскирующую эксплуататорское существо бурж. строя (распределение акций среди рабочих, «капитализация» части заработной платы, налоговые поощрения частных сбережений рабочих и т. п.). Всё это делается с целью внедрения в определ. слои рабочего класса психологии потребительства, мещанства как базы О. Учитывая, что в бурж. обществе средства массовой информации, культурные учреждения и система образования принадлежат капиталистам или контролируются ими, временное усиление влияния, проникновение бурж. идеологии в рабочее движение представляется вполне понятным. В конечном же счёте коренные противоречия капитализма каждый раз неизбежно поднимают революц. рабочее движение под лозунгами экономич., социальных и политич. требований на новую, более высокую ступень.
Причинами, породившими отд. оппортунистич. воззрения и практич. действия в нек-рых социалистич. странах, являются активизация в них остатков эксплуататорских классов, давление на компартии мелкобурж. стихии, а также идейно-политич. диверсии со стороны междунар. империализма, стремление мелкобурж. элементов замкнуться в нац. «квартирах» и получить выгоду, играя на противоречиях между социалистич. содружеством и империалистич. гос-вами, капитуляция перед трудностями социалистич. строительства.
Основным идейно-теоретич. звеном социально-экономических доктрин совр. О., социал-реформистских и ревизионистских, является концепция «третьего пути», якобы отличного и от капитализма и от социализма («демократический социализм», нац. «модели социализма»). Эта мелкобурж. концепция отражает модификацию форм бурж. идеологии применительно к условиям совр. науч.-технич. революции, соревнования капитализма и социализма, потребовавшим от бурж. теоретиков в нек-рой степени критич. отношения к капиталистич. действительности, а не только откровенной её апологии. Эта необходимость вызвала усиленную разработку концепций трансформации бурж. общества, выработку квазипозитивных идеалов будущего (единое индустриальное общество, постиндустриальное общество, технотронное общество и т. д.). Решение такого рода задач, осуществляемое в интересах монополистич. буржуазии, усилило традиционное стремление реформистов и ревизионистов - идеологов т. н. средних классов и слоёв к поиску «третьего пути». Этот совместный «поиск» стал одним из факторов значит. оживления мелкобурж. социализма, способствовал филиации идей между различными направлениями немарксистской экономич. мысли, наложил определ. отпечаток на содержание и формы совр. О.
Превратно истолковывая социально-экономич. процессы, происходящие в условиях гос.-монополистич. капитализма и науч.-технич. революции, - интернационализацию произ-ва и капитала, империалистич. экономич. интеграцию, частичное вытеснение индивидуальной частнокапиталистич. собственности кооперативной, гос.-капиталистич. собственностью, изменения в структуре рабочего класса, отделение функции управления от владения капиталом, социальные завоевания трудящихся промышленно развитых стран и т. п., оппортунисты подхватили бурж. теории «демократизации» капитала, «диффузии собственности», «формирования собственности», «социального партнёрства», «управленч. революции», «планового» капитализма, «государства всеобщего благосостояния», «депролетаризации», «нового среднего класса» и др. По их утверждениям, капитализм якобы исчезает и без революции, без перехода власти в руки рабочего класса, без обобществления средств произ-ва, трансформируется в «демократический социализм». Исходя из таких позиций, правые лидеры Социнтерна выступают против социалистич. строя, объявляя его тоталитарным режимом и противопоставляя ему т. н. свободный капиталистич. мир.
Антикоммунизм, борьба против марксизма-ленинизма, пролетарской политэкономич. мировой системы социализма - главная черта совр. О. Этим определяется и его отношение к нац.-освободит. движению: во что бы то ни стало удержать молодые нац. гос-ва в системе мирового капитализма.
О. в экономике, как и питающая его бурж. политЭкономич. переживает всё углубляющийся кризис. Науч. несостоятельность экономич. теорий и практики О. подтверждается всем историч. развитием 20-го столетия. Вскоре после выхода в свет осн. работ Э. Бернштейна разразились один за другим экономич. кризисы перепроиз-ва 1900 и 1907, произошла 1-я русская Революция 1905 - 07. «Смягчение противоречий» бурж. общества вылилось в 1-ю мировую войну 1914 - 18, в общий кризис капитализма, в победу Окт. революции 1917. Приспосабливаясь к новым условиям, теоретики О. заимствовали «новейшие идеи» и «новые данные хоз. развития» из модных бурж. теорий 20 - 30-х гг., пытаясь обосновать тезис об экономич. и политич. стабилизации капитализма. Но эти попытки были опровергнуты мировым экономич. кризисом 1929 - 33, а «ликвидация классового господства в условиях демократии» обернулась кровавой фашистской диктатурой Гитлера, Муссолини, Франко, 2-й мировой войной 1939 - 45. После войны образовалась мировая система социализма, произошло крушение колониальной системы империализма. В послевоен. десятилетия вновь появился и, казалось бы, стал приобретать влияние на массы реформистский миф о бескризисном развитии капитализма, его врастании в социализм. Но и он был развеян социально-политич. взрывами (напр., события во Франции в мае 1968), экономич. кризисом 1974 - 75, тесно переплетённым с такими потрясениями мирового капиталистич. х-ва, как валютный, сырьевой, энергетич. и экологич. кризисы; обострились межимпериалистич. противоречия, углубился идейно-политич. кризис бурж. общества. Социалистич. и социал-демократич. партии, входящие в Социнтерн, неоднократно находились у власти в Австрии, Великобритании, Нидерландах, ФРГ, Дании, Норвегии, Швеции, Новой Зеландии, Израиле, однако ни в одной из этих стран не был поколеблен капиталистич. способ произ-ва, система капиталистич. эксплуатации.
Попытки реализовать в практике социалистич. хозяйствования тот или иной вариант «рыночного социализма» (напр., в ЧССР в кон. 60-х гг.) приводят к подрыву планомерности, ограничению действия закона распределения по количеству и качеству труда, превращению обще нар. собственности в групповую, возрождению стихийности экономич. развития, рыночной конкуренции, появлению безработицы, неконтролируемого повышения цен, инфляции, росту дефицита торг. и платёжного баланса страны, оживлению частного сектора, частно-собственнич. отношений и пережитков, увеличению разрыва в доходах между районами, отраслями нар. х-ва, предприятиями, в зарплате работников одной и той же квалификации. В результате возникает и углубляется противоречие между обществ. характером произ-ва и групповыми, рыночными формами присвоения его результатов, что неумолимо ставит вопрос о едином директивном гос. планировании, осуществляемом обществом в целом, о гос. контроле за мерой труда и мерой потребления.
Огромный ущерб социалистич. нар. х-ву наносится и тогда, когда верх берут левооппортунистич. тенденции. Так, осуществление маоистской доктрины «казарменного коммунизма» - концепции социально-экономич. развития, оказавшей в кон. 50 - 70-х гг. определяющее влияние на формирование экономич. политики руководства КПК, вызвало резкое падение произ-ва в связи с попыткой форсировать индустриализацию Китая путём «большого скачка» (1958 - 60) и в период т. н. культурной революции (1966 - 69).
Борясь против теории и практики совр. правого и «левого» О., коммунисты преследуют цель укрепить единство своих рядов, единство рабочего класса в борьбе за мир, демократию, социализм и коммунизм. Они уделяют большое внимание процессам дифференциации в социал-демократии, к-рые происходят под воздействием роста сил и влияния мировой системы социализма и междунар. коммунистич. движения, углубления общего кризиса капитализма и обострения всех его противоречий. Терпит поражение откровенный антикоммунизм и антисоветизм правых лидеров социал-демократии, от них отходит масса рядовых членов партий и под их влиянием часть партийных руководителей, что открывает путь для совместных действий и единства левых сил, коммунистов и социалистов. Коммунисты, подчёркивая, что между науч. коммунизмом и реформизмом социал-демократии ни о каком идеологич. сближении не может быть и речи, вместе с тем выступают «... за сотрудничество с социалистами и социал-демократами, чтобы установить передовой демократический строй сегодня и построить социалистическое общество в будущем... Естественно, для продвижения вперед по этому пути необходимо, чтобы социалистические партии и другие политические организации, высказывающиеся за социализм, решительно порвали с политикой классового сотрудничества с буржуазией и проводили политику эффективной борьбы за мир, демократию и социализм» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 306, 307).
Социал-реформистские экономич. концепции («демократического социализма», «смешанной экономики», «рыночного социализма» и т. д.) и соответствующая политика разрабатываются лидерами и теоретиками социал-демократич. партий, объединившихся в 1951 в Социалистич. интернационал (Социнтерн): Г. Вильсон, Дж. Стрейчи, Э. Кросленд, Р. Кросмен, Дж. Коул (Великобритания); К. Шумахер, Э. Олленхауэр, В. Брандт, Ф. К. Шиллер, К. Немиц, Р. Лёвенталь (ФРГ); Б. Питтерман, Б. Крайский, Б. Каутский, Ф. Кленнер, К. Чернец, Ю. Браунталь (Австрия); Ж. Мок, Г. Молле, А. Филип (Франция); У. Пальме (Швеция) и др. Совр. О. отращает приспособление теории и практики правых лидеров 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гиьфердинг, М. Адлер, О. Бауэр и др.) к новым условиям. Если в прошлом для социал-демократич. теоретиков было характерно формальное признание марксизма, то в ходе дальнейшего «сползания» вправо, после 2-д мировой войны 1939 - 45, они открыто объявили о разрыве с марксизмом. Одни экономич. доктрины О., например англ. лейбористов, опираются на кейнсианские и неокейнсианские концепции, другие, напр» зап.-герм. социал-демократов, - преим. на неолиберализм при определ. заимствовании кейнсианских идей (теория «социального рыночного хозяйства»). В целом их идейно-теоретич. источником выступает, в первую очередь, весь комплекс совр. бурж. теорий «трансформации капитализма». экономич. теория и оппортунистич. практика совр. ревизионизма выражены в трактовке государственно-монополистического капитализма в социал-реформистском духе, в разработке концепций типа «рыночного социализма» или «казарменного коммунизма», в попытках их практич. реализации, к-рые имели место, напр., в Чехословакии в кон. 60-х гг. и имеют место с кон. 50-х гг. в Китае (см. Ревизионизм).
По направлению своего воздействия на революц. рабочее движение О. может быть правым и «левым», при этом один вид О. нередко переходит в другой. Правый О. - реформистские теории и соглашательские политич. и тактич. установки (бернштейнианство, каутскианство, совр. социал-реформизм и правый ревизионизм), направленные на фактич. защиту бурж. строя, гос.-монополистич. капитализма, на отказ во имя реформ, временных и частичных выгод от революц. действий, коренного преобразования общества на социалистич. и коммунистич. началах. В коммунистич. партиях он означает «сползание» на ликвидаторские позиции, переход на платформу социал-демократизма. Правый О. доходит до отрицания руководящей роли марксистско-ленинской партии, что ведёт к капитуляции перед антисоциалистич. силами. «Левый» О. (троцкизм, маоизм) прикрывается ультрареволюц. фразой, толкает массы на авантюристич. действия, а коммунистич. партию на путь сектантства, дискредитирует коммунизм и тем самым льёт воду на мельницу буржуазии, антикоммунизма. К течениям «левого» О. принадлежат также «новые левые», неотроцкистские и маоистские элементы и др. группы радикалистского движения интеллигенции, к-рое особенно активизировалось в 60-е гг. Теоретики этого движения критикуют гос.-монополистич. капитализм с анархистских и анархо-синдикалистских позиций (см. Анархо-синдикализм), выступают с нападками «слева» на социализм, стратегию и тактику мирового коммунистич. движения (Г. Маркузе, Кон-Бендит, А. Эммануэль, Э. Мандель, Б. Густафсон, П. Суизи, Ш. Беттельхейм и др.), пытаясь при этом использовать отд. положения учения К. Маркса, к-рое они извращают.
Экономич. концепции О. как периода империализма кон. 19 - нач. 20 вв., так и общего кризиса капитализма, несмотря на их различия по кругу поднимаемых вопросов и формам аргументации, имеют общие гносеология. и социально-экономич., классовые корни. Для них характерен метафизико-идеалистич. подход вульгарной политической экономии к изучению экономич. процессов и явлений. Доктрины О., выступая под флагом рабочего движения, в действительности выражают не коренные интересы рабочего класса, а положение и специфич. интересы непролетарских классов и слоёв, противоречащие коренным потребностям обществ. развития.
Ленин подчёркивал, что О. всегда и везде «... осуществляет влияние буржуазии на пролетариат извнутри рабочего движения... Оппортунизм в верхах рабочего движения, это - социализм не пролетарский, а буржуазный. Практически доказано, что деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому направлению, - лучшие защитники буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 296, 232).
О. - социальный продукт целой историч. эпохи - империализма и общего кризиса капитализма. Он обусловлен социально-экономич. структурой капиталистич. стран, характером классовой борьбы, происходящей в совр. мире. Империализм не только размывает, но и систематически создаёт т. н. средние слои, с к-рыми многочисл. нитями и сотнями переходных ступеней связан пролетариат. В его ряды постоянно вливаются мелкобурж. элементы - от разорившихся дельцов, ремесленников, крестьян, фермеров до нек-рой части интеллигенции и лиц свободных профессий. Все эти пролетаризируемые средние слои привносят в рабочее движение характерные для них колебания и непостоянство, служат каналом распространения бурж. идеологии, а также почвой для таких форм О., как анархизм, ультралевые тенденции и мелкобурж. радикализм.
Источником О. в рабочем движении является и «профсоюзная верхушка», «рабочая аристократия», создаваемые и поддерживаемые монополистич. капиталом за счёт сверхприбылей, «... общественный слой парламентариев, журналистов, чиновников рабочего движения, привилегированных служащих и некоторых прослоек пролетариата, который сросся со своей национальной буржуазией и которого вполне сумела оценить и „приспособить“ эта буржуазия» (Ленин В. И., там же, т. 26, с. 255). Немаловажное значение имеет социальная политика буржуазии, к-рая включает, под давлением борьбы рабочего класса и роста влияния мировой системы социализма, и материальные уступки трудящимся в области заработной платы и социальных выплат, и социальную демагогию, маскирующую эксплуататорское существо бурж. строя (распределение акций среди рабочих, «капитализация» части заработной платы, налоговые поощрения частных сбережений рабочих и т. п.). Всё это делается с целью внедрения в определ. слои рабочего класса психологии потребительства, мещанства как базы О. Учитывая, что в бурж. обществе средства массовой информации, культурные учреждения и система образования принадлежат капиталистам или контролируются ими, временное усиление влияния, проникновение бурж. идеологии в рабочее движение представляется вполне понятным. В конечном же счёте коренные противоречия капитализма каждый раз неизбежно поднимают революц. рабочее движение под лозунгами экономич., социальных и политич. требований на новую, более высокую ступень.
Причинами, породившими отд. оппортунистич. воззрения и практич. действия в нек-рых социалистич. странах, являются активизация в них остатков эксплуататорских классов, давление на компартии мелкобурж. стихии, а также идейно-политич. диверсии со стороны междунар. империализма, стремление мелкобурж. элементов замкнуться в нац. «квартирах» и получить выгоду, играя на противоречиях между социалистич. содружеством и империалистич. гос-вами, капитуляция перед трудностями социалистич. строительства.
Основным идейно-теоретич. звеном социально-экономических доктрин совр. О., социал-реформистских и ревизионистских, является концепция «третьего пути», якобы отличного и от капитализма и от социализма («демократический социализм», нац. «модели социализма»). Эта мелкобурж. концепция отражает модификацию форм бурж. идеологии применительно к условиям совр. науч.-технич. революции, соревнования капитализма и социализма, потребовавшим от бурж. теоретиков в нек-рой степени критич. отношения к капиталистич. действительности, а не только откровенной её апологии. Эта необходимость вызвала усиленную разработку концепций трансформации бурж. общества, выработку квазипозитивных идеалов будущего (единое индустриальное общество, постиндустриальное общество, технотронное общество и т. д.). Решение такого рода задач, осуществляемое в интересах монополистич. буржуазии, усилило традиционное стремление реформистов и ревизионистов - идеологов т. н. средних классов и слоёв к поиску «третьего пути». Этот совместный «поиск» стал одним из факторов значит. оживления мелкобурж. социализма, способствовал филиации идей между различными направлениями немарксистской экономич. мысли, наложил определ. отпечаток на содержание и формы совр. О.
Превратно истолковывая социально-экономич. процессы, происходящие в условиях гос.-монополистич. капитализма и науч.-технич. революции, - интернационализацию произ-ва и капитала, империалистич. экономич. интеграцию, частичное вытеснение индивидуальной частнокапиталистич. собственности кооперативной, гос.-капиталистич. собственностью, изменения в структуре рабочего класса, отделение функции управления от владения капиталом, социальные завоевания трудящихся промышленно развитых стран и т. п., оппортунисты подхватили бурж. теории «демократизации» капитала, «диффузии собственности», «формирования собственности», «социального партнёрства», «управленч. революции», «планового» капитализма, «государства всеобщего благосостояния», «депролетаризации», «нового среднего класса» и др. По их утверждениям, капитализм якобы исчезает и без революции, без перехода власти в руки рабочего класса, без обобществления средств произ-ва, трансформируется в «демократический социализм». Исходя из таких позиций, правые лидеры Социнтерна выступают против социалистич. строя, объявляя его тоталитарным режимом и противопоставляя ему т. н. свободный капиталистич. мир.
Антикоммунизм, борьба против марксизма-ленинизма, пролетарской политэкономич. мировой системы социализма - главная черта совр. О. Этим определяется и его отношение к нац.-освободит. движению: во что бы то ни стало удержать молодые нац. гос-ва в системе мирового капитализма.
О. в экономике, как и питающая его бурж. политЭкономич. переживает всё углубляющийся кризис. Науч. несостоятельность экономич. теорий и практики О. подтверждается всем историч. развитием 20-го столетия. Вскоре после выхода в свет осн. работ Э. Бернштейна разразились один за другим экономич. кризисы перепроиз-ва 1900 и 1907, произошла 1-я русская Революция 1905 - 07. «Смягчение противоречий» бурж. общества вылилось в 1-ю мировую войну 1914 - 18, в общий кризис капитализма, в победу Окт. революции 1917. Приспосабливаясь к новым условиям, теоретики О. заимствовали «новейшие идеи» и «новые данные хоз. развития» из модных бурж. теорий 20 - 30-х гг., пытаясь обосновать тезис об экономич. и политич. стабилизации капитализма. Но эти попытки были опровергнуты мировым экономич. кризисом 1929 - 33, а «ликвидация классового господства в условиях демократии» обернулась кровавой фашистской диктатурой Гитлера, Муссолини, Франко, 2-й мировой войной 1939 - 45. После войны образовалась мировая система социализма, произошло крушение колониальной системы империализма. В послевоен. десятилетия вновь появился и, казалось бы, стал приобретать влияние на массы реформистский миф о бескризисном развитии капитализма, его врастании в социализм. Но и он был развеян социально-политич. взрывами (напр., события во Франции в мае 1968), экономич. кризисом 1974 - 75, тесно переплетённым с такими потрясениями мирового капиталистич. х-ва, как валютный, сырьевой, энергетич. и экологич. кризисы; обострились межимпериалистич. противоречия, углубился идейно-политич. кризис бурж. общества. Социалистич. и социал-демократич. партии, входящие в Социнтерн, неоднократно находились у власти в Австрии, Великобритании, Нидерландах, ФРГ, Дании, Норвегии, Швеции, Новой Зеландии, Израиле, однако ни в одной из этих стран не был поколеблен капиталистич. способ произ-ва, система капиталистич. эксплуатации.
Попытки реализовать в практике социалистич. хозяйствования тот или иной вариант «рыночного социализма» (напр., в ЧССР в кон. 60-х гг.) приводят к подрыву планомерности, ограничению действия закона распределения по количеству и качеству труда, превращению обще нар. собственности в групповую, возрождению стихийности экономич. развития, рыночной конкуренции, появлению безработицы, неконтролируемого повышения цен, инфляции, росту дефицита торг. и платёжного баланса страны, оживлению частного сектора, частно-собственнич. отношений и пережитков, увеличению разрыва в доходах между районами, отраслями нар. х-ва, предприятиями, в зарплате работников одной и той же квалификации. В результате возникает и углубляется противоречие между обществ. характером произ-ва и групповыми, рыночными формами присвоения его результатов, что неумолимо ставит вопрос о едином директивном гос. планировании, осуществляемом обществом в целом, о гос. контроле за мерой труда и мерой потребления.
Огромный ущерб социалистич. нар. х-ву наносится и тогда, когда верх берут левооппортунистич. тенденции. Так, осуществление маоистской доктрины «казарменного коммунизма» - концепции социально-экономич. развития, оказавшей в кон. 50 - 70-х гг. определяющее влияние на формирование экономич. политики руководства КПК, вызвало резкое падение произ-ва в связи с попыткой форсировать индустриализацию Китая путём «большого скачка» (1958 - 60) и в период т. н. культурной революции (1966 - 69).
Борясь против теории и практики совр. правого и «левого» О., коммунисты преследуют цель укрепить единство своих рядов, единство рабочего класса в борьбе за мир, демократию, социализм и коммунизм. Они уделяют большое внимание процессам дифференциации в социал-демократии, к-рые происходят под воздействием роста сил и влияния мировой системы социализма и междунар. коммунистич. движения, углубления общего кризиса капитализма и обострения всех его противоречий. Терпит поражение откровенный антикоммунизм и антисоветизм правых лидеров социал-демократии, от них отходит масса рядовых членов партий и под их влиянием часть партийных руководителей, что открывает путь для совместных действий и единства левых сил, коммунистов и социалистов. Коммунисты, подчёркивая, что между науч. коммунизмом и реформизмом социал-демократии ни о каком идеологич. сближении не может быть и речи, вместе с тем выступают «... за сотрудничество с социалистами и социал-демократами, чтобы установить передовой демократический строй сегодня и построить социалистическое общество в будущем... Естественно, для продвижения вперед по этому пути необходимо, чтобы социалистические партии и другие политические организации, высказывающиеся за социализм, решительно порвали с политикой классового сотрудничества с буржуазией и проводили политику эффективной борьбы за мир, демократию и социализм» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 306, 307).
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.