Опорный каркас расселения

Найдено 1 определение
Опорный каркас расселения
сеть наиболее значительных поселений определенной территории (фокусов экономической, политической и культурной жизни) и соединяющих их транспортных коммуникаций. Внимание к этому объекту географического изучения привлек Н.Н. Баранский: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть, это остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию». Термин был предложен Б.С. Хоревым, а наиболее законченная разработка теории «опорного каркаса расселения» принадлежит Г.М. Лаппо. О. к. р. – это географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации. Образно можно сказать, что узлы и линии О. к. р. создают вершины и хребты экономического рельефа территории. Узлы О. к. р. – города и агломерации. На глобальном уровне они представлены крупнейшими городами, на уровне страны – большими городскими поселениями. На уровне региона к ним присоединяются и средние, на уровне края, области, республики, штата, земли, департамента – все города и крупные поселки городского типа. Формирование агломераций увеличивает скрепляющую силу этих узлов. В территориальной структуре хозяйства главные функции узлов О. к. р. – районообразующая и районоорганизующая (выступают как важнейшие факторы социально-экономического развития окружающего района; оказывают определяющее влияние на системы расселения, транспортную сеть, рекреационные системы, выступают в качестве региональных столиц). Узлы каркаса часто организуют освоение новых ресурсных территорий, придают ему разнообразное обеспечение (информационное, организационное, проектное, строительное, транспортное, кадровое и т.д.). Линейными элементами О. к. р. являются транспортные коммуникации (магистрали и полимагистрали; последние возникают в связи с формированием единых инфраструктурных систем: транспортной, энергетической, газоснабжения). На глобальном уровне О. к. р. характеризуется резко выраженной неравномерностью широтного распределения. На главный пояс расселения шириной около 1 тыс. км между 30 и 40 градусами с. ш. приходится 1/4 всех крупных центров (с населением св. 500 тыс. чел.); плотность их сети в 2,5 раза превышает среднюю по земному шару. Также четко вырисовываются четыре меридиональных скопления: Европейское, Восточно-Азиатское, Южно-Азиатское и Северо-Американское. Вне основных скоплений расстояния в каркасе увеличиваются, и он теряет свою непрерывность. Обнаруживаются огромные пространства, обойденные каркасом (в т.ч. Север нашей страны и Канады, азиатские, африканские и австралийские пустыни, Амазония). В Европе выделяется многоядерное скопление в треугольнике Рур – Лондон – Париж, от которого «ось урбанизации» направляется в Италию (Милан) и к Средиземноморью. Вторая ось идет по Дунаю. В Поволжье мощно выражена меридиональная ось с «нанизанными» на нее очень крупными центрами, ритмично расположенными на берегах Волги, которая окаймлена с запада и востока полосами периферии, заполненными довольно редкой сетью преимущественно малых и средних городов. О. к. р. всюду подчеркивает контрастность расселения, неравномерность, заложенную в территориальной структуре природных ресурсов, и своим развитием предопределяет дальнейшее нарастание неравномерности. А.П. Горкин

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
136.56 кб

Территориальная концентрация и опорный каркас расселения в северо-западных районах Удмуртии

Литвинов Анатолий Александрович, Кутявин Сергей Владимирович
Рассматривается территориальная концентрация населения в одном из подрайонов Удмуртии Северо-Западном. Исследование проведено по статистическим материалам 1970, 1979, 1989 и 2008 гг.