Специфическая система оплаты труда работников, финансирование организаций которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней — федерального, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований. Особенности организации оплаты труда работников, занятых в организациях, финансируемых из бюджетов, заключаются в том, что её порядок и регламентация определяются государством, то есть федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства труда и социальной защиты РФ и другими соответствующими министерствами. С 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти45. Составными элементами заработной платы в новых системах оплаты труда являются: а) должностной оклад в соответствии с профессиональной квалификационной группой (ПКГ) взамен тарифных ставок (окладов) по ЕТС. ПКГ установлены для каждой бюджетной отрасли (образование, здравоохранение, наука, культура, государственная служба и др.). Размеры должностных окладов, ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объёма выполняемой работы, но не ниже установленного минимального размера оплаты труда по каждой ПКГ; б) выплаты компенсационного характера, которые устанавливаются в процентах к должностным окладам, ставкам или в абсолютных размерах. в) выплаты стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами по итогам работы (за квартал, полугодие, год). Объём средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет бюджетных ассигнований.
Общие принципиальные положения, характерные для новых систем оплаты труда в бюджетных организациях. · Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством с учетом: а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; б) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; в) профессиональных стандартов; г) государственных гарантий по оплате труда; д) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ; е) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого также Министерством труда и социальной защиты РФ; ж) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета; з) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; и) мнения представительного органа работников. · Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором и устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. · Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. · Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах (если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации). · Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений могут устанавливать Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения. · Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. · Фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объёма лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.
Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов, направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера [24, с. 297–331; 25, с. 311–319].
Оплата труда работников бюджетной сферы
Оплата труда работников бюджетной сферы
Источник: Словарь-справочник по экономике труда М. Берлин. Директ-Медиа 2017