ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
англ. intangible assets appraisal) – определение стоимости объема прав предприятия на определенную группу объектов, не имеющих материально-вещественного содержания и приносящих предприятию доход в течение периода, оговоренного национальным законодательством. В соответствии с нормами международного права к объектам гражданских прав относится не только движимое и недвижимое имущество (включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, имеющее вещественно-натур. форму), но и права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность и др.). Права на результаты интеллектуальной деятельности обеспечивают их владельцам нек-рые привилегии и, как правило, создают для них нек-рую прибыль. В международной практике при использовании этих прав в производств. деятельности пр-тия употребляют понятие «нематериальные активы» (неосязаемые активы). По происхождению нематериальные активы (НА) могут быть квалифицированы как права, возникающие из разл. соглашений, заключ. для создания или приобретения конкретного вида НА с целью получения договаривающимися сторонами нек-рых экономич. выгод. В российском законодательстве к НА относят используемые в хоз. деятельности в течение периода, превышающего 12 мес., и приносящие доход права, возникающие из: авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства, на объекты смежных прав, программные продукты, базы данных и др.; патентов на изобретения, промышл. образцы, селекционные достижения; свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; коммерческой или служебной тайны; прав на «ноу-хау» и др. Кроме того, НА включают: организационные расходы, результаты законч. НИОКР и проектно-изыскательских работ, гудвилл (деловую репутацию орг-ции). В зависимости от назначения и функций, выполняемых в производств. деятельности, выделяют след. виды НА: интеллектуальную собственность, отложенные затраты, деловую репутацию (гудвилл). Интеллектуальная собственность (ИС) является спец. категорией НА и представляет собой права на результаты интеллектуальной деятельности. Обычно ИС подразделяют на промышленную собственность, авторское право и смежные с ним права. К промышленной собственности относятся права на изобретения, полезные модели, промышл. образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, права по пресечению недобросовестной конкуренции. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, аудио-видео-радио записи, в т.ч. программные продукты и базы данных. Смежные права включают права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Отложенные затраты охватывают организационные расходы, связ. с образованием юридич. лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал, а также затраты на осуществление и приобретение НИОКР с целью их использования в собственном произ-ве. Деловая репутация складывается в процессе осуществления хоз. (предпринимательской) деятельности и представляет собой ряд положит., присущих конкретному пр-тию и неотделимых от него обстоятельств (преимуществ): выгодное географич. расположение; отлаж. система сбыта и снабжения; качество производимых товаров; известность на рынке; деловые связи; высокотехнологич. произ-во; наличие «ноу-хау», человеческие ресурсы, профессиональный уровень персонала и его высокие моральные качества и т.д. Нематериальный актив (гудвилл) возникает только в результате купли-продажи пр-тия как единого имущественно-финанс. комплекса и отражается в балансе предприятия-покупателя. НА могут создаваться на пр-тии или приобретаться со стороны; вноситься учредителями в счет их вкладов в уставный капитал пр-тия; быть получены как вклад в совместную деятельность или в порядке безвозмездной передачи. НА могут быть использованы в качестве источника дополнит. дохода пр-тия (в свою очередь их можно продать, внести в качестве взноса при организации совместной деятельности или в уставный капитал др. пр-тий). Создание, использование, приобретение (продажа) и выбытие НА осуществляются на основании разл. гражданско-правовых договоров. В зависимости от вида НА это могут быть: договор о создании и передаче научно-технич. продукции; договор о выполнении НИОКР; авторский или лицензионный договор, учредительный договор; договор о передаче «ноу-хау» и т.д. Стоимость нематериальных активов – сумма, в к-рой выражается ценность актива. Учетная политика требует включения НА в балансы пр-тий любых организационно-правовых форм собственности. В бух. учете и отчетности НА отражаются по первоначальной и остаточной стоимости. В соответствии с действующими в РФ нормативными документами первоначальная стоимость НА складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, пригодного к использованию, и зависит от форм поступления НА. При покупке НА их стоимость оценивают путем суммирования фактич. произведенных расходов на покупку; при безвозмездной передаче – по рыночной стоимости на дату ее оприходования; при внесении в счет вкладов (паев) в уставный (складочный) капитал – по договоренности сторон или оценке независимого оценщика; при создании самим пр-тием – путем суммирования фактич. расходов на его изготовление. Ко всем расходам добавляют расходы, понес. пр-тием по доведению НА до состояния, пригодного к использованию в запланир. целях. Остаточная стоимость для амортизируемых НА представляет собой разницу между первоначальной их стоимостью и накопл. на отчетную дату амортизацией. Стоимость объектов НА погашается начислением амортизации в течение установл. срока их полезного использования. При этом амортизац. отчисления определяются или линейным способом, исходя из норм, исчисляемых орг-цией на основе срока полезного использования НА, или списанием стоимости НА, пропорциональной стоимости объема продукции (работ, услуг). Существует ряд объектов, к-рые не амортизируются в процессе их практического применения. В соответствии с российскими нормами к ним относят: организационные расходы; товарные знаки и знаки обслуживания; НА, получ. по договору дарения или безвозмездно в результате приватизации; НА, приобрет. за счет бюджетных средств; НА бюджетных оргций. В хоз. деятельности пр-тий используются также рыночная, реализационная, договорная, инвестиционная, ликвидационная и др. виды стоимости НА. Выбор вида стоимости зависит от целей оценки. Для оценки стоимости НА применяют принятые в междунар. практике подходы: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Каждому из подходов в связи с целями оценки, спецификой НА и условиями их использования присущи конкретные методы оценки. В основе затратного подхода лежат методы учета стоимости (суммы) затрат пр-тия, необходимых на создание (метод стоимости создания или метод исходных затрат), восстановление (метод учета затрат на восстановление стоимости) или замещение (метод учета стоимости затрат на замещение) оцениваемого НА. Здесь оцениваются фактич. произвед. затраты с учетом инфляции (в зависимости от периода их осуществления по коэффициентам, приводящим расходы прошлых лет к стоимости на момент оценки) и степени морального старения НА. Расчет размера экономии (снижения затрат) от использования НА можно выполнить также методом выигрыша в себестоимости продукции. При сравнительном подходе применяют метод прямого сравнения продаж, к-рый предполагает определение стоимости НА по цене сделок купли-продажи аналогичных НА с учетом поправок на различие характеристик активов-аналогов и оцениваемого актива, и метод роялти, учитывающий широко используемые в междунар. лицензионной торговле ставки роялти по отд. отраслям пром-сти и номенклатуре изделий. При доходном подходе стоимость НА определяют как их способность приносить покупателю или инвестору доход в будущем. Расчет чистого дохода от использования НА можно провести: методом преимущества в прибыли (когда прибыль возрастает за счет роста качества и (или) кол-ва выпускаемой продукции); методом преимущества в расходах (включающим метод освобождения от роялти и метод выигрыша в себестоимости); а также методом одноврем. учета преимуществ в прибыли и в расходах. В каждом из этих методов ежегодные будущие доходы суммируют с учетом их дисконтирования. Деловая репутация пр-тия оценивается с помощью бухгалтерского метода, при к-ром под стоимостью гудвилла понимают избыточную стоимость пр-тия в целом сверх совокупной стоимости составляющих идентифицируемых активов или разницу между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финанс. комплекса, имеющего определ. репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы. В отечеств. учете деловая репутация законодательно определена как превышение покупной цены приватизируемого имущества над его оценочной стоимостью. Оценка стоимости НА необходима при: покупке (продаже) пр-тий, их приватизации, акционировании, реорганизации (слиянии, присоединении), реструктуризации, ликвидации или банкротстве, инвестировании, внесении НА в уставный капитал вновь создаваемого пр-тия; заключении сделок купли-продажи НА; определении ущерба от неправомерного использования НА пр-тия; минимизации налогов, выплачиваемых пртием. Кроме того, результаты оценки НА нужны для анализа текущего состояния пр-тия, повышения эффективности применения его активов, для выработки общей стратегии развития пр-тия.