ОБЩИНА

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Община
патриархальная форма хозяйствования непосредственных производителей

Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011

Община

форма экономического объединения людей, отличающаяся общим владением средствами производства.

Источник: Бизнес-словарь

ОБЩИНА

одна из исторических форм экономического объединения группы людей, характеризуемая общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ОБЩИНА
1) одна из исторических форм экономического объединения людей, характеризуемая общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением; 2) формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

Община
одна из первичных и универсальных форм социальной организации людей, возникшая в период первобытнообщинного строя на основе природных, кровнородственных связей. Выступала в качестве производственного, семейно‑бытового, культового коллектива, как административно‑территориальная и фискальная единица.
В России община – замкнутая сословная единица с круговой порукой и ответственностью за подати. Выделяют несколько типов общин: родовую (кровнородственную), соседскую (территориальную), называемую также сельской.

Источник: Экономическая история. Словарь терминов и понятий 2018 г.

ОБЩИНА
1) основная производственная и общественная ячейка первобытнообщинного строя; 2) распространенная форма общественного землепользования крестьян при феодализме. Различают следующие виды общин: первобытнородовую (матриархальную и патриархальную), семейную и сельскую, или соседскую. Основными чертами первобытнородовой общины являются общинная собственность на землю, скот и другие важнейшие средства производства, а также на продукты совместного труда, существование рода (матриархального и патриархального). В качестве промежуточной формы от первобытнородовой к сельской общине выступает семейная община — патриархальная семья во главе со «старшим», иногда выборным мужчиной, объединяющая ближайших родственников, обычно братьев и их жен, а также и неродственников, как свободных, так и уже несвободных лиц. Производство и собственность на продукты — коллективные. Семейная община получает, развитие в период перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и сочетается уже с патриархальным рабством. Сельская община появляется в результате распада первобытнородовой общины. Сельская (соседская, деревенская, . земельная) община уже покоится на частной собственности на часть средств производства, характеризуется той или иной степенью дифференциации производителей. На первом этапе развития сельской общины земля является собственностью общины. Сельская община при феодализме или разлагается и исчезает (в случае, когда феодализм возник из развитого рабовладельческого строя), либо сохраняется на века и тысячелетия (в случаях, когда феодализм возник на базе неразвившегося рабства). Сельская община сохраняется вплоть до эпохи капитализма. В России сельская община просуществовала до Октябрьской революции.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

ОБЩИНА
самоуправляющая производственная и общественная организация людей, присущая главным образом первобытнообщинному способу производства и частично сохранившаяся в недрах феодального и капиталистического общества. С развитием общественного производства менялись и виды общины. На смену первобытно-родовой общине, характеризовавшейся общинной собственностью на средства производства и уравнительным распределением продуктов труда, пришла семейная община, являвшаяся промежуточной формой между первобытно-родовой и сельской общинами. Сельская, или соседская, община появляется в результате общественного разделения труда и возникновения частной собственности на средства производства. Сельская община состояла из людей, не связанных родовыми узами. Домашнее хозяйство, скот превратились здесь в частную собственность каждой семьи. Пашня, лес, луг, вода и другие угодья оставались в общинной собственности. Пашни периодически переделялись между членами общины. С возникновением и развитием капитализма община разлагается. Сельская община, сохранившаяся в силу глубоких феодальных пережитков в России дольше, чем в западноевропейских странах, породила утопические представления революционных демократов 40—70-х годов XIX в. о возможности перехода к социализму через общину, минуя капитализм. Классики марксизма-ленинизма, не отрицая возможности - при условии помощи со стороны победившего пролетариата в других странах - некапиталистического пути развития, отмечали начавшийся процесс дифференциации крестьянства внутри русской общины. Разлагавшаяся под давлением капитализма община уже не представляла того идеала экономической организации хозяйства и политической организации управления, каким ее считали революционеры-народники. Путь к социализму в СССР проложила не община с резкой дифференциацией крестьянства внутри нее, а пролетариат в союзе с трудящимся крестьянством, которое под руководством рабочего класса осуществило социалистическое преобразование мелких частных крестьянских хозяйств в процессе их коллективизации.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ОБЩИНА
в широком значении термина под О. понимаются самые различные социальные общности: гор. коммуны, сел. общества, землячества, религиозные сообщества, проф. объединения и т. п. В спец. значении О. - первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. С образованием классового общества первобытная кровнородственная О. трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сел. населения. В том или ином конкретно-историч. воплощении О. присуща всем докапиталистич. структурам.
На первобытной стадии обществ. развития О. - имеющий всеобщее распространение универсальный институт, выступающий носителем всей совокупности обществ. функций, определяющий всю систему отношений: это и производственный и семейно-бытовой коллектив (см. Первобытнообщинный строй). Изменение обществ. структуры в результате развития производит. сил, роста обществ. разделения труда и возникновения социальных антагонизмов ведёт к утрате О. всеобъемлющего значения. Она становится одной из низовых ячеек сложного социального организма классового общества, превращается в самоуправляющуюся организацию не посредств. производителей. В классовых докапиталистич. обществах О. существовала как объединение, необходимо дополнявшее семейно-индивидуальное х-во, ставшее осн. производств. ячейкой. В качестве специального института, обеспечивающего нормальное функционирование и воспроиз-во крест. х-ва, О. сохраняется, пока не исчезают породившие её докапиталистич. обществ.-экономич. условия. Особенно важна роль О. в экономике крест. х-ва, прежде всего в зем. отношениях. Однако соседская О. классовых докапиталистич. обществ выполняет и более широкие социальные функции. Нередко она является низовой адм.-терр. ячейкой. Отношения в О. закреплены обычным, а часто и гос. правом.
Природная, естественно возникшая общность людей составляет ту основу, с к-рой начинается историч. развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. Изолированный индивид не в состоянии устоять перед силами природы, добыть себе необходимый минимум средств существования. Принадлежность человека к определ. общности на этой стадии - непреложное условие самой жизни вообще; и он существует лишь как член семьи, локальной группы, рода, племени или иной естественно сложившейся общности (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 461 - 87). Неразвитость труда, примитивность средств произ-ва обусловливали коллективность присвоения жизненных средств. О. как кооперация трудящихся индивидов сама выступала в качестве «...первой великой производительной силы...» (там же, с. 485). Труд отд. человека не имел самостоят. бытия; он был составной частью, функцией совокупного труда О. (см. К. Маркс, там же, т. 13, с. 19). Существовавшее внутри первобытной О. разделение труда не было общественным в строгом смысле термина; оно основывалось на половозрастных различиях и на сезонных формах хоз. деятельности. Действит. обществ. разделение труда лишь со временем зарождается между отд. О., обменивавшимися продуктами своей деятельности.
Прогресс в развитии производит. сил и в обществ. разделении труда вёл к усложнению внутр. структуры О., в связи с чем менялось и взаимоотношение составляющих её элементов. С переходом от присваивающей экономики к производящей создавались условия для индивидуализации произ-ва, укреплялась и расширялась хоз. роль семьи, повышалась ценность производств. опыта, знаний и умения отд. индивидов, наметилось отделение организаторских функций от производит. труда. С расширением произ-ва, возникновением специализации обмен взаимной деятельностью между членами О. (и непосредственный, и продуктами) всё чаще совершается через общинных и родовых старейшин, а также вождей, постепенно сосредоточивших в своих руках распределение территории, руководство коллективными работами, организацию воен. дела, отправление культа и мн. др. общественно значимые функции. Т. о., внутри О. начал зарождаться особый институт управления, социальная власть, выступавшая всеобщим представителем О. Пока ещё это была власть опыта, знания, авторитета. Она осуществляется внутри О., не отделена от неё, но в элементах её самостоятельности заложена возможность перехода к власти политической, стоящей над обществом. Привилегированное положение общинной и родоплеменной верхушки в период разложения первобытнообщинного строя стало фактором, ускорившим рост имуществ. и социальной дифференциации.
Дальнейшее развитие произ-ва вело к умножению и усложнению выполняемых О. экономич., идеология., адм.-управленч., военных и др. обществ. функций. С возникновением классового общества всё большая часть этих функций переходила к новым социальным учреждениям: формирующемуся гос-ву, рабовладельч. латифундии, феод. поместью и вотчине. Однако эти учреждения не в состоянии были полностью вытеснить О. как важнейший социальный институт, органич. часть обществ. системы в докапиталистич. обществах.
В сов. экономич. и история, науке общепринято выделение двух осн. типов О. - первобытной, кровнородственной и соседской, территориальной, что соответствует двум принципиально различным социально-экономич. типам общества - доклассовой и классовым докапиталистич. формациям. В развитии родовой О. обычно различают раннеродовую О. охотников, рыболовов, собирателей и развитую родовую О. ранних земледельцев и скотоводов. Первая приходится на стадию присваивающего х-ва, вторая - на начальный этап производящего.
При всём огромном разнообразии конкретно-историч. форм и вариантов соседской О. она также прошла через определ. стадии, в общем совпадающие со ступенями обществ. эволюции. К. Маркс различал 3 осн. формы (ступени, стадии) разложения О. и выделения семейно-индивидуального х-ва: т. н. азиатскую, античную, германскую (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 461 - 508). Перечисленные стадии О. характеризовались дуализмом коллективного и частного начал, прежде всего дуализмом коллективного и индивидуального землевладения, но соотношение этих начал в них было разным. Азиатская стадия О. по сути являлась трансформированной естеств. общностью, господствовавшей на первобытной стадии историч. развития. В основе её лежала общая собственность на землю. Надел отд. семьи представлял неотъемлемую принадлежность О. Такого рода общинная организация опиралась на большой уд. вес коллективного труда, соединение ремесла и земледелия в рамках О., слабость либо отсутствие разделения труда между разными О. Античная стадия, представлявшая след. ступень разложения О. и обособления семейно-индивидуального х-ва и частной собственности, предполагала такую организацию, при к-рой предпосылкой для присвоения земли продолжало оставаться членство в О., но каждый член О. уже стал частным собственником обрабатываемого надела (см. Полис, Парцеллярное хозяйство). Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве гос. собственности отделена здесь от частной собственности. Гарантией сохранения античной О. служило равенство входящих в неё свободных граждан, самостоятельно обеспечивающих своё существование. Герм. О. являла собой дальнейший шаг в обособлении составлявших её семей, в укреплении семейно-индивидуального крест. х-ва как осн. производств. ячейки. В герм. О. коллективная собственность лишь дополнение к собственности отд. домохозяев. Если в античной О. существование индивида как частного собственника было обусловлено его членством в О. (полисе, гос-ве), то в герм. форме, напротив, наличие самой О. обусловлено потребностями семейно-индивидуального х-ва.
Каждая из стадий соседской О. представлена различными модификациями. На развитие и конкретные формы общинных организаций накладывали отпечаток естеств.-географич. условия и историч. среда, в к-рой находились общинные организации, характер хоз.
деятельности, а также этнич. факторы. Особенностями, порождёнными необходимостью крупных коллективных работ (ирригация и пр.), отличалась, напр., О. Вост, деспотий. Господство общей собственности на землю здесь реализовалось через собственность верх. О. в лице гос-ва, деспота; отд. О. выступали лишь наследств, владельцами обрабатываемой земли.
Своеобразную форму ранней соседской О. представляла О. кастовая. Её специфика проистекала из .особого вида обществ. разделения труда, замкнутого в рамках сел. О., основанного не на товарном, а на натуральном обмене продуктами и взаимной деятельностью. Проф. различия, порождённые такой формой обществ. разделения труда, закреплены социально в кастовых различиях. Тем самым резко усиливались присущие О. патриархальность и консерватизм, упрочивался автаркизм О., создавались серьёзные преграды на пути развития гор. ремесла и товарного обмена. Разложение кастовой О. происходит чрезвычайно медленно, ибо выделяющиеся в процессе имуществ. дифференциации эксплуататорские элементы остаются внутри общинно-кастовой организации. Наиболее полное развитие общинно-кастовая система получила в Индии, но она известна и в др. обществах - Др. Египте, доколониальной тропич. Африке, Океании, ср.-век. Японии.
За пределы начальной ступени разложения первобытного коллективизма и трансформирования соседской О. фактически не выходит и О. кочевая. Характер самого произ-ва (необходимость коллективного выпаса и охраны стад, сезонного перераспределения пастбищ, родовая взаимопомощь в случае падежа скота и др. стихийных бедствий) обусловливает функционирование каждого отд. индивида или семьи (большой или малой) лишь в качестве члена коллектива (обычно по-военному организованного). Район кочевья, занимаемый отд. хоз. единицей, - составная часть общей зем. собственности племени.
К первоначальной стадии формирования соседской О. подошли общинные организации герм. племён ко времени завоевания ими Зап. Римской империи (эту стадию эволюции О. часто обозначают термином «земледельческая» и рассматривают как один из типов О.).
Последняя стадия соседской О. приходится на период господства феод. отношений (см. Феодализм). С торжеством крупного землевладения О. превратилась из свободной в зависимую от господств. класса и его гос-ва организацию непосредств. производителей, используемую в целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать внутри феод. владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному х-ву крестьян, обеспечивая его нормальное функционирование. При помощи О. как сообщества мелких производителей поднималась целина, расчищались леса, прокладывались дороги, возводились ирригац. и мелиорац. сооружения, строились мосты, мельницы, воен. укрепления, замки, культовые здания и др. О. сыграла положит. роль в переходе к трёхпольной системе земледелия. Существование О. в качестве организации непосредств. производителей - крестьян закреплялось правовыми нормами. Несмотря на прогрессировавшее развитие частно-собственнич. отношений и имуществ. неравенства, соседская О. сохраняла свою демократич. природу. Она сыграла большую роль в ограждении её членов от натиска феодалов. О. сохранялась «... на протяжении всего средневековья в тяжелой непрерывной борьбе с землевладельческой знатью» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 337). Соседская О. лучше всего представлена в источниках и изучена на примере герм. марки (Mark). Первоначально О.-марка выступала как объединение свободных земледельцев. В процессе феодализации с переходом крест. наделов из частной собственности их владельцев в феод. держание свободная марка превращалась в зависимую. О.-марка окончательно сложилась к 12 - 13 вв. и просуществовала до конца средневековья (а в ряде стран и дольше). По словам Энгельса, марковый строй «... на протяжении всего средневековья служил основой и образцом всякого общественного устройства и пронизывал всю общественную жизнь не только в Германии, но и Северной Франции, Англии и Скандинавии» (там же, с. 329). Разложение О.-марки связано с проникновением капиталистич. отношений в земледелие, встретившим в деревенской О. с её трёхпольем (или даже принудит. севооборотом) препятствие для перехода к более интенсивным формам полеводства.
Община в России. Одной из разновидностей соседской О. являлась рус. ср.-век. О. С развитием феод. отношений, усилением фискального гнёта, а также ростом населения и возникновением зем. «утеснения» крест. О. в России претерпевает существ. изменения. На протяжении 17 - 18 вв. становится нормой проведение в О. уравнит. переделов земли. Вместо определ. участка, находящегося в постоянном распоряжении, крест. семья получает определ. долю (изменяющуюся по размеру и местоположению) в общем землепользовании О. Всё это усиливало финанс.-адм. права О. как коллектива в отношении её членов. Выход из О. становится всё более затруднительным. Особенностями рус. О. были её стабилизация и укрепление в период позднего феодализма.
В условиях крепостного права отношения между вотчинной администрацией и крест. О. на помещичьих землях строились на признании О. и её выборных представителей как органа, регулирующего хоз. и бытовую жизнь деревни. О. пользовалась известной самостоятельностью в обеспечении выполнения гос. повинностей (подушная подать, рекрутчина и т. д.), реже в организации выполнения повинностей перед помещиком (больше в оброчных, меньше в барщинных имениях). За О. оставалось хоз. распоряжение надельными землями, организация произ-ва в крест. х-ве, регулирование гражд. и семейных отношений.
По крест. реформе 1861 года, О. («сельское общество») и её выборные органы стали низшим звеном адм. управления в деревне. С развитием капитализма в России органы общинного самоуправления всё более попадали в руки зажиточных крестьян, использующих О. в целях закабаления односельчан, внутри О. формируются новые социальные слои - полупролетарии и сел. буржуазия.
С сер. 19 в. вопрос о сущности О. и её роли в жизни деревни становится одним из главных в идейной и обществ.-политич. жизни России. Славянофилы, а вслед за ними и официальные идеологи царизма считали О. исконным славянским институтом, одним из устоев самодержавно-крепостнич. строя, спасающим Россию от революции. Отсюда «охранительная» политика самодержавия по отношению к крест. О. (ограничение права выхода из неё и др.), задерживавшая её разложение. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, народники, напротив, видели в О. почти готовую ячейку социалистич. общества, считали её способной обеспечить России особый путь историч. развития и избавить крестьянство от мучительного процесса «вываривания в фабричном котле капитализма». Отношение к О. было одним из вопросов, разделивших в кон. 19 в. народничество и марксизм в рус. революц. движении. Марксисты, прежде всего В. И. Ленин, доказывали, что Россия уже вступила на путь капиталистич. развития и что её социалистич. будущее может быть только результатом революц. борьбы пролетариата. Крест. О. в кон. 19 - нач. 20 вв., как показал Ленин, оставалась «средневековой», «архаической», «полукрепостной». Наиболее реакционными её чертами Ленин считал «сословную замкнутость», раздробляющую крестьян «на крохотные союзы» и поддерживающую «традиции косности, забитости и одичалости», её «обязательный, тягловый характер», отсутствие у крестьянина «права выйти из общины, права заняться любым промыслом или делом», «крепостническую власть земли», т. е. отсутствие права отказа от земли (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 333; т. 2, с. 414, 420; т. 3, с. 148 - 149,322; т. 4, с. 55 - 56, 432; т. 6, с. 344, 395, 446 и др.).
Но одновременно крест. О. и при самодержавно-крепостнич. режиме представляла собой «... союз по владению надельной землей» (там же, т. 16, с. 264), оставалась объединением крест. х-в, удовлетворявшим их нужды как совладельцев земли, связанным с обычным способом расселения (село и деревня), являвшимся в то же время демократич. организацией местного самоуправления. Ленин видел в О. товарищеский союз крестьян, нуждающийся в защите от самодержавного «попечительства», и поэтому заявлял, что «... общину, как демократическую организацию местного управления, как товарищеский или соседский союз, мы безусловно будем защищать от всякого посягательства бюрократов...» (там же, т. 6, с. 344). В ходе бурж.-демократич. революции 1905 - 07 О. была использована крестьянами как «аппарат для воздействия на помещичьи усадьбы» (там же, т. 16, с. 398). Поэтому политика помещиков и самодержавия по отношению к О. изменилась: «защита общины... окончательно сменилась яркой враждой к общине» (там же, с. 350). Уничтожение О. и замену общинного землевладения единоличным участковым, отвечающим требованиям капиталистич. способа произ-ва, насаждение кулачества и обезземеливание трудовых слоёв деревни осуществляла столыпинская аграрная реформа. Однако полностью разрушить О. капитализм в России не успел. В Европ. России накануне 1917 общинными оставались почти 2/3 крест. х-в, 4/5 надельных земель.
В результате Великой Окт. социалистич. революции всё реакционное, фискально-крепостническое в общинном праве было уничтожено (см. Аграрный вопрос, Национализация земли). Крест. О. превратилась в свободный союз равноправных пользователей национализированной землёй. На 1-м этапе агр. революции (1917 - 1-я пол. 1918), когда решалась задача ликвидации помещичьего землевладения н осн. масса крестьянства выступила за раздел помещичьих земель, О. со своим мирским самоуправлением облегчила организацию крестьян для борьбы против помещиков, а передельный механизм О. оказался вполне пригодным для распределения среди крест. х-в экспроприированных земель. В ходе уравнит. переделов земли крест. О. вновь ожила. В 1927 на терр. РСФСР в общинном пользовании было 91,1% крест. земель. Но общинное уравнит. землепользование с чересполосицей, неустойчивостью надела и принудит. севооборотом не обеспечивало условий для роста с.-х. произ-ва.
Для социалистич. преобразования с. х-ва существ. значение имели традиции О.: взаимопомощь, укоренившееся вековое сознание принадлежности земли коллективу, а также наличие сложившегося комплекса с.-х. угодий, находившегося в совместном пользовании группы крест. х-в, чаще всего целого селения. В условиях сов. обществ. строя принципы взаимопомощи и коллективизма в О. всемерно поощрялись и поддерживались. Однако отд. стороны обычного права О. вступали в противоречие с революц. преобразованием деревни. О., являясь непосредств. распределителем земель, располагала значит. материальными средствами, собираемыми путём самообложения. Она приобретала большое влияние не только в хоз., но и в политич. жизни крестьянства. В самоуправлении О. зачастую видную роль играло кулачество.
Коллективизация сельского хозяйства устраняла самые условия существования О. как соседского объединения крестьян-единоличников по совместному пользованию землёй. О. ликвидировалась, когда 2/з членов вступали в. колхоз. Все с.-х. земли и имущество общего пользования передавались колхозам (с сохранением права пользования за х-вами, не вошедшими в колхоз), нес.-х. земли и имущества, пр-тия и обществ. здания переходили в распоряжение сел. Советов.
Малые народы Севера Бвроп. части, Сибири, Д. Востока и после Окт. революции 1917 сохраняли ещё в значит. мере первобытное скотоводч., охотничье и рыболовецкое х-во, общинно-родовой быт. Сов. строительство здесь должно было начинаться от родовой О. как исходной обществ. формы. Примитивные формы коллективного произ-ва и взаимопомощи были использованы для создания простейших производств. объединений, охватывавших всё население О. и все отрасли её хоз. деятельности. В кон. 1930-х гг. начался переход объединений этого типа на устав колхоза, завершившийся уже после Великой Отечеств, войны 1941 - 45. Преобразование родовой О. в коллективное х-во являлось по существу глубоко революц. процессом, но проходило путём её медленной трансформации.
Пастбищно-кочевая О. скотоводов Казахстана и Ср. Азии являлась в 1920-х гг. разновидностью соседско-родовой О. Общинно-родовые связи и традиции в известной степени оказывали влияние на процесс коллективизации скотоводч. х-в. Мн. колхозы возникали здесь на основе и в рамках т. н. хоз. аулов и сохраняли во внутр. структуре, в произ-ве и быту те или иные родовые начала. В быту колхозников Казахстана и Ср. Азии отд. пережитки традиций и норм большесемейной О. встречаются до сих пор.
Община в развивающихся странах. В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки О. и поныне - важнейший экономич. и социально-политич. институт, органич. часть их обществ. системы. В условиях колониального развития этих стран существенно изменились направления и характер эволюции О. Колониальная эксплуатация, оттеснение коренного населения на неудобные земли резко сузили возможности расширения общинного произ-ва, диктуемого ростом численности народонаселения, вызвали массовую пауперизацию. Упадку О. способствовало развитие в её недрах частнособственнических тенденций, имуществ. и социальной дифференциации, что при неизменности экономич. базы, осн. принципов воспроиз-ва и потребления вело к стагнации, застойным формам разложения общинных отношений. Особенно это характерно для стран, где уже сложились классовые общества и внутри самой О. имелись эксплуататорские слои (страны Сев. и Сев.-Вост. Африки, Индия и др.). В Индии, напр., введение англичанами систем заминдари и райятвари (К. Маркс видел в этом своеобразные агр. революции - см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд. т. 9, с. 221) ускорило разложение натуральных форм обмена, трансформацию выборных представителей О. в крупных зем. собственников и развитие арендных отношений.
Искусственно поддерживая социально-экономич. отсталость порабощённых стран, колониализм использовал О. как опору и инструмент своего господства. Отсюда характерный для колониальных обществ дуализм политич. и экономич. системы. Общинная структура, а также родо-племенное деление (там, где оно сохранилось) легли в основу адм.-политич. управления в колониях. Агентами колониальных властей становились не только господствовавшие слои (при сохранении традиц. системы их отношений с сел. О.), но также общинная и родо-племенная верхушка. В странах, находившихся на ранних ступенях развития (гос-ва тропич. Африки, ряд стран Юго-Вост. Азии и др.), родо-племенные вожди и старейшины оказались в роли нижнего звена колониальной администрации. Наделение привилегиями общинно-родовой знати, отрыв от рядовых общинников, способствовали её превращение в эксплуататорскую элиту, стоящую над О. Потребительская направленность произ-ва в О., ограниченность и примитивность постоянно воспроизводимых потребностей, натуральность обмена (продуктами и деятельностью) исключали возможность социально-экономич. развития. Система обязательств по взаимопомощи, дарения вождям и культовые жертвоприношения лишали крестьянина любого излишка продуктов, произведённого сверх обычного миним. уровня потребления. Формирование мелкотоварного и капиталистич. укладов на местной почве происходило преим. вне О. Товарно-ден. отношения в той мере, в какой они проникали в О., трансформировали традиц. институты и нормы, использовались богатыми семьями, родовой знатью, высшими кастами для упрочения своего господства. В экономич. отношении О. служила, с одной стороны, своеобразной системой обеспечения масс жизненными средствами, с другой - источником дешёвой рабочей силы. Это, в частности, позволило создать в колониях совр. формы произ-ва, целиком ориентированные на мировой капиталистич. рынок и остающиеся чуждыми экономич. укладу О.
Национально-освободит. революции привели к ликвидации колониальной эксплуатации экономически слаборазвитых стран, значит. большинство населения к-рых остаётся на стадии общинных отношений. В странах тропич. Африки и Юго-Вост. Азии произошло как бы возвращение к формам доклассовой социальности - общинно-племенным, большесемейным, кастовым и др., над к-рыми возвышается надстройка нового гос-ва. Примитивный коллективизм, строгое повиновение вождям и старшим вообще как и прежде порождали трайбализм (власть родо-племенной верхушки) и непотизм (кумовство). Общинные структуры стали опорой бюрократия, власти, что вело к усилению эксплуатации крестьянства местной «элитой» и иностр. капиталистич. монополиями.
Сохранение О. как преобладающей формы социальной организации сел. населения породило разного рода популистские концепции («африканского социализма» и др.), прокламирующие возможность перехода к социализму путём спонтанного развития примитивной О. Пр-вами ряда развивающихся стран были предприняты практич. шаги в духе этих концепций. Однако традиции и нормы О. (сохранение власти родо-племенной верхушки, эксплуатации ею рядовых общинников и т. п.), перенесённые в кооп. х-ва, делали последние неэффективными, приводили к падению производительности труда, расхищению обществ. имущества и доходов. Средства, направляемые гос-вом на развитие О., зачастую попадали в руки кулацко-ростовщич. и трайбалистских элементов, чиновничества. Попытки заменить родо-племенных вождей и общинных старейшин гос. чиновниками при сохранении самой О. не дали результата: назначенные руководители «врастали» в традиц. структуру.
Традиционность и консерватизм, обеспечение нормального функционирования и воспроиз-ва семейноиндивидуального крест. х-ва - сущность О. Сама по себе она содержит лишь один фактор развития - собственное разложение. Только коренная технич. и социальная реконструкция с. х-ва, осуществляемая под руководством рабочего класса и его гос-ва, создаёт условия для замены общинных общественно экономич. структур структурой социалистической. При этом не О., а кооперирование крестьянских хозяйств становится формой перехода крестьянства к социализму. В развивающихся странах социалистич. ориентации политика по отношению к О. призвана обеспечить преодоление присущих ей замкнутости, партикуляризма, трайбализма и непотизма и их замену новыми отношениями и институтами кооп. формы. Традиции и навыки коллективного труда и взаимопомощи в О. могут быть использованы в процессе социалистич. преобразования с. х-ва, но их содержание при этом принципиально меняется. Опыт СССР и развивающихся стран свидетельствует, что вопрос о степени и путях использования общинных институтов при переходе к социализму решается в зависимости от характера самой О., от её места в жизни крестьян, а главное, от способности революц. сил страны осуществить социалистич. преобразование всего общества (см. также Аграрные реформы).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
512.33 кб

«Русская община» как способ политической самоидентификации русских в Латвии

Волков Владислав Викторович
Читать PDF
352.55 кб

Кочевая община казахов: проблемы этносоциологической реконструкции

Нурсан Алимбай Нурсан Алимбай
Этнически характерной организационной формой общинных отношений у казахов-кочевников была так называемая «семипоколенная» экзогамная структура, объединяющая группу родственников в пределах семи поколений по отцовской линии и синте
Читать PDF
402.11 кб

Община как фактор развития национально-этнических общностей

Булдакова Валентина Гениевна
Показано, что значимой составляющей сохранения коренных народов является их внутренняя позиция, их внутренняя активность по отношению к изменяющимся условиям жизни и к доминирующему обществу.
Читать PDF
325.59 кб

Латиноамериканская община в Испании

Хенкин Сергей Маркович
Статья посвящена адаптации латиноамериканских иммигрантов в испанское общество.
Читать PDF
178.99 кб

Чешские армяне – маленькая община с большим потенциалом

Сергей Сумленный
Армянская община в Чехии весьма малочисленна – количество проживающихв стране армян лишь немногим превышает 1000 человек.

Похожие термины:

  • Передельная община

    сельская (территориальная) община, где периодически производился передел общинной земли между членами общины.
  • Марка (сельская община)

    основа хозяйственной жизни Франкского государства в конец V – начало VI вв. Частной собственности на землю не существовало. Земля принадлежала всем жителям той или иной деревни. Земледельцы‑сосе
  • Община родовая

    (кровнородственная) – это коллектив родственников по крови и браку, вместе живущих и ведущих совместное хозяйство, который объединялся коллективной собственностью.
  • Община сельская

    В широком смысле слова С. о. тождественна соседской (территориальной) общине. В узком смысле это территориальное образование сельской местности (т. е. не городской).
  • Община семейная

    промежуточная форма между родовой и территориальной (соседской), поскольку в такой общине сосуществуют коллективная и частная собственность.
  • Община соседская

    (территориальная) – относительно замкнутая организация со своими органами управления и религиозным культом, на ранних этапах становления общества являлась коллективным собственником земли на
  • ЗАКОН О ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РАЗВИТИИ ОБЩИН 1992 г

    HOUSING AND COMMUNITY DEVELOP-MENT ACT OF 1992Публичный закон 102-550 касается жилищного строительства, развития общин, преступности и др. вопросов. Подраздел А раздела IX закона поясняет или вносит следующие изменения в
  • КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБЩИН

    (General computer controls) - совокупность процедур, направленных на получение достаточной уверенности в надежности обработки финансовой информации в системах компьютерной обработки данных. Как правило, к о
  • Общинная собственность

    принадлежащие патриархальным группам людей материальные ресурсы в условиях натуральных отношений
  • Общинная экономика

    представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных св
  • Коллективная (общинная групповая) собственность

    форма отношений общественной собственности, при которой все члены коллектива (общины, группы) имеют равные права на владение и использование определенными, общими для них, средствами производств
  • Общинное землевладение

    Общинное землевладение - форма земельной собственности, характеризующаяся принадлежностью определенного земельного участка крестьянской общине.
  • Трагедия общинных земель

    (tragedy of the commons) — тенденция к использованию ресурсов, не имеющих цены, до тех пор, пока маржинальные выгоды от этого не становятся равными нулю.