буржуазная экономич. теория, согласно к-рой при совр. уровне развития производит. сил экономика ведущих капиталистич. стран способна обеспечить изобилие материальных благ, необходимых для существования человека. Возникновение её в кон. 60-х гг. 20 в. связано с именем амер. экономиста Дж. Голбрейта. Она развивает сложившееся в бурж. экономич. науке представление об обществе всеобщего благосостояния (см. «Государства всеобщего благоденствия теория») и кейнсианские идеи о несовершенстве механизма свободной конкуренции (см. Кейнсианство). Голбрейт утверждает, что материально-технич. база совр. капиталистич. общества такова, что оно в состоянии избавить от нужды и голода всех своих членов. Больше того, чтобы непрерывно производить, оно вынуждено с помощью рекламы и др. средств массовой информации непрерывно создавать искусств, потребности, с тем чтобы побудить людей потреблять всё возрастающую массу новых и псевдоновых товаров. Абстрагируясь от капиталистич. производств. отношений, от социального неравенства, обусловливающего неравенство возможностей и доходов, Голбрейт создаёт идеализированную картину совр. капитализма, к-рая служит целям апологетики и приукрашивания капиталистич. общества вообще и «американского образа жизни» в частности.
Однако у самого Голбрейта тезис о материальном изобилии - лишь предпосылка для констатации и критики глубоких противоречий, присущих «экономике изобилия». Дело в том, утверждает он, что между материальным произ-вом и др. важной сферой экономики - произ-вом услуг, особенно обществ. услуг, должно существовать равновесие - «социальный баланс». Особо важное место в этом балансе занимает соответствие между вложениями в осн. капитал, т. е. в здания, сооружения и оборудование, и в человека - затратами на образование, подготовку квалифициров. рабочей силы и науч. работников, без чего немыслимо совр. произ-во. Голбрейт справедливо замечает, что этот «социальный баланс» в зрелой капиталистич. экономике серьёзно нарушен. До тех пор, пока не существовало совр. пром-сти, использующей новейшие достижения науки и техники, капиталистич. система х-ва могла полагаться на более или менее стихийную систему подготовки и выдвижения квалифициров. рабочих и руководителей произ-ва. «Современная экономическая деятельность, - подчёркивает Голбрейт, - требует огромного числа обученных и квалифицированных людей. Инвестиции в человеческую личность... так же важны, как инвестиции в материальный капитал ...улучшение капитала, или технический прогресс, сейчас почти целиком зависит от инвестиций в образование, обучение и научное развитие индивидов... Без этих затрат инвестиции в материальный капитал будут давать рост продукции, но это будет неэффективный рост, осуществляющийся в условиях технической стагнации» («The Affluent Society», Boston, 1958, p. 272). В этих условиях капиталистич. общество не может полагаться лишь на действие рыночных сил, ибо, по выражению Голбрейта, машины для автоматич. перераспределения ресурсов между материальным и человеческим капиталом не существует. Развивая кейнсианские идеи о необходимости гибкого сочетания рыночного механизма с гос. регулированием процессов воспроиз-ва, Голбрейт выступает за увеличение роли гос-ва в развитии инфраструктуры, особенно образования, науки и подготовки кадров.
О. и. т. получила широкое распространение в США и служит одной из форм теоретич. обоснования растущего участия гос-ва в создании и расширении непроизводств. инфраструктуры. Она отражает точку зрения и настроения либерально-реформистских кругов США, обеспокоенных нарастанием противоречий монополистич. капитализма и стремящихся решить их путём реформ и усиления вмешательства гос-ва в обществ.-экономич. процесс. В то же время классовая ограниченность, догматич. приверженность основам капитализма мешает им осознать, что эти противоречия являются объективным порождением несоответствия капиталистич. системы совр. уровню развития производит. сил.
ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ
ОБЩЕСТВО ИЗОБИЛИЯ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.