ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Общественный выбор
это совокупность процессов нерыночного согласования индивидуальных действий через систему политических институтов демократического общества.
Источник: Институциональная экономика. Глоссарий.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Направление экономической теории и политических наук, изучающее, как государство принимает решения и управляет экономикой. Отличается от теории рынков тем, что основной целью при принятии решений на государственном уровне считает получение максимального количества голосов в ходе избирательной кампании.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
(public choice) Выбор вида, количества и качества общественных благ и способа их оплаты. Общественные блага доступны всем, поэтому, если их распределение сосредоточено в руках отдельных людей или добровольных организаций, похоже, что лишь некоторые из них будут созданы, так как большинство тех, кто получает выгоду, не обязаны оплачивать издержки. Государство может взимать налоги для покрытия издержек и решать, какие общественные блага предоставлять. Если общественный выбор делегируется выбранным или назначенным лицам или комитетам, у них возникнет искушение выбирать общественные блага скорее в соответствии со своими собственными предпочтениями, чем с учетом желаний остальных членов общества. Истинная суть этой проблемы состоит в том, чтобы узнать, какие общественные блага действительно хочет получить общество. Существует слишком много мелких проблем, которые можно решать с помощью голосования, но самые общие практически приемлемые принципы отсутствуют. Лица, которых попросят оценить стоимость общественных благ и которые полагают, что их издержки находятся в прямой зависимости от этих оценок, будут стремиться занизить их истинную ценность. Если же они полагают, что им не придется платить за все это, у них появится желание преувеличить их истинную стоимость. Общественный выбор, таким образом, предполагает больше вопросов, чем ответов.
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР
понятие, относящиеся к теории выбора (Дж. Бьюкенен, М. Ол - сон), занявшей определенное место в современной экономической науке. Согласно этой теории важным моментом экономических исследований является процесс выбора между альтернативными вариантами использования ресурсов. При этом выделяются: индивидуальный, коллективный и общественный выбор.
Индивидуальный выбор происходит в случае, когда человек сам принимает решения и сам их реализует. Например, потребитель покупает товар у продавца.
Коллективный выбор происходит в том случае, когда решения принимаются и реализуются в составе группы. При этом выделяются два вида групп - олигополистические, где члены зависимы друг от друга, и латентные группы, в которых действие одного участника не отражается на других. В латентной группе, как правило, большое число участников, что и приводит их к независимости друг от друга.
Общественный выбор имеет место тогда, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы. В результате общественного выбора принимаются политические решения, при которых зачастую все общество и составляет латентную группу. При этом латентная группа должна договориться о правилах общественного выбора и обеспечении его реализации. Общественный выбор правил выбора в этой теории получил название конституционного выбора. А общественный выбор в процессе самой игры - постконституционным выбором.
Общественный выбор реализуется посредством голосования. Поэтому очень важно выявление оптимума между числом индивидов в группе (размер решающей группы), чье согласие необходимо для принятия решения. Если размер решающей подгруппы равен одному индивиду (и этот индивид заранее известен), то организационная модель такой латентной группы называется диктатурой.
Существуют различия в общественном выборе в условиях прямой и представительной демократии. В условиях прямой демократии сам индивид принимает политические решения; в условиях представительной демократии общественный выбор реализуется представителями группы - депутатами.
Индивидуальный выбор происходит в случае, когда человек сам принимает решения и сам их реализует. Например, потребитель покупает товар у продавца.
Коллективный выбор происходит в том случае, когда решения принимаются и реализуются в составе группы. При этом выделяются два вида групп - олигополистические, где члены зависимы друг от друга, и латентные группы, в которых действие одного участника не отражается на других. В латентной группе, как правило, большое число участников, что и приводит их к независимости друг от друга.
Общественный выбор имеет место тогда, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы. В результате общественного выбора принимаются политические решения, при которых зачастую все общество и составляет латентную группу. При этом латентная группа должна договориться о правилах общественного выбора и обеспечении его реализации. Общественный выбор правил выбора в этой теории получил название конституционного выбора. А общественный выбор в процессе самой игры - постконституционным выбором.
Общественный выбор реализуется посредством голосования. Поэтому очень важно выявление оптимума между числом индивидов в группе (размер решающей группы), чье согласие необходимо для принятия решения. Если размер решающей подгруппы равен одному индивиду (и этот индивид заранее известен), то организационная модель такой латентной группы называется диктатурой.
Существуют различия в общественном выборе в условиях прямой и представительной демократии. В условиях прямой демократии сам индивид принимает политические решения; в условиях представительной демократии общественный выбор реализуется представителями группы - депутатами.
Источник: Экономический словарь