Общественные фонды потребления

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

Общественные фонды потребления
часть национального дохода, направляемая на социальную инфраструктуру, а также на удовлетворение социально-приоритетных потребностей всех членов общества (образование, охрану здоровья, содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.). Общественные фонды потребления выступают в качестве материальной основы социальных гарантий государства.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник

Общественные фонды потребления
часть национального дохода, распределяемая между членами социалистического общества независимо от количества и качества их труда, то есть бесплатно. За счет общественных фондов потребления население нашей страны обеспечивается благоустроенным жильем, улучшается бытовое обслуживание, расширяется сеть детских учреждений, осуществляется бесплатное народное образование, выплачиваются стипендии учащимся, пенсии престарелым, организуется отдых трудящихся, обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание, строятся учебные заведения, клубы, кинотеатры и другие учреждения культуры, спортивные сооружения и т. д. Программа КПСС предусматривает, что за 20 лет доля общественных фондов в доходах трудящихся составит не менее половины при одновременном неуклонном росте заработной платы и снижении розничных цен.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
существенная по масштабам и социальной значимости форма распределения части фонда потребления общества в условиях директивно - плановой экономики. Данная форма распределения существовала как дополнительная к основной форме распределения по труду Это - деньги, материальные блага и услуги, выделяемые членам общества сверх фонда оплаты за труд. Функциональная роль общественных фондов потребления состоит в том, чтобы в условиях ограниченности ресурсов личного потребления обеспечить удовлетворение первоочередных потребностей членов общества (содержание нетрудоспособных, в образовании, культуре, здравоохранении, жилье и т. д.) на минимально необходимом в тех условиях уровне. Тем самым обеспечивался в определенной степени доступ к образованию, здравоохранению, культуре и т. д. и для малообеспеченных членов общества, происходило некоторое выравнивание условий для воспитания детей и молодежи. Через общественные формы потребления осуществлялось определенное выравнивание реальных доходов семей с различным количеством детей и разным уровнем денежных доходов.
В основной части общественные фонды потребления формировались за счет средств госбюджета, определенная часть на уровне предприятий формировалась за счет отчислений от прибыли - фонды социально - культурных мероприятий и жилищного строительства. Колхозные и межколхозные общественные фонды потребления формировались путем социального страхования рабочих и служащих в процентах к начисленной заработной плате.
Распределение денежных выплат, благ и услуг из общественных фондов потребления носило многоуровневый характер: на уровне народного хозяйства независимо от трудового вклада бесплатное образование, здравоохранение, льготное обслуживание (содержание детей в дошкольных детских учреждениях и др.); в зависимости от трудового вклада - пенсии, оплата отпусков, оплата дней временной нетрудоспособности и т. д.; на уровне регионов, отраслей, предприятий - расходы на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, домов культуры, санаториев, профилакториев и т. д.

Источник: Экономический словарь

Общественные фонды потребления
часть фонда потребления национального дохода при социализме, идущая на удовлетворение потребностей членов общества сверх фонда оплаты по труду. Эти фонды призваны обеспечить планомерное воздействие государства на формирование структуры расходов и потребления населения в интересах постепенного, по возможности более быстрого, сближения и выравнивания социально-экономического положения членов общества, социальных групп, слоев и классов.
Общественные фонды потребления, представляющие собой одну из экономических форм реализации общественной собственности на средства производства при социализме, имеют принципиальное отличие от социально-культурных фондов в капиталистических странах (для страхования от необеспеченности в старости, при безработице и болезни, для обеспечения бесплатного или удешевленного обучения в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда медицинских услуг и т.п.), заключающееся в диаметральной противоположности их социального предназначения. Главная экономическая функция социально-культурных фондов при капитализме, формируемых в основном за счет заработной платы работников, – удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путем развития массового совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне, вытекающем из требований современного производства. На степень развития этих фондов решающее влияние оказывают классовая борьба трудящихся и практика предоставления населению общезначимых жизненных благ в социалистических странах.
Специфика общественных фондов потребления при социализме заключается в том, что для них ведущей является функция обеспечения свободного и всестороннего развития личности каждого члена общества и повышение эффективности за счет этого общественного производства. На всех этапах развития народного хозяйства СССР темпы роста общественных фондов потребления опережали темпы роста фонда оплаты по труду.
По мере развития коммунистического общества расширение сферы действия общественных фондов потребления должно будет способствовать обобществлению сферы потребления, благодаря чему отношения распределения по труду в перспективе трансформируются в отношения распределения по потребностям.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

Общественные фонды потребления
часть национального дохода (см.), которая используется для удовлетворения потребностей членов социалистического общества в виде бесплатных и льготных материальных благ и услуг.
Общественные фонды потребления образуются в основном за счет средств, выделяемых на социально-культурные мероприятия из государственного бюджета, а также за счет средств предприятий, профсоюзов и других общественных организаций. Из общественных фондов потребления население получает выплаты в виде пособий, пенсий, оплаты отпусков, стипендий учащимся. Использование общественных фондов потребления обеспечивает трудящимся нашей страны и членам их семей также значительные льготы в виде бесплатного обучения, бесплатной медицинской помощи, самой низкой в мире квартирной платы. Из обществен- ных фондов потребления финансируются детские до-: школьные учреждения (плата родителей покрывает лишь пятую часть их затрат). Ежегодно миллионам трудящихся и их детям предоставляются бесплатные или по льготным ценам путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря. Прямые выплаты и льготы из общественных фондов потребления образуют существенную прибавку к доходам трудящихся. Чтобы лучше представить значение получаемых населением льгот и бесплатного потребления ряда благ за счет общественных фондов, укажем, что обучение школьника в общеобразовательных школах обходится государству свыше 200 руб. за год, учащегося в средних специальных учебных заведениях-свыше 750 руб., в высших учебных заведениях-свыше 1100 руб. Общественные фонды потребления являются важным инструментом, с помощью которого государство обеспечивает некоторое сближение семей по уровню потребления. Сравнительно малообеспеченным семьям с более низкой заработной платой обычно предоставляется больше льгот (в частности, при пользовании детскими садами и яслями, в приобретении путевок в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря и т. п.).
Коммунистическая партия СССР последовательно проводит курс на неуклонное увеличение реальных доходов населения (см.). Повышается оплата по труду, на долю которой приходится три четверти всего прироста доходов. Вместе с тем огромное значение придается ускоренному расширению общественных фондов потребления.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

Общественные фонды потребления
дополнительные источники удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся, распределяемые между членами социалистического общества бесплатно или на льготных условиях, т. е. в значительной мере независимо от количества и качества труда. Расширение О.ф.п.— важный путь подъема народного благосостояния.
В настоящее время О.ф.п. составляют примерно одну треть в общем объеме потребляемых населением материальных благ и услуг.
Каждый трудящийся заинтересован в том, чтобы увеличивалась не только его индивидуальная зарплата, но и та часть продукта, которая идет на удовлетворение общественных потребностей.
К выплатам и льготам из О.ф.п. относятся пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия многодетным и одиноким матерям, стипендии учащимся и т. п. Из О.ф.п. государство осуществляет огромные расходы на жилищное строительство, бесплатное обучение и повышение квалификации, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатные и льготные путевки в санатории и дома отдыха, развитие физической культуры, содержание детских садов, яслей, библиотек, клубов и многое другое. Трудно даже перечислить все те дополнительные материальные доходы, которые мы получаем кроме своей заработной платы.
Насколько значительны размеры льгот, предоставляемых за счет О.ф.п., видно из следующих примеров. Расходы государства на одного учащегося в расчете на год составляют: в общеобразовательных школах — около 200 руб., в средних специальных учебных заведениях— свыше 700 руб., в высших учебных заведениях — около 1100 руб. На содержание одного ребенка в детских яслях в год расходуется свыше 580 руб., а в детских садах — около 500 руб., при этом 80% этих расходов берет на себя государство.
В 1981 г. выплаты и льготы, полученные населением из О.ф.п., составили 122 млрд, руб., т. е. в среднем 456 руб. на одного человека в год.
К концу одиннадцатой пятилетки О.ф.п. составят 144 млрд, руб.—на 23% больше, чем в 1980 г. За счет этих фондов за годы пятилетки будут проведены централизованные мероприятия по усилению государственной помощи семьям с детьми и дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения населения. В результате осуществления этих и некоторых других мероприятий будет улучшено положение более 4,5 млн. семей с детьми и около 14 млн. пенсионеров.

Источник: Экономический словарь-справочник рабочего. 1984

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
часть национального дохода (его фонда потребления), предназначаемая для удовлетворения потребностей членов социалистического общества сверх фонда оплаты по труду, т„ е. бесплатно или на льготных условиях. Источником образования общественных фондов потребления является часть необходимого и прибавочного продукта. Общественные фонды потребления выступают непосредственно в виде общегосударственных фондов, расходуемых на просвещение, здравоохранение, физическую культуру, на содержание нетрудоспособных (социальное обеспечение и социальное страхование), на выплату пособий многодетным и одиноким матерям, а также в виде фондов культурно-бытового обслуживания рабочих и служащих отдельных предприятий, фондов материальной помощи и культфондов колхозов, профсоюзных и других общественных организаций. Решающее значение в обслуживании культурных и бытовых нужд трудящихся имеют государственные фонды, формируемые из средств государственного бюджета (см.), за счет которых централизованно удовлетворяются основные социально-культурные потребности всего населения. Наряду с ними часть общественных фондов потребления образуется на предприятиях за счет прибыли. Хозяйственная реформа, предусматривающая создание за счет прибыли фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, значительно усилила значение этого источника образования общественных фондов потребления. Увеличение доходов в колхозах позволяет им при распределении доходов больше средств выделять в общественные фонды потребления, используемые членами колхозов и их семьями. Часть общественных фондов потребления непосредственно поступает в фонд индивидуального потребления трудящихся (пенсии, пособия, стипендии, оплата отпусков и т. д.). Другая их часть используется для совместного общественного потребления населения (народное образование, медицинское обслуживание, содержание клубов, библиотек, санаториев, домов отдыха, физкультурных учреждений и т. д.). Коммунистическая партия придает большое значение быстрому росту общественных фондов потребления как важного источника повышения народного благосостояния, коммунистического воспитания трудящихся и внедрения коммунистических принципов распределения. Если в 1940 г. выплаты и льготы, которые получили советские люди за счет общественных фондов потребления в расчете на душу населения, составили 24 руб., то в 1970 г. они возросли до 262 руб. в год. Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на. 1971—1975 гг. предусматривают увеличить денежные выплаты и льготы, предоставляемые населению за счет общественных фондов потребления, на 40%. В период строительства коммунизма социалистическое государство проводит политику правильного сочетания принципа материальной заинтересованности и распределения по труду с ростом общественных фондов потребления.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
часть фонда личного потребления социалистич. общества, посредством к-рой гос-во воздействует на формирование структуры доходов и потребления населения в целях постепенного сближения и выравнивания социально-экономического положения людей, социальных групп, слоёв и классов. Специфически социалистический вид распределения благ. Осн. экономич. функция О.ф.п. - создание достаточно равных с точки зрения общества условий для удовлетворения определ. круга потребностей всех членов общества. Отличит. особенность распределения через О. ф. п. - конкретно-целевая направленность поступающих населению средств, жёсткая за данность потребностей, на удовлетворение к-рых они расходуются. Конкретно-целевой характер распределения благ через О. ф. п. объективно обусловлен движением социализма к бесклассовому обществу и необходимостью обеспечить планомерность этого движения.
Последоват. сближение социально-экономич. положения классов и социальных групп предполагает ряд существ. прогрессивных сдвигов в материально-производств. базе, в экономич. и социальной сферах. Среди них такое изменение структуры потребления, к-рое обеспечивало бы быстрое возвышение удовлетворяемых потребностей, всё более разностороннее развитие каждого человека, выравнивание способностей к труду (см. Возвышения потребностей закон). Это отвечает коренным интересам трудящихся любой социальной группы, слоя или класса социалистич. общества.
Однако люди расходуют свои средства, исходя прежде всего из собств. экономич. и обществ. положения, к-рое характеризуется не только общностью коренных интересов, но и различиями в их материальной обеспеченности, культурном развитии, степени социальной активности и т. п. Нек-рые члены социалистич. общества, связанные сложившимися индивидуальными, семейными, групповыми традициями потребления, неизбежно недооценивают значимость ряда интеллектуальных и социальных потребностей, удовлетворение к-рых важно для постепенного достижения социально-экономич. равенства.
Оценка настоятельности удовлетворения подобных потребностей существенно различна для общества в целом и для представителей разных групп, слоёв, классов. В силу этого необходимо активное включение социалистич. гос-ва в процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей с тем, чтобы планомерно обеспечивать такое потребление, при к-ром материальные условия для развития личности, её способности к труду были бы относительно равными для всех членов общества. Гос-во определяет круг потребностей, удовлетворение к-рых на общественно необходимом уровне нуждается в его вмешательстве, организует и финансирует (полностью или частично) их покрытие, сообразуясь с имеющимися ресурсами. экономич. формой выполнения социалистич. гос-вом указанной функции выступают О. ф. п.
Материальные блага и услуги, распределяемые через О. ф. п., создаются работниками сферы материального произ-ва и непроизводств. сферы. Объём О. ф. п. определяется уровнем развития социалистич. произ-ва, а также социальной политикой партии и гос-ва (см. табл. 1).

В совокупном доходе семей рабочих пром-сти СССР выплаты и льготы из О. ф. п. составляли 14,5% - в 1940, 22,5% - в 1975; в доходах колх. семьи соответственно 4,9% и 22,5%. Общий объём О. ф. п., его доля в доходах населения при существующей методике учёта занижены (по оценкам специалистов не менее чем на 15%). Это связано с тем, что объёмы услуг просвещения, здравоохранения и ряда др. отраслей обслуживания учитываются не по полной стоимости, а по затратам национального дохода на их произ-во.
Круг потребностей, на удовлетворение к-рых направляются средства из О. ф. п., складывается и изменяется в соответствии с конкретно-историч. условиями социалистич строительства, по мере роста ресурсов общества. Опыт истории подтвердил предвидение К. Маркса о том, что при социализме доля средств, предназначенных для совместного удовлетворения потребностей в просвещении, здравоохранении и т. п., сразу же значительно возрастёт (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 17). В СССР расходы на просвещение составляли 7,3% нац. дохода в 1928/29 против 2,4% в 1913, а расходы на социальное обеспечение и социальное страхование - 4,3% против 0,7%. В расчёте на душу населения расходы на просвещение выросли к 1932 по сравнению с 1913 в 22 раза, на здравоохранение - в 18 раз, на охрану труда и социальное обеспечение - более чем в 14 раз. Гос. расходы на культурно-бытовое обслуживание составляли в 1929 - 21%, а в 1933 - 25% среднедушевого дохода в семьях рабочих крупной пром-сти.
За счёт О. ф. п. финансируется бесплатное обучение и образование, включая высшее, выплата стипендий студентам и учащимся спец. ср. уч. заведений, бесплатная мед. помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются гос. пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых рабочих, служащих и колхозников, обеспечивается массовость физич. культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, удерживается на низком уровне квартирная плата, содержатся детские дошкольные учреждения, школьные группы продлённого дня и школы-интернаты (см. табл. 2).
На этапе зрелого социалистич. общества роль О. ф. п. возрастает. Они используются в интересах создания более благоприятных условий для всестороннего развития личности, более полного удовлетворения широкого круга интеллектуальных и социальных потребностей, повышения размеров пенсий, стипендий, пособий и льгот. Введением ден. пособий на детей малообеспеченным и многодетным семьям (с 1 ноября сов. гос-во сделало новый шаг по пути решения важной социальной проблемы ликвидации малообеспеченности.

Качественный критерий выполнения О. ф. п. своего осн. назначения - реальная возможность для представителя любой социальной группы получить образование, включая высшее, иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности, проявляя их в труде, и занять любое положение в социалистич. обществе. Благодаря этому социальные группы и слои, связанные с умств. трудом, с творч. деятельностью, перестают быть замкнутыми и воспроизводятся не на своей собств. узкой социальной основе, а на базе всего трудящегося народа. В ходе социалистич. строительства в СССР выросла подлинно трудовая интеллигенция, пополнение к-рой происходит за счёт людей, имеющих различное социальное происхождение.
Помимо осн. экономич. функции, О. ф. п. имеют и ряд других. Так, при помощи о.ф п. общество облегчает внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей, а также распространение более экономичных форм совместного потребления. Стимулирование их развития характерно и для социально-культурных гос. и частных благотворит. фондов в капиталистич. странах (страхование, пособия по старости, болезни, безработице, бесплатное или удешевлённое обучение в массовой школе, льготное или бесплатное предоставление ряда мед. услуг и т. п.). Это придаёт им нек-рое внеш. сходство с О. ф. п. Бурж. идеологи, спекулируя на этом сходстве, всячески стараются обойти их различие в осн. экономич. функциях. Через О. ф. п. социалист. гос-во создает относительно равные возможности для развития способностей, к труду представителям всех классов, слоёв и социальных групп, т. е. для постепенного выравнивания социально-экономич. положения трудящихся. Гл. экономич. функция социально-культурных фондов при капитализме - относительно удешевить в интересах капиталистов рабочую силу путём развития совместного удовлетворения ряда потребностей трудящихся на уровне требований совр. произ-ва. На размеры этих фондов влияют борьба трудящихся с капиталом, пример социалистич. стран.
В связи с тем, что по своей природе О. ф. п. являются средством гос. планомерного воздействия на структуру личного потребления с целью её постоянного совершенствования, в СССР решающая доля объёма О. ф. п. (ок. 4/5) распределяется централизованно: через государственный бюджет, социальное страхование, централизованные союзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. Лишь 15 - 20% средств О. ф. п. поступает в личное потребление через децентрализованные расходы из поощрит. фондов социалистич. предприятий, колх. фондов и средств обществ. орг-ций. Направления и порядок децентрализованного распределения О. ф. п. устанавливаются гос-вом, благодаря чему достигается единая направленность как централизованного, так и децентрализованного распределения О. ф. п. Вместе с тем децентрализация распределения не к-рой части О. ф. п. позволяет учесть конкретные местные и временные обстоятельства и эффективнее использовать средства.
Поступления из О. ф. п. имеют форму либо ден. выплат, либо бесплатного (полного или частичного) предоставления материальных благ и услуг (доля последних составила 45,7% в 1950, 49% в 1960, 51,4% в виде ден. выплат из О. ф. п. население получает средства для удовлетворения таких социальных потребностей, как обеспечение в старости, по инвалидности или временной нетрудоспособности; во время обучения или переквалификации, очередных отпусков; в случае недостаточной материальной обеспеченности. Использование ден. формы позволяет не стеснять инициативу обществ. иждивенцев (пенсионеров, временно нетрудоспособных, стипендиатов), а также получающих материальную помощь от общества в формировании конкретного состава и структуры их потребления. Конкретно-целевой характер распределения ден. выплат, соответствующий функциям О. ф. п., обеспечивается определением круга их получателей.
Бесплатные потребит. блага, предоставляемые из О. ф. п., делятся натри группы. Первая - продукты и услуги, направляемые на удовлетворение ряда интеллектуальных потребностей, наиболее насущных с точки зрения развития социалистич. общества, в частности формирование нового человека. К ним относятся бесплатные обучение, культурно-просветит. мероприятия, библиотечное обслуживание и т. д. Вторая - блага, связанные с охраной здоровья, с обеспечением длит. трудоспособности ч й формированием физически совершенного человека (расходы на здравоохранение, развитие физической культуры и спорта и т. п.). Третья - блага, к-рые по своему характеру не могут потребляться индивидуально. Таковы, напр., нек-рые из коммунальных услуг: озеленение и благоустройство населённых пунктов, освещение улиц и т. д.
Наконец, существует ряд потребностей, удовлетворение к-рых на основе индивидуальной инициативы потребителей хотя и не достигает общественно-необходимого уровня, но и не очень от него отстаёт. Таковы потребности в организованных формах отдыха (дома отдыха, туристский походы и поездки и т.д.), содержании детей в дошкольных детских учреждениях, группах и школах продлённого дня, интернатах и целый ряд др. Потребит. блага, удовлетворяющие эти потребности, как правило, предоставляются на льготных началах, т. е. их движение опосредствуется движением денег лишь частично. Предоставляя льготы за счёт О. ф. п., общество фактически сохраняет за собой возможность активно влиять на структуру потребления (т. к. льготы даются при приобретении определ. благ), стимулирует прогрессивные сдвиги в структуре ден. расходов населения, ориентирует индивидуальную инициативу потребителей в направлении развития и удовлетворения особенно важных, с точки зрения развития общества, потребностей. Это гибкая, эффективная и перспективная форма воздействия гос-ва на процесс формирования потребит. структуры.
Планирование О. ф. п. - составная часть планирования социального развития и роста благосостояния народа (см. Уровень жизни). Исходным является определение перспективных и этапных целей распределит, политики. При формировании структуры совокупного фонда потребления материальных благ и услуг необходимо прежде всего соблюдать обоснованную пропорцию объёмов О. ф. п. и фонда оплаты по труду. Наилучшим является такое соотношение, при к-ром усиление материальной заинтересованности и рост заработной платы сочетаются с улучшением нар. образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения и т. п.
В СССР с кон. 40-х гг. рост О. ф. п. опережает рост фонда оплаты по труду. В 50 - 60-х гг. это было вызвано прежде всего повышением пенсионного обеспечения и социального страхования рабочих и служащих, колхозников, инвалидов войны. Ряд выплат и льгот из О. ф. п., призванных обеспечить во время обществ. иждивения уровень потребления, близкий к заработку (оплата отпусков, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и т. п.), прямо связывается с величиной заработной платы.
При определении плановой структуры О. ф. п. рассчитывается прежде всего их т. н. естеств. рост, т. е. изменение, вызванное увеличением контингента получающих блага и услуги из этих фондов, увеличением заработков, от к-рых зависят размеры пенсий, льгот, пособий. Таким образом получается объём О. ф. п., который сложился бы в плановом периоде при неизменных условиях распределения через О. ф. п. Расчёты «естественного роста» О. ф. п. опираются на плановые проектировки в области динамики населения, численности и структуры занятых, заработной платы и др. доходов, а также на установленные в предплановом периоде нормы обслуживания и нормы материальных и трудовых затрат в отраслях обслуживания. Разница между всем планируемым объёмом О. ф. п. и полученным с учётом «естеств. роста» составляет размер ресурсов для финансирования новых мероприятий. На финансирование последних направляется более 1/3 всего прироста О. ф. п., на «естеств. рост» - ок. 2/3.
Состав новых мероприятий по О. ф. п. определяется исходя из научно обоснованной долгосрочной перспективы. Выражением совр. науч. представлений о перспективной структуре потребления, соответствующей целям социального развития в период зрелого социализма, является рациональный потребит. бюджет. Рациональные нормы потребления определяют перспективу движения от совр. к будущему уровню и структуре потребления, а тем самым и общие задачи воздействия на структуру потребления через О. ф. п. Более конкретно эти задачи ставятся при разработке пятилетних планов, исходя из особенностей социально-экономич. развития в планируемом периоде.
В ходе коммунистич. строительства изменяется круг потребностей, полностью или частично обеспечиваемых О. ф. п.; меняются формы его распределения. Это связано с решением одних и выдвижением др. социально-экономич. задач, с возрастанием возможностей социалистич. общества по мере его развития. На этапе развитого социализма в СССР главной стала задача всемерного повышения эффективности обществ. произ-ва, улучшения качеств. показателей на базе интенсификации произ-ва, ускорения науч.-технич. прогресса, улучшения организации и управления. Распределение О. ф. п. способствует планомерности этих процессов.
Как и распределение по труду (см. Распределения по труду закон), распределение через О. ф. п. по мере решения задач социализма постепенно подготовит условия для перехода к более высоким, коммунистич. формам распределения.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.76 мб

Бюджет и общественные фонды потребления как инструменты реализации конституционных гарантий населени

Швецов Ю.Г.
В статье рассматривается актуальная проблема формирования стратегии социального императива в рамках государственной бюджетной политики.