ОБЩЕСТВЕННАЯ (РЫНОЧНАЯ) СТОИМОСТЬ

Найдено 1 определение
ОБЩЕСТВЕННАЯ (РЫНОЧНАЯ) СТОИМОСТЬ
стоимость "основной массы товаров, произведенных в данной отрасли производства; индивидуальная стоимость товаров, произведенных при общественно нормальных в данной отрасли условиях производства и составляющих основную массу ее товаров. В каждой отрасли производства имеется множество предприятий с различными уровнями техники, организации труда и производства, с неодинаковым по квалификации составом рабочих и т. д. Все эти различия обусловливают неодинаковые издержки производства и уровни производительности труда на этих предприятиях. В силу этого на разных предприятиях каждой отрасли на производство единицы однородной продукции одинакового качества требуется различное количество труда. Поскольку индивидуальные затраты труда неодинаковы, постольку неодинакова и индивидуальная стоимость единицы однородного изделия у различных товаропроизводителей. Одна,-ко на одном и том же рынке, в один и тот же период времени одинаковые товары не могут продаваться по различным индивидуальным стоимостям. Все товары данного вида продаются по единой цене. В ее основе лежит общественная стоимость товара, которая определяется не индивидуальными условиями производства, а общественно необходимыми, т. е. условиями производства, при которых создается преобладающая масса товаров в каждой отрасли производства. Эта общественная стоимость образуется в результате внутриотраслевой конкуренции (см.) между отдельными товаропроизводителями за извлечение наибольшей прибыли на вложенный капитал. Неодинаковые условия производства внутри отраслей ведут к неравенству норм прибыли при производстве однородных товаров на различных предприятиях. Капиталисты, у которых индивидуальная стоимость товаров ниже среднеотраслевой (рыночной), получают не только обычную прибыль, но и сверхприбыль, источником которой является избыточная прибавочная стоимость (см.). Те капиталисты, у которых индивидуальная стоимость товаров выше среднеотраслевой, оказываются вынужденными продавать их ниже этой индивидуальной стоимости. В результате они получают прибыль ниже среднего, обычного уровня, а при известных условиях могут даже терпеть убыток. В погоне за добавочной прибылью капиталисты вводят новую технику и снижают издержки производства. Общественная (рыночная) стоимость лежит в основе рыночной цены товаров. При этом цены выражают не только саму стоимость товаров, но и те конкретные рыночные условия, при которых происходит их реализация в данный момент. Если спрос, предъявляемый на товары, превышает их предложение, то рыночные цены поднимаются выше рыночной стоимости, и наоборот. Монополистический капитал обостряет противоречия между индивидуальной и рыночной стоимостью. Поэтому при империализме образование общественной (рыночной) стоимости сопровождается усилением конкурентной борьбы капиталистов, разорением и экспроприацией предприятий, работающих при худших, а подчас и средних условиях производства.

Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.