ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Общепринятые принципы бухгалтерского учета)
система понятий, принципов и процедур бухгалтерского )^ета, используемая для отражения финансовой отчетности.

Источник: Современные деньги и банковское дело: глоссарий

Общепринятые принципы бухгалтерского учета

Технический бухгалтерский термин, охватывающий конвенции, правила и процедуры, необходимые для определения принятой в конкретный период практики бухгалтерского учета.

Источник: Инвестиционный словарь проекта "k2kapital"

    Общепринятые принципы бухгалтерского учета
Комплекс стандартных правил, установленных для бухгалтерской отчетности о финансовых показателях компании. Разрабатываются и утверждаются независимыми профессиональными организациями бухгалтеров и финансовых директоров в США.

Источник: Глоссарий терминов ипотечного финансирования и секьюритизации, агентство Moody’s Investors Service

общепринятые принципы бухгалтерского учета
(ГААП) обобщение наилучшей практики, касающейся формы и содержания финансовых отчетов и аудиторских заключении, а также наилучшей практики и допустимых альтернатив учетной политики и раскрытия информации, принятое для целей подготовки финансовом информации. В отличие от ряда стран, таких как США. Канала. Новая Зеландия, где используют ГААП, в Великобритании они не имеют законодательной силы.

Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
В бухгалтерском учете: свод единообразных правил, договоренностей и процедур, составляющих общепринятую практику бухгалтерского учета, включая как общие нормы, так  и конкретные процедуры. Применяются для представления официальной отчетности, необходимой для точного описания финансового состояния организации. Данные стандарты подтверждены Советом по стандартам финансового учета и их использование необходимо в соответствии с требованиями Комиссии по ценным бумагам и биржам для корпораций, находящихся под ее юрисдикцией. 
 В страховых операциях: оформление акционерными страховщиками, а также взаимными страховщиками для своих акционеров или держателей страховых полисов ежегодных финансовых отчетов на основе Общепринятых принципов ведения бухгалтерского учета, однако для представления отчетов в Департамент по страхованию штата они используют Принципы бухгалтерского учета, отвечающие нормативным требованиям.

Источник: Управление маркетингом. Словарь терминов. Изд-во Курганского гос. ун-та 2010

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
(Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) - условное название системы нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление публичной отчетности. Введен в профессиональный оборот американскими специалистами, которые определили ГААП (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP - общепринятые принципы бухгалтерского учета) как «соглашения, правила и процедуры, необходимые для осуществления общепринятой учетной практики в данный момент времени». Общепринятость означает признание этих регулятивов всем профессиональным сообществом (бухгалтеры, финансисты, экономисты и др.). ГААП нередко используется как обобщенное понятие учетных регулятивов в данной стране, поэтому говорят о национальном ГААП, например британском ГААП (UK GAAP), американском ГААП (US GAAP) и др. US GAAP как раз и является сводом тех требований, которые предъявляются к отчетности фирм, желающих котировать свои ценные бумаги на американских фондовых биржах. Ввиду значимости американских финансовых рынков US GAAP нередко рассматривается как альтернатива международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время под эгидой Международной федерации бухгалтеров (IFAC) реализуется проект по конвергенции национальных систем бухгалтерского учета, имеющий целью нивелировать различия между этими системами. В основе проекта — конвергенция МСФО и US GAAP.

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006

Общепринятые принципы бухгалтерского учёта
стандарты бухгалтерского учета и отчётности, применяемые в США и некоторых иных странах. Это общепризнанные бухгалтерские принципы, общие соглашения, правила и процедуры, определяющие принятую практику бухгалтерского (финансового) учета в данный момент времени. Английская аббревиатура «GAAP» часто применяется в сочетании с приставкой «US». Так как GAAP — это система правил, требований и практики подготовки финансовой отчетности, принятых и применяемых в определенной юрисдикции, то обозначение государства перед указанной аббревиатурой как раз и определяет эту юрисдикцию. Каким образом, US GAAP — общепринятые принципы подготовки финансовой отчетности в США, UK GAAP — общепринятые принципы подготовки финансовой отчетности в Соединенном Королевстве, и т. д. Кроме того, в официальных документах Совета по МСФО принято использовать термин International GAAP, являющийся синонимом термина «МСФО». Так же аббревиатура GAAP на русский язык зачастую не переводится и произносится как ГААП. Термин GAAP очень часто используют применительно к общепринятым в США бухгалтерским принципам, однако для многих стран-участников международных отношений он имеет более широкое значение. В частности, GAAP понимается как совокупность стандартов, правил и иных норм, которым следуют бухгалтеры той или иной страны для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. GAAP разработаны в США для независимых бухгалтерских фирм с целью ликвидации разнобоя в учете частных компаний и корпораций. Полного списка общепринятых принципов бухгалтерского учета на данном этапе не имеется — новые принципы бухгалтерского учета появляются непрерывно, по мере вовлечения фирм в новые формы деловой активности.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

Общепринятые принципы бухгалтерского учета
Технический бухгалтерский термин, охватывающий конвенции, правила и процедуры, необходимые для определения принятой в конкретный период практики бухгалтерского учета. SEC и FASB не устанавливают точно все бухгалтерские стандарты, а, скорее, стараются обеспечить гибкие нормы, используемые в различных ситуациях. Гибкость стандартов желательна в силу значительных различий между фирмами. Был разработан и составлен «свод обычаев», который и известен как Общепринятые принципы бухгалтерского учета (GAAP). Одна из главных целей GAAP - предусмотреть такую структуру финансовой отчетности, которая позволяет сравнивать документацию различных фирм. Другие требования GAAP включают правила, определяющие:
Accounting Periods (Периодичность отчетности) - финансовые отчеты должны подготавливаться периодически, через равные промежутки времени. Компании могут сами выбрать время, когда будет завершаться их финансовый период (SEC требует, по крайней мере, ежегодного отчета).
Matching (Полнота охвата) - в свои финансовые документы фирмы должны включать все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов, указанных в отчетности.
Conservatism (Консерватизм) - в ситуации, когда неопределенность измерения порождает равновероятные размеры прибыли, фирмы должны сообщать в отчете наименьшую цифру; фирмы должны стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено.
Understandability (Ясность) - информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса.
Relevance (Существенность) - отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей.
Надёжность (Reliability) - предоставляемая информация должна быть полной и достоверной.
Consistency (Преемственность) - фирмы должны стремиться использовать сопоставимые методы финансовых расчетов, чтобы обеспечивалась возможность сравнения отчетных данных за различные периоды времени. Приведенный список принципов включает не все требования GAAP, a только те, которые, прежде всего, относятся к внешней отчетности. В дополнение к этим принципам FASB определяет особые требования, касающиеся внешней отчетности всех фирм. Одно из них, в частности, таково - все фирмы в своих отчетах должны показывать:
The Financial Position at Period's End (финансовое состояние на конец периода);
The Cash Flows for the Period (потоки денежных средств за период);
The Earnings for the Period (доходы за период);
The Comprehensive Income for the Period (полный доход за период);
The Investments by and Distributions to Owners for the Period (вклады собственников и выплаты собственникам за период).

Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОПБУ
(GENERALLY ACCEPTED ACCOUNTING PRINCIPLES - GAAP). Нормы, правила и процедуры, определяющие общепринятую на определенном отрезке времени практику бухучета. Бюро по разработке принципов бухучета отмечало`Общепринятые принципы бух. учета, следовательно, являются техническим термином, используемым в фин. счетоводстве... Понятие `общепринятые принципы бухучета` включает не только общие нормы их применения, но и детализированное описание практики и процедуры их использования`.До 1973 г. ответственность за разработку ОПБУ в США в значительной степени лежала на Амер. обществе дипломированных бухгалтеров (АОДБ). В 1938 г. АОДБ начало издавать руководящие инструкции через свой Комитет по процедурам бух. учета (КПБУ). Данный комитет был уполномочен выносить заключения относительно процедур и практики бухучета и составления отчетности. Он опубликовал ряд исследовательских бюллетеней по вопросам бухучета.КПБУ в 1959 г. был заменен др. комитетом при АОДБ - Комитетом по разработке принципов бухучета (КРПБ). Этот комитет был создан с целью противодействия волне критики, к-рой подвергся КПБУ, а также с целью образования органа, способного формировать политику в сфере бухучета, чьи правила являлись бы скорее обязательными, чем рекомендуемыми. КРПБ разработал ряд инструкций и вынес ряд заключений. В 1973 г. КРПБ был заменен новым органом - СОВЕТОМ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОГО СЧЕТОВОДСТВА (СРСФС).В настоящее время СРСФС отвечает за разработку стандартов и принципов бухучета и отчетности. Совет представляет собой орган, независимый от АОДБ. Фонд фин. счетоводства (ФФС) осуществляет контроль за основной схемой процесса установления стандартов. Попечителями фонда назначаются представители следующих организаций: Амер. ассоциации бухучета (1), Амер. общества дипломированных бухгалтеров (4), Нац. федерации бухгалтеров (1), Амер. общества руководящих работников фин. сферы (2), Федерации фин. аналитиков (1), Ассоциации работников сферы ценных бумаг (1) и различных гос. структур, занимающихся бухучетом (3). Остальные вакансии путем выборов заполняются уже избранными попечителями. Одна из вакансий заполняется кандидатом от коммерческих банков, а другая - представителем деловых кругов. Шестнадцатым попечителем является старшее избранное должностное лицо АОДБ. Попечители Фонда фин. счетоводства назначают членов СРСФС и его консультативного совета.СРСФС является независимым органом, состоящим из 7 человек, как бухгалтеров, так и лиц, не являющихся бухгалтерами. Члены СРСФС работают на постоянной основе и получают полный должностной оклад. В настоящее время для принятия положительного решения по заключениям Совета требуется 4 голоса `за` (из семи). Ход обсуждения вопросов Советом открыт для общественности, Совет в своей работе следует установленным процедурам. Консульедурам. Консультативный совет состоит из группы лиц, представляющих различные сферы бизнеса. Этот совет помогает СРСФС определять приоритетные направления работы и формировать временные рабочие группы для проработки конкретных вопросов. Он также обеспечивает СРСФС данными относительно проработки предлагаемых заключений. Руководящие заключения СРСФС выносятся в форме `Заявлений по вопросам фин. счетоводства и толкованию его правил`. СРСФС также публикует `Заявления о концепциях фин. счетоводства`. Последние не образуют общепринятые принципы бухучета. Они лишь создают теоретическую основу разработки стандартов фин. счетоводства и отчетности. Совет также публикует специальные бюллетени, к-рые разъясняют проблемы бухучета и отчетности, относящиеся к `Заявлениям по вопросам фин. счетоводства и толкованиям его правил`. В 1984 г. с целью выявления новых проблем, относящихся к бухучету и отчетности, порожденных новыми и разнообразными видами сделок, СРСФС создал рабочую группу по изучению возникающих проблем. В случае, если члены группы приходят к консенсусу относительно единственного, наиболее предпочтительного варианта решения того или иного вопроса, то главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ) делает заявление о том, что он примет данный консенсус в качестве руководящей поддержки той практики, к-рая должна быть применена при подготовке отчетных материалов для КЦББ. Совет не предоставляет группе право действовать в качестве органа, устанавливающего стандарты.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ (Госсовет) был образован в 1984 г. с целью определения общепринятых принципов бухучета для гос. структур на уровне штатов и на местном уровне. Главное бюдж.-контрольное управление (ГБКУ) и Контролер ден. обращения разрабатывают принципы бухучета для структурных подразделений федерального правительства. Госсовет, как и СРСФС, финансируется и контролируется ФФС. Госсовет состоит из пяти членов, его председатель работает на постоянной основе, вице-председатель и трое др. членов работают на непостоянной основе. Совет имеет профессиональный аппарат, работающий на постоянной основе, и проводит открытые заседания. ГСРСБУ санкционировал применение заключений Нац. совета гос. бухгалтеров и представленного АОДБ `Руководства по проведению аудита в промышленности: аудит структур, подчиненных местным властям и властям штатов` в качестве руководящих. Руководящие заключения Госсовета включают заявления, толкования и специальные бюллетени.Заявление № 69 по стандартам аудита: `Значение термина` представлять добросовестно в отчете независимого аудитора в соответствии с общепринятыми принципами бухучета` разъясняет смысл фразы `представлять добросовестно ... в соответствии с общепринятыми принципами бухучета`. Заявление № 69 устанавливает иерархию ОПБУ по пяти категориям для деловых (негосударственных) структур.1. Заключения СРСФС и его предшественников, КРПБ и исследовательских бюллетеней АОДБ. Эти заключения включают заявления СРСФС по стандартам и толкованиям, мнения КРПБ и исследовательские бюллетени по вопросам бухучета, издаваемые АОДБ.2. Посвященные практической деятельности бюллетени СРСФС и толкования АОДБ, руководства АОДБ по проведению аудита и ведению бухучета в промышленности, а также изложения позиции АОДБ.3. Позиции консенсуса, изложенные рабочей группой СРСФС, а также в бюллетенях о повседневной практике, издаваемых АОДБ.4. Толкования АОДБ по вопросам бухучета, сборники `Вопросы и ответы`, публикуемые аппаратом СРСФС, а также широко признанная и преобладающая в деловой сфере практика.5. Др. литература и материалы по вопросам бухучета, включая заявления СРСФС по принципиальным вопросам, документы АОДБ, заявления и отчеты Комитета по международным стандартам бухучета; заключения др. профессиональных ассоциаций или регулирующих ведомств; `Практическое пособие` АОДБ; учебники по бухучету, справочники и статьи.Категории с 1-й по 4-ю представляют собой установленные принципы бухучета. Категория 5 представляет собой др. литературу по бухучету. При отсутствии установленных, признанных принципов бухучета аудитор может, в зависимости от того, насколько это подходит к конкретным обстоятельствам, использовать и пр. литературу по бухучету.Если установленный принцип бухучета, изложенный в одном или нескольких источниках по категориям 2, 3 и 4, относится к конкретным обстоятельствам, то аудитор должен быть готовым представить разъяснение своего вывода о том, что в данном конкретном случае общепринятым является др. принцип. В случае существования противоречия между принципами бухучета, подходящими для данных обстоятельств и содержащимися в одном или нескольких источниках по категориям 2, 3 и 4, аудитор должен следовать принципу и способу действий, изложенным в источниках более высокой категории; напр., принципы или способы действий, изложенные в категории 2, имеют приоритет перед категорией 3, аудитор также должен быть готовым представить разъяснения своего заключения о том, что способ действий, изложенный в источнике более низкой категории, более точно отражает сущность сделки в данных конкретных обстоятельствах.Правила и толкования (КЦББ) имеют статус, аналогичный статусу заключений категорий 1 для лиц, регистрируемых КЦББ.КЦББ сыграла свою роль в разработке общепризнанных принципов бухучета для кредитно-фин. учреждений. КЦББ придерживается той позиции, что фин. отчеты, представленные в КЦББ и не подготовленные в соответствии с общепринятыми принципами бухучета, будут считаться как вводящие в заблуждение. Фин. отчеты, прошедшие аудиторскую проверку, являются, в соответствии с правилами КЦББ о раскрытии информации, основой фин. информации для инвесторов.Требования, предъявляемые регулирующими органами к системе бухучета, могут в отношении определенных сделок или предоставления данных отличаться от ОПБУ. Органы, регулирующие деятельность банков, не настаивают на том, чтобы аудиторская проверка всей отчетности документации банка проводилась независимыми аудиторами. Совет директоров ФРС требует от банковских холдинг-компаний представления фин. отчетов, полностью соответствующих ОПБУ.Значительное большинство требований к бухучету операций с ценными бумагами основаны скорее на ОПБУ, чем на регулятивных принципах бухучета регулирующих органов. ГБКУ определило круг федеральных ведомств, имеющих право устанавливать и внедрять стандарты бухучета и аудита применительно к компаниям частного сектора. ГБКУ выявило следующие различия между требованиями ОПБУ и принципами бухучета регулирующих органов, относящимися к органам, регулирующим деятельность банков:1. Максимальные амортизационные периоды для `гудвилла`, разрешенные Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД) и Советом управляющих ФРС, короче тех, к-рые определены ОПБУ.2. ФКСД и ФРС требуют, чтобы продажа дебиторской задолженности учитывалась как финансирование, а не как продажа, как того требуют ОПБУ.3. В соответствии с Законом Гарна-Сен-Жермена о депозитных учреждениях 1982 г. ФКСД должна рассматривать сертификаты собственного капитала в качестве части счетов капитала сберегательного банка; в соответствии с ОПБУ сертификаты собственного капитала не увеличивают активы или акционерный капитал.4. ФКСД и ФРС требуют, чтобы аннулированный долг оставался в графе `Пассивы`, а ОПБУ в определенных случаях рассматривает такой долг как погашенный.Заявление № 5 по стандартам фин. счетоводства `Бухучет непредвиденных расходов` (1975 г.) регулирует вопрос признания убытков от невозврата ссуд для его учета согласно ОПБУ. Положения заявления требуют, чтобы убыток от невозврата ссуд был признан и учтен в том случае, когда реальные убытки в результате невозврата ссуд были понесены и что сумма этих убытков может быть определена. Как правило, кредитно-фин. учреждения имеют резервы для покрытия возможных убытков вследствие невозврата ссуд, к-рые представляют оценочный размер убытков от списания ссуд в кредитном портфеле.Заявление № 15 `Бухучет, проводимый должниками и кредиторами, в отношении реструктурирования проблемных долгов` (1977 г.) установило стандарты бухучета, применяемые должниками и кредиторами исключительно для реструктурирования проблемных долгов.См. ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО БУХУЧЕТА; КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ; СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ.БИБЛИОГРАФИЯ:AICPA Professional Standards. Commerce Clearing House, Chicago, IL. Latest edition.American Institute of Certified Public Accountants. SAS № 69, The Meaning of `Present Fairly in Conformity With Generally Accepted Accounting Principles` in the Independent Auditor`s Report. January, 1992.. Audit and Accounting Guides, Statements of Position (SOPs).DELANEY, P. R., and others. GAAP: Interpretation and Application. John Wiley and Sons, Inc., NY, 1989.FASB Accounting Standards - Current Text. McGraw-Hill Book Co., New York, NY. Annual.FINANCIAL ACCOUNTING STANDARDS BOARD. Accounting Standards - Current Tests. Latest edition.FINANCIAL ACCOUNTING STANDARDS BOARD. Emerging Issues Task Force (EITF) Abstracts.FINANCIAL ACCOUNTING STANDARDS BOARD. Statements of Financial Accounting Concepts. Richard D. Irwin, Inc., Homewood, IL. Latest edition.GLEIM, I. N., and DELANEY, P. R. CPA Examination Review, Volume 1. John Wiley and Sons, Inc., New York, NY. Annual.GOVERNMENTAL ACCOUNTING STANDARDS BOARD. Codification of Governmental Accounting and Financial Reporting Standards. Periodically updated.JARNAGIN, B. D. Financial Accounting Standards: Explanation and Analysis. McGraw-Hill Publishing Co., New York, NY. Latest edition.KIESO, D. E., and WEYGANDT, J. J. Intermediate Accounting. Latest edition.NIKOLAI, L. A., and BAZLEY, J. D. Intermediate Accounting. Latest edition.SECURITIES AND EXCHANGE COMMISSION. Regulation S-X, Form and Cotents of and Requirements for Financial Statements, Securities Act of 1933, Securities Exchange Act of 1934, Public Utility Holding Company Act of 1935, Investment Company Act of 1940, and Energy Policy and Conservation Act of 1975.

Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
132.20 кб

Международные стандарты финансовой отчетности, общепринятые принципы бухгалтерского учета США и Росс

М.Г. Таскаева

Похожие термины: