Нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат

Найдено 1 определение
Нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат
(в формулах обычно обозначается En»)— величина, обратная нормативному сроку окупаемости капитальных вложений. Вообще коэффициент эффективности и срок окупаемости (не только нормативные, но и фактические) — величины взаимнообратные. Если новая машина окупается за три года, коэффициент ее эффективности равен 1/3, или 0,33. Капитальные вложения окупаются по-разному, одни быстрее, другие — медленнее. О первых мы говорим: высокоэффективные, о вторых — малоэффективные вложения. Поскольку ресурсы капитальных вложений не безграничны, на заводе, в министерстве, в Госплане делают выбор: стоит ли тратить средства на то или иное строительство, на ту или иную технику? Для такого выбора и введен нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений. Этот коэффициент ставит предел: если затраты окупятся не позднее чем за такой-то срок, мы их производим. В противном случае отказываемся от них.
Долгое время считалось, что для каждой отрасли нужен свой дифференцированный норматив эффективности. Сейчас в официальных документах принят норматив, единый для народного хозяйства в целом (с некоторыми отклонениями но отраслям). Размер единого норматива и особенно принципы его определения — предмет острых научных дискуссий. В общепринятой Методике по определению эффективности капитальных вложений (1969 г.) был установлен нормативный коэффициент 0,12, в Методических указаниях по определению эффективности новой техники, утвержденных в 1977 г., он был повышен до 0,15, в Методических рекомендациях по комплексной оценке эффективности мероприятий НТП (1988 г.) он определен в 0,1.
Экономистами-математиками наиболее разработано несколько подходов к подсчету единого норматива. Вот два из них. Первый основан на поиске некоторой средней дли народного хозяйства величины. Таково, например, отношение роста национального дохода к объему капитальных вложений, потребовавшихся для этого роста. Следовательно, те предложения, которые не обеспечивают такого среднего норматива, принимать не надо, так как они снизят общую эффективность капитальных вложений; в противном случае — надо принять. Второй подход строится на сравнения ресурсов капитальных вложений с потребностями в них для реализации предложенных проектов. Если общество может выделить больше капитальных вложений, мы вправе осуществить большее количество проектов. Можно снизить нормативную величину эффективности, и в план войдут те проекты, которые при иных условиях были бы отвергнуты. И наоборот, если ресурсы капитальных вложений уменьшатся, мы будем строже отбирать предложения, наименее эффективные из них отвергнем, а для ориентира в этом вопросе увеличим норматив.
Получается стройная система. В ней норматив эффективности не устанавливается заранее, а выводится непосредственно в процессе составления плана как некая оптимальная величина.

Источник: Популярный экономико-математический словарь. 3-е изд. Знание. 1990