НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
обозначение отраслей и видов деятельности, не занимающихся материальным производством.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
несколько условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих материальное производство. В советской экономической статистике к непроизводственной сфере относили сферу бытовых услуг, науку, культуру, образование, здравоохранение, управление. В настоящее время термин "непроизводственная сфера" изымается из научного употребления, заменяется понятием социально-культурная сфера.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Источник: Материально-техническое снабжение. Словарь-справочник. М. Экономика 1985
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей, изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. Во всех индустриально развитых странах в связи с развертыванием НТР с середины XX в. четко выделился и стал динамично развиваться блок отраслей нематериальной сферы, продукция которых была направлена на развитие человеческого фактора: образование, здравоохранение, услуги социального характера и др. Удельный вес занятых в сфере услуг в настоящее время достигает 70%.
В России в непроизводственной сфере занято не многим более 30%. Хотя данные мало сопоставимы с зарубежной статистикой.
Разграничение сфер деятельности на производственную и непроизводственную методологически опиралось на учение Маркса о производительном и непроизводительном труде и применялось при учете объема совокупного общественного продукта и национального дохода. Считалось, что труд, занятый в непроизводственной сфере, не создает прибавочного продукта, и непроизводственная сфера содержится за счет перераспределения из производственной сферы.
В СССР до 1989 г. отрасли непроизводственной сферы учитывались только в расходной части фонда потребления. В статистике стран с развитой рыночной экономикой разграничения между производственной и непроизводственной сферой не проводится.
В настоящее время в России признано, что труд в отраслях непроизводственной сферы является производительным, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства отраслей данной сферы по особой методике включается в общую стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).
Источник: Экономический словарь
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Большой удельный вес по числу занятых в непроизводственной сфере занимают такие отрасли, как образование, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образовании национального дохода, но входят в фонд личного потребления общества.
Труд работников, оказывающих услуги, воздействует непосредственно на человека. Он участвует в воспроизводстве рабочей силы, в котором постоянно возрастают затраты на удовлетворение духовных потребностей. Однако труд работников образования, культуры, здравоохранения, участвуя в воспроизводстве рабочей силы, не входит в издержки ее воспроизводства. В последние включаются затраты труда работников материального производства на удовлетворение их потребностей в образовании, культуре, медицинской помощи. В обмен на эту часть необходимого продукта работники материального производства получают полезный эффект труда работников непроизводственной сферы. В отличие от продукта материального производства, полезный эффект труда работников непроизводственной сферы, особенно образования, культуры и т.д., имеет социальную окраску, поскольку предполагает как необходимый элемент определенную идеологическую направленность. Труд работников непроизводственной сферы, если он организован в господствующей форме производственных отношений и реализует цель способа производства, выступает как производительный труд.
Развитие непроизводственной сферы зависит от уровня производительности труда работников материального производства. Чем он выше, тем большими возможностями располагает общество в выделении трудовых и материальных ресурсов в непроизводственную сферу. Страны с высоким уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру непроизводственной сферы.
Следует различать позитивную непроизводительную сферу, обеспечивающую рациональное расходование ресурсов и прогрессивное развитие общества (образование, культура, здравоохранение, армия, органы правоохраны и т.д.), и паразитическую непроизводственную сферу: частные банки и фонды, прочие финансовые институты, избыточное чиновничество, адвокатские конторы, игорные заведения, обслуга неправедно обогатившихся, антиобщественные объединения и организации, карательные органы и т.д.
Характер и масштабы непроизводственной сферы определяются системой господствующих производственных отношений. В капиталистических странах высокий уровень развития непроизводственной сферы – следствие не только развития производительных сил, но и паразитизма капитализма. Об этом свидетельствует чрезмерное разбухание таких отраслей непроизводственной сферы, как торговля (реклама и т.п.), управление, кредит, финансы и др. Непроизводственная сфера здесь возрастает и за счет военно-полицейского аппарата государства, с помощью которого монополистическая буржуазия стремится сохранить капиталистический строй. Развитие непроизводственной сферы подчинено основному экономическому закону капитализма – производству и присвоению прибавочной стоимости.
В социалистических странах развитие непроизводственной сферы направлено на повышение благосостояния трудящихся и всестороннее развитие личности. С прогрессом общества в ходе обмена деятельностью с материальным производством непроизводственная сфера оказывает возрастающее влияние на развитие производительных сил, на повышение производительности общественного труда.
Использование экономич. ресурсов в Н. с. отличается рядом существ. особенностей, к-рые объясняются специфич. условиями труда.
Изменения в структуре трудовых ресурсов свидетельствуют о неуклонном повышении уд. веса занятых в Н. с. В 1940 на её долю приходилось 11,7% населения, занятого в нар. х-ве СССР, в 1950 - 13,8%, в 1960 - 17,0%, в 1975 - 24,6%, в 1977 - 25,1 %.
Удовлетворение разнообразных и всё расширяющихся потребностей общества в услугах требует более быстрого по сравнению с др. отраслями роста занятости в Н. с.; причём возможности экономии на трудовых ресурсах в отраслях Н. с. сравнительно ограничены. Повышение фондовооружённости работников Н. с. в меньшей степени по сравнению с производств. отраслями ведёт к высвобождению работников. В материальном произ-ве один и тот же результат может быть достигнут в условиях разного сочетания численности работников и величины осн. производств. фондов. Возможности выбора того или иного сочетания этих ресурсов в большинстве отраслей Н. с. не столь эластичны, что объясняется относительно узкими рамками высвобождения работников в результате роста осн. фондов.
Расширение осн. фондов в Н. с. связано со всё более эффективным использованием производств. осн. фондов. Чем эффективнее применяются последние, тем больше появляется возможностей для вложения средств в осн. непроизводств. фонды и тем больше высвобождается работников для Н. с.
Материальные затраты в производств. и непроизводств. отраслях, согласно принятой методике составления баланса народного хозяйства СССР, проходят по разным счетам национального дохода и совокупного общественного продукта. Материальные производств. затраты представляют фонд возмещения в совокупном обществ. продукте; материальные непроизводств. затраты - часть фонда потребления в нац. доходе. В 1960 на долю Н. с. приходилось 6,2% совокупного фонда материальных затрат, в 1976 - 6,8%.
Постановка долговременных целей развития Н. с. конкретизируется в развёрнутой системе обществ. потребностей, нормативы к-рых включаются в рациональный потребительский бюджет. Результаты деятельности Н. с. выступают, с одной стороны, как часть системы удовлетворения потребностей населения в культуре, образовании, мед. обслуживании, социальном обеспечении, коммуникациях, а также общества в целом - в развитии науки, совершенствовании управления; с др. стороны - как средство реализации более общих целей.
Практич. реализация нормативных подходов к формированию целей развития Н. с. затруднена, т. к. потребности общества в большинстве видов непроизводств. деятельности не имеют, как правило, чётко выраженной количеств, формы, характерной для потребностей в материальных благах. Если материальные блага имеют «...те свойства вещей, которыми пользуются люди и которые выражают отношение к их потребностям» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 130), то мн. услуги, относящиеся к Н. с., этими свойствами не обладают. Напр., конечные цели здравоохранения вытекают из потребности человека быть здоровым, к-рая количественно не нормируется. Потребность в повышении культурного и образоват. уровня также не выражается таким явным вещным образом, как потребности в пище, одежде, обуви. Отсутствие количеств, измерителей вызывает необходимость в разработке особой системы оценок потребностей в услугах.
Эти оценки выражаются, напр., такими показателями, как величина контингента обслуживаемого населения, величина затрат материальных, трудовых, финанс. ресурсов и времени на обслуживание населения (кол-во больничных коек, объём жил. фондаг срок обучения в ср. школе, кол-во домашних телефонов); величина ден. расходов населения на платные услуги; контингент занятых определ. видами деятельности (в науке, управлении).
Специфика потребностей, удовлетворяемых каждой отраслью Н. с., предполагает формирование целей развития отраслей с учётом их взаимного влияния и взаимосвязей с нар.-хоз. целями.
Особое значение при обосновании целей развития Н. с. имеет определение нормативов расходов населения на её платные услуги. Оценки перспективного спроса населения на платные услуги получают на основе данных бюджетных обследований или материалов региональной статистики расходов населения. Для оценки спроса на платные услуги применяются модель дифференцированного баланса доходов и потребления населения и структурная, региональная модель прогнозирования состава ден. расходов населения.
Определение целей развития отраслей Н. с. предполагает обоснование наиболее рационального соотношения между платными и бесплатными услугами. Расширение круга платных услуг целесообразно до определ. уровня, за к-рым дифференциация становится нежелательной. Так, для социалистич. общества неприемлемо значит. развитие платных форм в системах просвещения и здравоохранения, поскольку они должны равномерно обеспечивать потребности всех слоёв населения, независимо от их ден. доходов.
Постановка общих целей развития Н. с. предшествует обоснованию направлений использования экономич. ресурсов для развития отд. непроизводств. отраслей. Определение доли Н. с. в использовании совокупных ресурсов нар. х-ва является задачей планирования, к-рая аналогична проблеме поиска оптим. доли накопления в нац. доходе. Определение потребностей Н. с. в трудовых ресурсах согласовывается с общими расчётами трудовых ресурсов, их распределением по отраслям нар. х-ва с учётом половозрастных характеристик и проводится с помощью показателей трудоёмкости отд. услуг.
Показатели трудоёмкости в здравоохранении определяются величиной коечного фонда и численностью обслуживаемого населения, в сфере образования - численностью обучающихся, культуры - ден. расходами населения на посещение кино, театров и т. д. Динамика трудоёмкости в отраслях Н. с. различна. Напр., в здравоохранении, образовании и культуре наблюдается повышение трудоёмкости, в жил. и коммунальном х-ве, транспорте и связи (для к-рых характерны процессы механизации и автоматизации деятельности) - снижение.
Обоснование перспективных материальных затрат в отраслях Н. с. основывается на расчётах материалопотребления (см. табл. 1).
Основные фонды и капитальные вложения, необходимые для их расширения, служат важным фактором развития Н. с. Инструментом планирования капитальных вложений выступают балансы основных фондов Н. с. В основе их построения лежит обоснование тенденций фондоёмкости отд. отраслей. Напр., фондоёмкость здравоохранения СССР за 1960 - 77 в расчёте на 1 койку в больницах составляла в руб.: в 1960 - 2893, в 1965 - 3737, в 1975 8840, в 1977 9803.
Вклад Н. с. в развитие нар. х-ва СССР неуклонно возрастает. К. Маркс выделял в качестве функции труда в Н. с. произ-во «нематериального продукта». Измерение продукции Н. с. даёт представление о размерах этого продукта. Так, доля Н, с. в составе валового обществ. продукта в 1960 оценивалась в 8,8%, в 1975 - в 9,7%, В составе конечного обществ. продукта Н. с. в 1976 занимала 20,0%. В 1976 в СССР на долю непроизводств. отраслей приходилось 70,7% совокупной продукции сферы обслуживания населения и 28,8% общего объёма потребления материальных благ и услуг.
В других социалистических странах значит. рост отраслей Н. с. также обусловлен изменениями в структуре обществ. потребностей, вызвавшими перераспределение в пользу Н. с. осн. ресурсов экономики, прежде всего трудовых ресурсов общества (см. табл. 2).
В капиталистических странах в отрасли Н. с. привлекается растущая доля общих экономич. ресурсов. Коэффициенты эластичности роста затрат на развитие Н, с. в зависимости от увеличения валового национального продукта (ВНП) промышленно развитых капиталистич. стран выше 1. Это означает, что расходы отраслей Н. с. растут в возрастающей степени в соответствии с повышением уровня экономич. развития капиталистич. стран, измеряемого с помощью ВНП, В статистике капиталистич. стран большинство отраслей Н. с. учитывается в составе услуг. Напр., на их долю в ВНП США приходилось в 1929 (в текущих ценах) 34,7%, в 1960 - 38,1, в 1976 - 45,6%. Возрастает доля услуг в частных потребит. расходах. Так, в США в 1950 эта доля составила 51,5%, в 1960 - 55,4, в 1975 - 60,2%. В повышении доли услуг в частных расходах отражается также более быстрый рост цен на услуги по сравнению с увеличением цен на др. потребит. товары.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.