Народный контроль

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Народный контроль
важное звено нашей политической системы, является одной из действенных форм привлечения широких масс трудящихся к управлению делами Советского государства. «В Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны»-так гласит Закон Союза Советских Социалистических Республик о народном контроле в СССР.
В основу народного контроля положены разработанные В. И. Лениным идеи и принципы. Их суть: контроль народа в интересах народа, контроль как инструмент в руках партии и государства для решения коренных проблем хозяйственного и культурного строительства, гласность, повсеместность и действенность.
В Конституции СССР, Законе о народном контроле в СССР определено место народного контроля в социалистическом государстве, сформулированы порядок образования и основные направления его деятельности. Органы народного контроля сочетают государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях. Важнейшая задача органов народного контроля-активное участие в реализации решений партии и Советского государства. И прежде всего они контролируют выполнение государственных планов и заданий, ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом, способствуют совершенствованию работы государственного аппарата. Поскольку народный контроль в нашей стране сочетает в себе государственный контроль с общественным, его главная сила-рабочие, колхозники, служащие.
Единую систему органов народного контроля в СССР составляют: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных республик, краев и областей, автономных областей и автономных округов, городские и районные комитеты народного контроля, комитеты, посты и группы народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях, воинских частях. Члены групп и постов народного контроля избираются на собраниях или конференциях коллективов трудящихся сроком на 2 года, получают от них наказы, представляют их интересы и отчитываются перед ними о своей деятельности. В 1983 г. в стране действовали более 1,3 млн. групп и постов народного контроля, объединявших 10 млн. человек. Органы народного контроля работают под руководством КПСС и Советского правительства. Партийные организации направляют работу комитетов, групп и постов народного контроля, оказывают им всяческую поддержку и повседневную помощь.

Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
в СССР, одна из форм привлечения широких масс трудящихся к управлению делами сов. гос-ва. В нём сочетается гос. контроль с обществ. контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и орг-циях. В сов. гос-ве, выражающем интересы и волю всех граждан, право контроля принадлежит, народу как единств, хозяину своей страны.
Разрабатывая вопросы теории и практики социалистич. революции, строительства социализма и коммунизма, В. И. Ленин придавал огромное значение обществ. и гос. контролю. Правильную постановку учёта и контроля он считал одним из коренных вопросов социалистич. революции, строительства нового общества. «Учет и контроль, которые необходимы для перехода к социализму, могут быть только массовыми» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 200). «До тех пор пока наступит „высшая“ фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства...» (там же, т. 33, с. 97). Это ленинское требование нашло воплощение в создании Н. к. Задача органов контроля, учил Ленин, не только и даже не столько «ловить», «изобличать», сколько уметь поправить ведение дела, предупредить злоупотребление. «Чтобы уметь исправить, - писал Ленин, - надо, во-1-х изучать и изучить ведение дела в том или ином учреждении, предприятии, отделе и т. п.; во-2-х вовремя провести необходимые практические изменения, осуществить их на деле» (там же, т. 44, с. 127).
КПСС, руководствуясь указаниями Ленина и учитывая конкретные условия и опыт социалистич. строительства, на каждом историч. этапе находила наиболее целесообразные формы вовлечения трудящихся в организацию парт., гос. и обществ. контроля. Большое значение в строительстве социалистич. общества имели органы рабочего контроля, рабоче-крест. инспекции, гос. контроля, органы ЦКК и РКП, парт. гос. контроля, а также такие формы участия общественности в управлении, как «Лёгкая кавалерия», «Комсомольский прожектор», посты рабселькоров, постоянные и временные комиссии Советов, профсоюзов, жен. орг-ций, выездные редакции, контрольные посты органов печати и т. д.
Органы Н. к. работают под руководством Коммунистич. партии и Сов. пр-ва, помогают им воспитывать кадры в духе высокой ответственности за порученное дело, прививать сов. людям чувство хозяина страны. Партийные орг-ции направляют работу к-тов и групп Н. к., оказывая им всемерную поддержку и помощь. В состав органов Н. к. в 1978 входят; Комитет Н. к. СССР, 15 комитетов Н. к. союзных республик, 157 комитетов Н. к. авт. республик, краёв и областей, 10 окружных к-тов, 818 городских, 594 районных комитета в городах, 2882 сельских районных комитета, а также, комитеты, группы и посты Н. к. в воинских, частях. Органы Н. к. по своему составу, формам и методам работы - подлинно народные, массовые.
Главное в деятельности органов Н. к. - оказание помощи парт. и гос. органам в систематич. проверке фактич. исполнения директив партии и пр-ва сов., хоз. и др. орг-циями. В соответствии с Положением об органах Н. к. в СССР от 1968, органы Н. к. осуществляют контроль за выполнением гос. планов и заданий, ведут активную работу, направленную на выявление и использование резервов нар. х-ва, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов и ден. средств, внедрение в произ-во новых, прогрессивных методов; выступают против нарушения гос. дисциплины, проявлений местничества и ведомственности, бесхозяйственности и расточительства, посягательств на социалистич. собственность; пресекают проявления бюрократизма и «волокиты, добиваются совершенствования работы гос. аппарата и его удешевления, внедрения науч. организации труда и управления, чёткой постановки ведомственного контроля.
Важнейшая задача органов Н. к. - активное участие в претворении в жизнь решений съездов КПСС и прежде всего проверка фактич. исполнения указаний съездов в области повышения эффективности обществ. произ-ва и качества продукции во всех звеньях нар. х-ва. Одной из важных задач органов Н. к. является контроль за соблюдением должностными лицами сов. законов при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб граждан.
Основа системы органов Н. к. - группы и посты Н. к. В них избираются передовые, наиболее активные трудящиеся, студенты, пенсионеры и домашние хозяйки, как коммунисты, так и беспартийные - представители всех социальных слоёв сов. общества. К деятельности в группах и постах Н. к. на обществ. началах привлекаются широкие массы и этим воплощается в жизнь ленинская идея об участии в контроле всех трудящихся. Массовость контроля, повседневное осуществление его на всех участках хоз. и культурного строительства являются важнейшим условием эффективности его работы.
Члены групп и постов Н. к. избираются на собраниях или конференциях коллективов трудящихся сроком на 2 года, получают от них наказы, представляют их интересы, отчитываются перед ними о своей работе. Количеств, состав группы или поста Н. к. определяется с учётом объёма и условий работы. Группы и посты Н. к. проводят массовые или выборочные проверки, рейды, смотры на предприятиях и в орг-циях, участвуют в ревизиях их производств. и финанс.-хоз. деятельности, осуществляемых вышестоящими органами, допускаются к изучению документов и материалов, характеризующих состояние дел на проверяемых объектах.
В случае необходимости они могут объявлять обществ. порицание лицам, виновным в нарушении гос. дисциплины, проявлении бюрократизма и др., обязывать их выступать перед коллективом с сообщением о мерах, принимаемых по устранению недостатков, передавать дела на рассмотрение товарищеских судов. Группы и посты Н. к. могут ставить перед администрацией, парт. и др. обществ. орг-циями коллектива вопросы, к-рые возникают в результате проверок, в частности вопросы о привлечении к ответственности работников, виновных в допущении тех или иных недостатков. Группам и постам Н. к. предоставлена возможность вносить на рассмотрение к-тов Н. к. предложения о более глубокой проверке соответствующего предприятия, колхоза, учреждения, орг-ции, о приостановке явно незаконных распоряжений и действий должностных лиц, о производстве ден. начётов и по др. вопросам.
Важное значение для повышения результативности работы Н. к. имеют учёба и обмен опытом активистов Н. к. Осн. формы учёбы: совещания председателей групп и руководителей постов, постоянно действующие семинары, ф-ты Н. к. нар. ун-тов, школы Н. к. на предприятиях и в учреждениях.
В соответствии с Конституцией СССР установлен единый порядок образования всех к-тов Н. к. Комитет Н. к. СССР образуется Верх. Советом. СССР, комитеты союзных и автономных республик - Верх. Советами соответств. республик, местные комитеты - краевыми, областными, городскими и районными Советами нар. депутатов.
К-ты Н. к. наряду со штатным аппаратом создают также отделы по отраслям х-ва, науки и культуры, постоянные и временные комиссии, работающие на обществ. началах. Работники этих отделов и комиссий выбираются из числа наиболее авторитетных, опытных рабочих, колхозников, служащих, а также пенсионеров и утверждаются к-тами Н. к. по рекомендациям партийных и др. обществ. орг-цип.
Одно из важнейших условий предупреждения кадров от ошибок и промахов в работе, а также своевременного устранения выявляемых недостатков - гласность контроля. К-ты, группы, посты Н. к. информируют коллективы трудящихся о своей деятельности, доводят до их сведения результаты проверок и меры, принятые для устранения недостатков. Важнейшая роль в обеспечении гласности контроля принадлежит печати, радио и телевидению. С этой целью в практике Н. к. широко используются: стенды Н. к., сатирич. листки и газеты («Молнии», «Тревоги», «Острые сигналы», бюллетени «Н. к. в действии» и др.), фотообвинения. Для повышения эффективности деятельности органов Н. к. важное значение имеет их взаимодействие в работе с постоянными комиссиями Советов нар. депутатов, профсоюзными, комсомольскими и др. обществ. орг-циями, что позволяет обеспечивать всеобъемлющий контроль и избегать параллелизма в организации проверок.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Народный контроль
в общем случае, представляет собой одну из форм народовластия, связанную с систематическим наблюдением гражданами страны за исполнением органами государственной и местной власти, а также хозяйственными руководителями своих обязанностей по удовлетворению законных интересов трудящихся и всего населения, отвечающих материальным, социальным и духовным ценностям данного общества, и направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений этих интересов.
История народного контроля в России берет свое начало с движения за рабочий контроль, которое возникло после Февральской революции 1917 года. Большевиками задача борьбы за рабочий контроль как своеобразную "приготовительную" форму диктатуры пролетариата впервые была выдвинута на апрельской конференции РСДРП(б) 1917 года. Далее, в связи с необходимостью принятия мер по организации планомерного регулирования экономики в разоренной войной стране, вопрос о рабочем контроле был поставлен в подготовленной В.И. Лениным "Резолюции об экономических мерах борьбы с разрухой", принятой на 1-й общегородской конференции фабзавкомов Петрограда 1 (14) июня 1917 года.
Первоначально рабочий контроль осуществлялся явочным порядком. Несмотря на яростное сопротивление предпринимателей, движение за установление рабочего контроля охватило крупные предприятия Петрограда, Москвы, Урала, Донбасса и др. промышленных центров, казенные железные дороги. Органами рабочего контроля являлись фабрично-заводские комитеты, на крупных предприятиях действовали специальные контрольные комиссии. Основным направлением деятельности был контроль над производственно-технической, а нередко и коммерческо-финансовой деятельностью предприятий (за наймом и увольнением рабочих и служащих, за поступлением и использованием заказов и т.п.).
После Октябрьской социалистической революции 1917 года содержание и значение рабочего контроля коренным образом изменилось: он стал осуществляться государственно организованным пролетариатом в целях социалистического преобразования промышленности. Согласно Декрету о рабочем контроле, принятому (по подготовленному В.И. Лениным проекту) ВЦИК 14 (27) ноября 1917 года, рабочий контроль вводился как обязательная мера во всех отраслях народного хозяйства, на предприятиях, имевших наемных рабочих; распространялся на производство, куплю, продажу и хранение продуктов и сырых материалов, а также финансовую деятельность предприятий. Контроль осуществляли рабочие данного предприятия через выборные организации (фабзавкомы, советы старост и т.п.) при участии представителей от служащих и технического персонала. Коммерческая тайна отменялась. Решения органов рабочего контроля были обязательны для предпринимателей. По данным Всероссийской промышленной переписи 1918 года, к середине 1918 года специальные контрольные органы функционировали на 70,5% предприятий с числом рабочих свыше 200. Рабочий контроль служил школой хозяйствования для рабочих масс, выдвинул из их среды талантливых руководителей производства, подготовил условия для социалистического обобществления промышленности.
До января 1918 года в масштабе страны руководство советами рабочего контроля, действовавшими в крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, осуществлял Всероссийский совет рабочего контроля, в составе которого были созданы комиссии специалистовревизоров по определенным отраслям производства. С января 1918 года рабочий контроль приобрел характер государственного. Его организационной формой стала Центральная контрольная коллегия и учетно-контрольные коллегии и контрольные комиссии на местах. В июле 1918 года в связи с принятием Конституции РСФСР Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В апреле 1919 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет "О государственном контроле". В феврале 1920 года Наркомат государственного контроля был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), в задачи которой входили: контроль за деятельностью всех органов государственного управления, органов управления хозяйством и за общественными организациями; борьба с бюрократизмом и волокитой; проведение летучих ревизий и обследований (в том числе, предварительных, на основании планов расходования средств); проверка исполнения декретов и постановлений Советского правительства; надзор за соблюдением законов в управлении.
Последующими формами были: Комиссия советского контроля при СНК СССР (1934), союзно-республиканский наркомат государственного контроля (1940), министерство государственного контроля (1946), комиссии государственного контроля СССР и союзных республик (1957), комитеты партийно-государственного контроля (1962), В декабре 1965 года Верховный Совет СССР принял решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Деятельность системы органов народного контроля была определена законом «Об органах народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года, Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами союзных и автономных республик. В Конституции СССР 7 октября 1977 года предусматривалось усиление народного контроля. На второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «О народном контроле в СССР».
Параллельно совершенствовались и функции Народного контроля. В задачи РКИ с 1922 года добавились обязанности по контролю за учетом и хранением государственного имущества, последующая проверка финансовых смет, планов материального снабжения, договоров и других денежных документов; разработка предложений о сокращении и удешевлении государственного аппарата (что впоследствии получило название научной организации труда – НОТ); контроль за состоянием приема и рассмотрения жалоб и т.д. С 1927 года РКИ было предоставлено право принимать решения о наложении дисциплинарных взысканий, а также отстранении и увольнении должностных лиц за бесхозяйственность, бюрократизм и волокиту, а также о ликвидации излишних подразделений и представительств в управленческих структурах.
Комиссии советского контроля при СНК СССР вменялись обязанности по проверке исполнения решений СНК СССР и расходования денежных средств и материальных ценностей.
Деятельность органов Народного контроля по закону от 1979 года должна была строиться в соответствии с принципом демократического централизма на основе коллегиальности, гласности, взаимодействия с комиссиями Советов народных депутатов и государственными органами, с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции, государственного арбитража и судами, организациями профессиональных союзов, ВЛКСМ и другими общественными организациями граждан.
На исходе так называемой «перестройки» народному контролю было добавлено право контроля за использованием государствен-ного бюджета страны, а сам контрольный орган по закону от 16 мая 1991 года получил статус Контрольной палаты СССР, действующей под руководством Верховного Совета СССР и подотчетной ему. Однако просуществовала эта палата недолго. 26 декабря 1991 года она была упразднена в связи с прекращением существования СССР.
Надо отметить, что через органы народного контроля в советское время широкие массы трудящихся вовлекались в управление государственными и общественными делами. В их работе участвовали более 10 млн. человек. Как правило, это были наиболее активные и авторитетные рабочие, колхозники, служащие, учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, а также пенсионеры и домашние хозяйки – представители всех слоев советского общества. Они имели достаточно широкие полномочия и вели бескомпромиссную борьбу по защите государственных и общественных интересов, постоянно проявляя заботу о сохранении и приумножении народного достояния.
Как позитивное явление в постсоветской России можно отметить появление общественных организаций, берущих на себя тяготы по поддержке справедливых требований населения. Так, в 2003 году была создана организация «Общественный Комитет народного контроля», целью которой провозглашено содействие защите прав и интересов потребителей. Ею был разработан проект федерального закона «О народном контроле Российской Федерации» (правда, в какой-то мере, ограниченный проблемами сферы потребления), и даже было направлено соответствующее обращение тогдашнему президенту Путину. Однако последствий эта инициатива не имела.
В 2010 году группа аудиторов, финансистов и юристов Москвы в инициативном порядке создала свою общественную Организацию народного контроля, которая открыла отделения в более чем сорока регионах России [Чернышева Н.Ю. Народный контроль – ключ к народовластию. – Русская газета №2, апрель 2012]. Эта организация ставит перед собой более глобальную цель: создание в России общенациональной системы народного контроля, включающей следующие направления деятельности:
общественный аудит муниципальных, региональных и федерального бюджетов;
аудит использования средств, выделенных на государственные программы;
модернизация деятельности Счетной палаты;
предоставление возможности гражданам и общественным организациям проверять любую информацию коммерческих компаний с государственным участием (за исключением информации, составляющей государственную тайну).
С непосредственным участием названной организации, а также депутатов Московской городской думы, правозащитных, общественных и экспертных организаций разработан свой проект закона «О народном (общественном) контроле», вобравший в себя многие позитивные наработки советского закона от 1979 года. В качестве существенного нововведения концепцией закона предусмотрено использование Интернет-технологий в деятельности институтов общественного контроля.
Но беда в том, что введение народного контроля прямо противоречит основам капиталистического строя, его «ценностям» и принципам рыночной экономики. Кроме того, в условиях капитализма в сегодняшней России, он может влиять только на работу остатков хозяйственных объектов, находящихся в госсобственности, т.е. (с учетом неизбежной в условиях капитализма теневой экономики) всего на 20 – 30 процентов производства и потребления. Отсюда вывод: народный контроль при капитализме – полумера, нужная, но далеко не достаточная. Для восстановления действенного и эффективного в отношении к народному хозяйству народного контроля необходимое условие – возвращение страны к социализму. В этом случае перед Институтом народного контроля будут стоять две стратегические задачи: с одной стороны, стать действенным механизмом борьбы с любыми проявлениями контрпродуктивных действий в народном хозяйстве со стороны отстраненных от управления слоев общества, а с другой, стать школой практического коллективного управления народным хозяйством для миллионов трудящихся, т.е. стать очередным шагом общества к народовластию. И здесь позитивный опыт работы народного контроля в СССР может быть с успехом использован.
По мере развития социалистических общественных отношений должны будут формироваться на добровольных началах общественные организации по экспертизе и публичному анализу политических, экономических и культурных мероприятий и решений органов власти, хозяйственного управления, общественных организаций, творческих союзов и последующему наблюдению за их исполнением, а также по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений интересов трудящихся и всего населения, отвечающих ценностям социалистического общества.
При переходе к коммунизму, когда функции целеполагания, законотворчества и контроля исполнения должны будут соединиться в единой системе самоуправления народа, народный контроль станет не только делом чести (в форме самоконтроля высокой результативности и качества индивидуальной и коллективной деятельности), но и естественной потребностью всех дееспособных граждан коммунистического общества.

Источник: Краткий тематический политэкономический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
218.55 кб

Контрольные цифры народного хозяйства Дальневосточного края на 1926-1927 гг

Представлены контрольные цифры народного хозяйства Дальнего Востока, проектируемые Дальневосточной краевой плановой комиссией на 1926-1927 гг.
Читать PDF
144.61 кб

Сравнительная модель контроля качества аудита в России и Китайской Народной Республике

Неверов Павел Александрович, Сурай Наталья Михайловна, Торгашова Наталья Александровна, Черных Антон Александрович
Рассматриваются основные элементы регулирования аудиторской деятельности в Китае.
Читать PDF
1,001.54 кб

СУДЕБНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦ

Снурницына Анна Викторовна
Статья представляет собой обзор практики российского конституционного правосудия по вопросу о реализации полномочий органов народного представительства в целях обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Похожие термины:

  • КОНТРОЛЕР НАРОДНЫЙ

    работник органов народного контроля (общественно-государственная организация, привлекавшая в советское время активную часть населения к контролю за соблюдением законности в отраслях народного