НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Найдено 1 определение
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
комплекс мероприятий с целью установления соответствия крупных расходов физического лица его доходам, предусмотренный ст. 86.1—86.3 НК, введенный Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ. Действует с 1 января 2000 г. Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ, приобретающего в собственность определенные виды имущества. Система налогового контроля за расходами физического лица фактически заменила систему государственного контроля за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам. К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
4) культурные ценности;
5) золото в слитках. Налоговый контроль за расходами физического лица производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию указанного имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество. Органы и лица, регистрирующие сделки с имуществом, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделки направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках. К таким органам и лицам относятся:
— органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (государственная регистрация прав на недвижимость);
— органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств;
— лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами (регистраторы);
— нотариусы (по сделкам купли-продажи культурных ценностей);
— уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках. Форма извещения, которым вышеуказанные организации или уполномоченные лица сообщают налоговым органам о совершенных сделках, а также перечень документов, прилагаемых к такому извещению, утверждаются МНС. Непредставление организацией или уполномоченным лицом указанной информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». В случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его налоговой декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа. Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающие указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации. Форма специальной декларации разрабатывается МНС по согласованию с Минфином РФ.

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения