Налоговая система в сельском хозяйстве

Найдено 1 определение
Налоговая система в сельском хозяйстве
совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке; важнейший элемент рыночных отношений, регулирующий экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством. Налоги формируют доходы бюджета и от их размера зависят возможности государства по финансированию народного хозяйства, образования, здравоохранения, армии, науки, ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальной поддержке малообеспеченных слоев населения. Налоговая нагрузка должна исходить из необходимости формирования в оптимальных размерах доходной части бюджета, что в конечном итоге формирует ее расходную часть. Совокупный уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Завышенные норм налогов провоцируют резкое сокращение базы налогообложения, препятствуют созданию новых хозяйственных структур и обрекают на массовые банкротства существующие, что в конечном итоге приводит к резкому сокращению поступлений налогов в бюджет. Сельскохозяйственные предприятия вносят республиканские и местные налоги и сборы, отчисляют средства в бюджетные и внебюджетные централизованные фонды, инновационный фонд Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Всего ими вносится в бюджет и внебюджетные фонды свыше 20 платежей, что существенно усложняет бухгалтерский учет. В этой связи принят Декрет Президента Республики Беларусь № 27 от 13 июля 1999 г. «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции». В соответствии с Декретом установлена ставка единого налога в размере 5% от валовой выручки, в состав которой включается выручка от реализации продукции, работ и услуг, иного имущества и доходов от внереализационной деятельности. Выплата единого налога заменяет выплату всей совокупности налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, за исключением акцизов, лицензионных и регистрационных сборов, обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения, отчислений в государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, таможенных платежей. Налог уплачивается ежемесячно (до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) в размере 5% от полученного валового дохода за предшествующий месяц. Система налогообложения существенно упрощается и становится доступной для практических работников. В соответствии с Декретом переход на единый порядок налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции является добровольным. Изъявившие желание перейти на уплату единого налога должны представить в налоговый орган по месту учета в качестве налогоплательщика заявление и сведения о финансово-хозяйственной деятельности. На начало 2007 г. на уплату единого налога в республике перешло 1567 сельскохозяйственных предприятий, или 95,4% от их наличия. Несмотря на то, что размер налогов, при уплате их сельскохозяйственными предприятиями в общем порядке или единым платежом, в целом по республике примерно одинаковый, выявились и несоответствия в уплате единого налога. В некоторых хозяйствах при фиксированной ставке единого налога в размере 5% от валовой выручки налоговые платежи снижаются, у других наоборот — повышаются. Особенно возрастают платежи в бюджет в хозяйствах с большим объемом реализации промышленной продукции, в составе издержек которой, следовательно, и денежной выручки высокий удельный вес стоимости сырья и материалов. Кроме того, введение зачетного метода уплаты налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при приобретении сырья и материалов, привело к дополнительным платежам в бюджет хозяйств, перешедших на единый налог. Также, в настоящее время в валовую выручку включается стоимость молока, закупаемого у населения и реализуемого перерабатывающим предприятиям по этим же закупочным ценам, т. е. без получения прибыли по данной операции. Аналогично получается и с включением в валовую выручку стоимости сельскохозяйственной продукции, выданной в счет заработной платы, а также стоимости скота, выбракованного из основного стада и поставленного на откорм. В результате единый налог по этой части выручки уплачивается за счет собственных средств предприятий. Избежать указанных недостатков можно за счет снижения ставки единого налога до 2% и введения для них уплаты налога на добавленную стоимость на общих основаниях.

Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник