Налоги
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Хрестоматия по экономической теории Словарь экономических терминов и иностранных слов
Источник: Экономический словарь. Учебное пособие. М. МИИТ 2011
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
Источник: Учебный словарь терминов по экономике и менеджменту. 2017 г.
Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.
Источник: Настольная книга международного инвестора. Информационный справочник 2005 г.
Источник: Глоссарий по книге "Микроэкономика"
Источник: Словарь предпринимателя 2016
Источник: Глоссарий. Государственное регулирование рыночной экономики
обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Главная задача Н. - перераспределение денежных средств, регулирование и балансирование экономики, стимулирование экономического роста.
Источник: Бизнес-словарь
Источник: Экономический словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки.
Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006
Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.
Источник: Термины рыночной экономики
Источник: Банковский словарь
Налог - по законодательству РФ - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, и косвенные. Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998
- льготы (tax remissions) – освобождение (полное или частичное) от выполнения установленных обязательств по уплате налогов.
- пирамида (floor pyramid) – используемый в торговле рекламный стенд, где товары выставляются в форме ступенчатой пирамиды.
- экспозиция (floor display)– выкладка товара на стационарном или передвижном выставочном оборудовании, стоящем на полу.
Источник: Реклама. Маркетинг. Pr.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
Различают следующие виды налогов:
а) прямые — взимаемые в соответствии с платежеспособностью облагаемого лица и притом непосредственно с лица, его имущества и доходов (например налоги: подоходный, поимущественный, промысловый, налог на жалованье) и
б) косвенные, взимаемые государством с расходов при потреблении или пользовании независимо от платежеспособности лица, вносящего их государству, сюда относятся, главным образом, акцизы (на сахар, соль, керосин, спирт и т. д.).
Источник: Справочный коммерческий словарь
Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
См. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Источник: Словарь эффективной экономики.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
регулирующая функция, направленная на упорядочение рыночных отношений и реализуемая в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма;
стимулирующая функция, выполняемая через систему льгот и направленная на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т.п.;
распределительная функция, обеспечивающая перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения;
фискальная (бюджетная) функция, предусматривающая процесс изъятия части доходов для формирования финансовых ресурсов предприятия.
Из перечня обязательных платежей выделяются косвенные налоги, т.е. налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к ценам товаров или тарифам на услуги. Наиболее распространенные косвенные налоги – акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные сборы.
Источник: Краткий словарь экономиста
Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.
Источник: Экономический словарь-справочник. М. Просвещение 1985
Налоги подразделяются на два вида – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов, заработной платы, имущества. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене на предметы потребления.
По уровню взимания налоги делятся на общегосударственные, региональные и местные. Также выделяют аккордные налоги, ставка которых не соотносится с уровнем доходов экономического агента, и подоходные налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода. В свою очередь, подоходные налоги подразделяются на прогрессивные (налоговая ставка изменяется прямо пропорционально уровню дохода), регрессивные (налоговая ставка изменяется обратно пропорционально уровню дохода) и пропорциональные (ставка не зависит от величины облагаемого дохода).
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные Н., они подразделяются на государственные, региональные и местные. К федеральным Н. относятся следующие: Н. на добавленную стоимость, акцизы по отдельным группам и видам товаров, Н. на доходы банков и доходы от страховой деятельности; И. на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, Н. на прибыль с предприятий, подоходный Н. с физических лиц, государственная пошлина и др. К региональным Н. относятся следующие: Н. на имущество предприятий, сборы с предприятий на нужды образовав тельных учреждений и др. К местным Н. относятся: Н. на имущество с физических лиц, земельный Н., регистрационный сбор с индивидуальных предпринимателей, Н. на рекламу, сбор за право торговли винно-водочными изделиями и др.
Источник: Экономический словарь для предпринимателей. Чебоксары. 1999
Источник: Экономика. Словарь по обществознанию
1) в зависимости от способа взимания налоги разделяются на прямые и косвенные. В настоящее время трудно провести грань между ними;
2) в зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги;
3) в зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают налоги, различают государственные и местные налоги;
* налоги государственные – взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства страны и направляются в госбюджет (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и т.д.);
* налоги косвенные – налоги на товары (услуги), оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф, акцизы, таможенные пошлины, сборы.
* налоги личные – прямые налоги, которые взимаются с дохода или имущества юридических лиц и граждан (подоходный налог, на собственность, на прибыль предприятий и т.д.);
* налоги местные – взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет;
* налоги прогрессивные – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом применяется шкала ставок;
* налоги пропорциональные – ставки налога, действующие в едином проценте к объекту налогообложения;
* налоги прямые – устанавливаются непосредственно на доход и имущество;
* налоги реальные – прямые налоги, которые взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (на ценные бумаги, поземельный и т.д.);
* налоги регрессивные – косвенные налоги, прямые, реальные.
Источник: Глоссарий по маркетингу 2013 г.
Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.
Налоги при социализме принципиально отличаются от налогов при капитализме. Налоги в социалистическом обществе не выражают отношений эксплуатации. В условиях переходного периода от капитализма к социализму налоги являются одним из методов мобилизации денежных средств в интересах социалистического переустройства общества и используются также как один из методов ограничения и вытеснения капиталистических элементов. При социализме налоги представляют собой один из методов мобилизации средств для финансирования коммунистического строительства в интересах всего общества. В СССР налоги составляют незначительную часть доходов трудящихся, а их удельный вес в государственном бюджете не превышает 8—10%. Средства, полученные путем взимания налогов с населения, социалистическое государство расходует на финансирование народного хозяйства, а также на социальнокультурные мероприятия и на укрепление обороны социалистического отечества.
Источник: Краткий экономический словарь. 1958
Прогрессивное налогообложение - такая его форма, при которой норма обложения возрастает по мере увеличения дохода. Регрессивное налогообложение - форма налогообложения, норма которого уменьшается по мере возрастания дохода.
В развитых странах Н. обеспечивают около 90 % поступлений в центральный и свыше 70 % в местный бюджет. Налоговая политика выступает важным регулятором экономики, стимулирования научно-технического прогресса. Н. выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов. Они мобилизуют от 30 % валового национального продукта (США, Япония) до 50 % (Франция, ФРГ). В структуре Н. индивидуальный подоходный налог обеспечивает от 25 до 50 % общих поступлений бюджета. Минимальная налоговая ставка от 10 до 25 %, максимальная до 70 %. В предпринимательском секторе Н. на прибыль составляет от 30 до 50 %.
По принципам обложения Н. могут быть прямые и косвенные. Прямые Н. налагаются непосредственно на индивидуумов (подоходный налог, налог на наследство и .п.). Существуют и косвенные налоги, которыми облагаются товары и услуги, и взимаются они с массового потребителя. Последние включают в себя: акцизы - налоги, взимаемые через цены потребительских товаров, на которые устанавливаются завышенные цены, через которые государство взимает налоги с потребителя; таможенные пошлины, налоги, взимаемые при ввозе или вывозе товаров за границу.
Н. на собственность взимается как с собственности движимой, так и недвижимой. Он взимается со стоимости зданий, земли, оборудования, торговопромышленных помещений и т.д. Его плательщиками являются физические и юридические лица - собственники или арендаторы имущества. Плательщиками также являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения. Известно, что стоимость (цена) земли возрастает по мере развития цивилизации, увеличения населения. Закономерным, вследствие этого, является увеличение налога на землю, независимо от ее качества.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
1) Налог (для целей НК) — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК). Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок уплаты налога;
— сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются (ст. 72 НК):
— залог имущества;
— поручительство;
— пеня;
— приостановление операций по счетам в банке;
— арест имущества налогоплательщика. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются гл. 11 НК. В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством РФ. Правила, предусмотренные гл. 11 НК, за исключением ст. 76 и 77 НК, применяются также в отношении способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой этих налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
2) Налог (для целей ТК и других актов законодательства о таможенном деле) — термин, означающий налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ (п. 20 ст. 18 ТК).
3) В соответствии с Законом об основах налоговой системы под налогом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами (ст. 2 Закона).
4) В соответствии с рабочим определением ОЭСР под налогом (англ. Tax) понимается обязательный безвозмездный платеж государству. Данное определение исключает из понятия «налог» платежи за услуги, оказанные государством (государственными органами, учреждениями, организациями), и штрафы (англ. Penalties), но при этом включает все виды обязательных отчислений, платежей, взносов, не связанных для плательщика с получением каких-либо товаров, услуг или иных материальных благ. В том числе к налогам относятся и обязательные взносы по социальному страхованию и социальному обеспечению (англ. Compulsory Social Security Contributions).
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
Основными чертами, которые характеризуют суть налогов, являются: установление налогов есть прерогатива законодательной власти; главная черта налога
- односторонний характер его установления; уплата налога - обязанность налогоплательщика, которая не порождает встречной обязанности государства; налог взыскивается на условиях безвозвратности; цель взимания налога
- обеспечение государственных расходов вообще, а не какого - то конкретного расхода.
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно - политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное назначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы для обеспечения функций государства в интересах всего общества.
Налоги являются основным источником формирования финансовых ресурсов страны; используются на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение). По законодательству Российской Федерации различаются налоги трех видов: а) налоги федеральные; б) налоги региональные; в) налоги местные. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.
По способу взимания различают налоги прямые и косвенные. Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минераль
но - сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и т. п.
Косвенные налоги включаются в цену товаров (работ, услуг). Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам), либо в процентах к добавленной стоимости (налог на добавленную стоимость) или выручке от продаж (налог с продаж). Через механизм цен косвенные налоги в конечном итоге перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов.
Источник: Экономический словарь
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
Источник: Политэкономический словарь. М. Политиздат 1972.-368 с.
Обязательные платежи, взимаемые гос-вом для общего благаН. делятся на:1. Прямые Н., к-рые взимаются непосредственно с физических и юр. лиц (вроде подушного или подоходного Н.). По Конституции США, прямые Н. могут взиматься также и штатами;2. Косвенные Н., взимаемые за привилегию или право, напр., передавать или получать недвижимость (Н. на недвижимость и наследство) или право дарить собственность (Н. на дарение). Конституция США предусматривает, что ставки пошлин и Н., устанавливаемых федеральным правительством, едины на всей территории страны.Н. устанавливаются на основе двух базовых принципов: `принцип бенефициара` и `способности платить`. Принцип бенефициара предполагает, что те потребители, к-рые непосредственно получают выгоды от предоставления гос-вом услуг, должны финансировать его расходы. Напр., Н. на бензин, идущие на финансирование строительства и ремонта дорог, взимаются исходя из принципа бенефициара. Этот же принцип лежит в основе того, что все граждане должны платить за такую гос. услугу, как нац. оборона.Принцип способности платить заключается в том, что с тех, кто больше зарабатывает, можно взять больше Н. Этот принцип лежит в основе политики США в области подоходного обложения физических лиц. Чем больший доход имеет то или иное лицо, тем большая часть этого дохода облагается Н.Н. также можно классифицировать как: 1) регрессивные (ставка понижается с ростом доходов); 2) пропорциональные (ставка единая, вне зависимости от величины доходов или имущества); 3) прогрессивные (ставка растет с увеличением доходов или величины собственности). В США основным видом налогообложения, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, является прогрессивное налогообложение.Основными видами Н. штатов являются акцизные Н. на предприятия (лицензии, акциз на автомобильное топливо), а также подоходные Н. Следом за ними идут Н. на имущество и Н. на наследство. Главными видами муниципальных Н. являются Н. на имущество, хотя в последнее время местные органы все чаще прибегают к использованию акцизов (или Н. с продаж).Проблемы, связанные с налогообложением, заключаются в основном в эффективности их взимания. Положения в налоговом законодательстве, дающие возможность отдельным лицам уменьшать величину дохода, подлежащего обложению, называются `лазейки`. Перенос Н. с одного объекта налогообложения на др. часто используется как средство исправления существующего неравенства или корректировки приоритетов. Закон о налоговой реформе 1986 г. прикрыл ряд лазеек, сократил ставки Н. и уменьшил число налоговых групп. При этом удельный вес Н. на корпорации повысился по сравнению с Н. на физических лиц.См. АКТ О ДОХОДАХ; АКЦИЗЫ; ЗАКОНЫ О НАСЛЕДОВАНИИ; НАЛОГ НА ДАРЕНИЯ; НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ; НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ; НАЛОСКОПАЕМЫХ; НАЛОГ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ; НАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ; НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С АКЦИЯМИ; НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ; НАЛОГ С ПРОДАЖ; НАЛОГИ ВНУТРЕННИЕ; НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО; НАЛОГИ НА ИНВЕСТИЦИИ В ЦЕННЫЕ БУМАГИ; НАЛОГИ НА НАСЛЕДСТВО; НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ; НЕ ОБЛАГАЕМОЕ НАЛОГОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО; ОБЛИГАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НАЛОГАМИ; ПОДОХОДНЫЕ НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.БИБЛИОГРАФИЯ:All States Tax Handbook. Prentice Hall, Inc. Annual.BERNSTEIN P. W., ed. The Arthur Young Tax Guide, 1985. Annual.Federal Tax Coordinator. Research Institute of America, 1970.Federal Taxes. Prentice-Hall information Services, Englewood Cliffs, NJ, Weekly.Federal Tax Handbook. Prentice-Hall information Services. Englewood Cliffs, NJ, 1947. Annual.Government Quarterly Report: Quarterly Summary of State and Local Tax Revenue. Bureau of the Census. Quarterly.Guidebook to Taxes. Commerce Clearing House, Inc., Chicago, IL. Annual.INTERNAL REVENUE SERVICE. Your Federal Income Tax, 1943. Annual.. Individual Income Tax Returns. Annual.. Tax information Publications. Annual.. Statistics of Income, Corporation Income Tax Returns, 1916. Annual.. Statistics of Income Bulletin. Quarterly.. Statistics of Income, Source Book, Partnership Returns.J. K. Lasser`s Your Income Tax. Simon and Schuster, New York, NY, 1937. Annual.Journal of Taxation. Master Federal Tax Manual. Research Institute of America, 1975. Annual.MILLER R. B. Tax Haven Investing: A Guide to Offshore Banking and Investment Opportunities. Probus Publishing C. Chicago, IL, 1988.National Tax Journal.State Tax Handbook. Commerce Clearing House, Inc., Chicago, IL. Annual.Taxes.Taxes and Taxation. U.S. Superintendent of Documents (Subject bibl. 195).STANDARD & POOR`S Tax Reporter, 1913. Standard & Poor`s, New York, NY. Weekly.WESTIN R. A. A Lexicon of Tax Terminology, 1984.U.S. GENERAL ACCOUNTING OFFICE. A Glossary of Terms Used in the Federal Budget and Related Accounting, Economic and Tax Terms, 1981.U.S. Master Tax Guide. Commerce Clearing House, Chicago, IL, 943. Annual.Selected tax software available 1990:A-plus Tax 1040. Arthur Andersen & Co.Digitax 1040. Digtax Inc.GoSystem 1040. CLR/Fast-Tax.Lacerte 1040. Lacerte Software Corp.Master Tax. CPAid, Inc.Software 1040. Prentice Hall, Inc.Tax Machine. Accountants Microsystems.Tax Partner 1040. Best Programs.Tax Relief Plus. Micro Vision Software.1040 Solution. 1040 Solutions, Inc.1040 Tax Prep Program. Pencil Pushers.Turbo Tax Pro Series 1040. Chipsoft, Inc.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
В антагонистич. обществ.-экономич. формациях Н. выступают как один из гл. источников доходов эксплуататорского гос-ва и выражают отношения дополнит. эксплуатации трудящихся господствующим классом, организованным в гос-во, эксплуатации, осуществляемой в процессе перераспределения нац. дохода между классами и основанной на внеэкономич. принуждении.
Одна из предпосылок возникновения Н. - развитие товарного произ-ва. В рабовладельч. обществе и при феодализме господствовало натуральное хозяйство и гл. доходами гос-ва были различного рода натуральные поборы. Кроме того, население несло ряд натуральных повинностей. Роль Н. стала возрастать в период разложения феодализма и образования централизов. гос-в - абсолютных монархий. Однако в тот период гос. казна ещё не отделилась от казны государя (короля, царя). Это создавало возможность полного произвола во взимании Н.
Разветвлённая система Н. сложилась только в капиталистич. обществе. «Для буржуазии..., - писал Маркс, - способ распределения и взимания налогов, равно как и расходования их, представляет собой жизненный вопрос... благодаря влиянию, оказываемому им на торговлю и промышленность...» (там же, с. 310).
В эпоху первоначального накопления капитала Н. ускоряли процесс экспроприации мелких товаропроизводителей и образования «свободной» рабочей силы, превращения средств произ-ва в капитал. В период капитализма свободной конкуренции система протекционизма, т. е. покровительства нац. пром-сти при помощи импортных таможенных Н. (пошлин), способствовала индустриализации молодых капиталистич. стран. Способствуя концентрации произ-ва и централизации капитала, Н. сыграли важную роль в переходе от капитализма свободной конкуренции к монополистич. капитализму, в усилении позиций крупного капитала, разорении и пролетаризации широких слоёв мелкой буржуазии и крестьянства.
При капитализме Н. представляют собой орудие дополнит. эксплуатации трудящихся, к-рые несут на себе их осн. тяжесть. Рабочий эксплуатируется капиталистом, присваивающим неоплаченный прибавочный труд (а часто и часть необходимого), и бурж. гос-вом, изымающим через Н. часть его зарплаты. «... Эксплуатация крестьян, - указывал Маркс, - отлцчается от эксплуатации промышленного пролетариата лишь по форме. Эксплуататор тот же самый - капитал. Отдельные капиталисты эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотек и ростовщичества; класс капиталистов эксплуатирует класс крестьян посредством государственных налог о в» (там же, т. 7, с. 85 - 86). Капиталисты также облагаются Н., но прогрессия ставок не соответствует росту суммы облагаемых доходов и кроме того буржуазии предоставляются многочисл. налоговые льготы. Большую часть Н., полученных от капиталистов, гос-во возвращает им в виде прямых и скрытых субсидий (напр., оплата правительств, заказов по повышенным ценам и др.). Уплаченные Н. капиталисты возмещают в значит. мере за счёт трудящихся, повышая цены на товары широкого потребления и др.
В капиталистич. странах Н. делятся на прямые и косвенные. Прямые Н. подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся Н. на отд. объекты имущества - землю, дома, пром. и торг. заведения, на ден. капитал; к личным - Н. на имущество или доходы отд. лиц (физических и юридических) - подоходный, поимущественный, с наследств и дарений и т. д. Косвенные Н. подразделяются на: таможенные налоги, взимаемые гл. обр. с ввозимых в страну товаров (см. Пошлины) и используемые как орудие политики протекционизма и сверхпротекционизма; акцизы - Н., взимаемые внутри страны путём включения их в цены товаров широкого потребления; фискальные монополии, т. е. монополии гос-ва на произ-во и продажу товаров через установление высоких монопольных цен. Косвенные Н. осн. тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие гл. массу облагаемых товаров.
С обострением противоречий капиталистич. общества в эпоху империализма и непрерывным увеличением гос. расходов растёт налоговое бремя. Через Н. бурж. гос-во перераспределяет всё большую долю нац. дохода. Если в 1913 Н. составляли по отд. европ. капиталистич. странам 11 - 13% нац. дохода, то в 1924 они достигали 19 - 20%, а в 1937/38 - 20 - 26%. В нач. 70-х гг. уд. вес Н. в нац. доходе США составлял 24%, Великобритании - 42%, Франции - 29%, ФРГ - 21%. За период с 1937/38 по 1974/75 поступления Н. возросли в США и Великобритании в 17 раз. В условиях огромного роста налогового бремени наряду с косвенными налогами возрастают и прямые, причём они становятся во всё большей степени массовыми. Гл. массовым Н. выступает подоходный налог. В результате сокращения семейных льгот и необлагаемого минимума число плательщиков этого налога возросло в нач. 70-х гг. против 1940 в США в 16 раз, в Великобритании в 5,8, во Франции в 4 раза. В сер. 70-х гг. подоходным Н. облагалось от 75 до 81 % всего занятого населения этих стран.
Налогообложение в капиталистич. странах носит регрессивный характер, т. е. доля взимаемых налогов уменьшается с увеличением суммы дохода. Так, в США в сер. 70-х гг. доля всех Н. в годовом доходе семьи до 5000 долл. достигала 31 - 34%, а в доходе св. 15 000 долл. - 28%.
Рост налогов связан с ростом воен. ассигнований, расходов на содержание аппарата угнетения при резком обострении классовой борьбы, увеличении затрат по гос.-монополистич. регулированию экономики. В условиях гонки вооружений Н. используются в интересах обогащения в первую очередь ведущих группировок монополистич. капитала, образования и развития воен.пром. комплекса. Н. выступают как материальная база сращивания гос. аппарата с монополиями и активного вмешательства гос-ва в экономику (проведение мер, направленных на поддержание высокой конъюнктуры х-ва и повышение конкурентоспособности нац. капитала на мировом капиталистич. рынке за счёт массового налогоплательщика). Средства, изымаемые через Н. направляются на развитие гос. сектора х-ва (поскольку огосударствление предприятий и отд. отраслей х-ва сопровождается выплатой огромных компенсаций их быв. собственникам), стр-во новых гос. предприятий, образование смешанных гос.-частных компаний, финансирование инфраструктуры, выступают финанс. основой широкого участия гос-ва в капиталовложениях (в нек-рых странах гос. капиталовложения в нач. 70-х гг. составляли до 40% от их общего объёма). Бурж. гос-во производит в условиях совр. научно-технической революции крупные затраты на науч.-исследоват. работы, а также на систему мероприятий по снижению Н. на капитал для поощрения расширения капиталовложений и ускорения обновления капитала. С этой целью от обложения Н. освобождается часть прибыли, к-рая идёт на капиталовложения «национального значения». В США крупнейшие монополии пользуются правом отчислять часть прибыли в спец. фонды, не подлежащие налоговому обложению в интересах расширения источников средств для самофинансирования. В нек-рых странах разрешается значит. часть прибыли списывать на ускоренную амортизацию капитала. Так, в ФРГ в нач. 70-х гг. по ряду отраслей пром-сти на амортизацию было разрешено списывать до 20 - 30% стоимости осн. капитала в год, а в отд. случаях даже до 50%; в Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового капитала разрешалось списывать на амортизацию 50% стоимости новых орудий производства.
В ряде стран имели место попытки регулирования капиталистич. цикла с помощью Н. В Швеции, напр., в годы подъёма взимался особый Н. на инвестиции для сдерживания их роста; в периоды экономич. спада он снижался или отменялся в целях поощрения роста капиталовложений. В этой стране применялась система инвестиц. резервов. Монополиям разрешалось до 40% их коммерч. доходов откладывать в инвестиц. резервы, не подлежащие обложению Н. В периоды спадов эти резервы привлекались монополиями для расширения капиталовложений.
В развитых капиталистич. странах Н. используются в интересах монополий для ускорения процесса концентрации капитала (напр., в США при слиянии компаний новая компания освобождается от Н. на год, если хотя бы одна из слившихся компаний была убыточна). Во Франции для сливающихся или реорганизующихся компаний даётся отсрочка по уплате Н., нек-рые виды акций освобождаются от обложения.
В период империализма и особенно общего кризиса капитализма широкое развитие получила система сверхпротекционизма. При посредстве высоких импортных таможенных Н. капиталистич. гос-ва поддерживают высокие монопольные цены на внутр. рынке, а также способствуют развитию демпинга как одного из орудий экономич. борьбы за передел рынков.
Увеличение налогового бремени выражает всё большее отвлечение нац. дохода на паразитич. цели и гл. обр. на милитаризм и аппарат угнетения. И с этой точки зрения Н., как отмечал Маркс, принадлежат к непроизводит. издержкам капиталистич. произ-ва. Вокруг налоговой политики бурж. гос-в происходит острая борьба между буржуазией и рабочим классом, буржуазией и крестьянством, а также борьба между отд. группами буржуазии. Через Н. изымается значит. доля зарплаты рабочих. По отд. капиталистич. странам она составляла к нач. 70-х гг.: в США 33 - 34%, в Великобритании, Дании, Бельгии 31 - 33%, в Швеции до 40% и т. д. Коммунистич. и рабочие партии ведут последоват. борьбу за снижение налогов не только с рабочего класса, но и с др. трудящихся групп, мелких производителей и предпринимателей, а также за резкое повышение налогов на буржуазию.
Н. применяются и в социалистич. странах. Но при обществ. собственности на средства произ-ва, в условиях диктатуры пролетариата, социальное содержание Н. принципиально меняется. Они выступают как заранее установленные гос-вом обязат. платежи населения и обществ. орг-ций (напр., колхозов, кооперации) в гос. бюджет и служат одним из источников покрытия гос. расходов на удовлетворение обществ. потребностей, т. е. носят возвратный характер. Используемые в нек-рых социалистич. странах Н. с предприятий и орг-ций гос. (общенар.) сектора х-ва, напр. налог с оборота, имеют лишь внеш. форму налогового платежа, а по своему экономич. содержанию выступают как особые формы распределения чистого дохода гос-вом, при к-ром не происходит смены формы собственности.
Рассматривая вопрос об использовании Н. в период проведения пролетарской революции, Маркс отмечал, что в этот период Н. должны взиматься с буржуазии по высоким прогрессивным ставкам и служить одним из орудий нападения на частную собственность капиталистов (см. там же, с. 301). Вместе с тем система Н. должна строиться так, чтобы она способствовала укреплению союза рабочего класса с крестьянством.
Опираясь на эти положения Маркса, партия большевиков под руководством В. И. Ленина после победы Великой Окт. социалистич. революции применяла в отношении буржуазии чрезвычайные Н. - контрибуции. Такие же Н. использовались и в др. социалистич. странах, причём ещё на стадии бурж.-демократич. революции. Контрибуции служили средством подрыва экономич. мощи буржуазии и укрепления финанс. базы гос-ва. С национализацией важнейших средств произ-ва роль Н. в гос. доходах снижается. Важнейшим и всё возрастающим источником доходов гос-ва становятся поступления от социалистич. предприятий. Уже на первых этапах социалистич. строительства Н. составляют сравнительно небольшую долю доходов бюджета. Так, в СССР в нач. 1-й пятилетки (1929 - 32) Н. составляли лишь 10 - 11% всей суммы доходов бюджета. Аналогичное положение сложилось после национализации важнейших средств произ-ва и в др. социалистич. странах. В 1953 Н. с частного сектора и населения составили в Польше 9,1%, а в Румынии 8,3% доходов бюджета. Незначит. долю в силу льготного обложения занимают и Н. с кооп.-колх. сектора. В СССР, напр., в 1970 подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий обществ. орг-ций равнялся 1,2 млрд. руб. (0,8% всех доходов гос. бюджета), в 1977 - 1,6 млрд. руб. (0,6%).
Н. играли важную роль в переходный период от капитализма к социализму в условиях многоукладной экономики не только как метод мобилизации средств в бюджет, но и как важный инструмент регулирования доходов и накоплений в отд. секторах нар. х-ва, ограничения и вытеснения капиталистич. элементов. Путём дифференциации ставок Н. и предоставления различных налоговых льгот бедняцким и середняцким х-вам гос-во проводило политику, направленную на укрепление союза рабочего класса и крестьянства и на стимулирование перехода трудового крестьянства на социалистич. путь развития. Вместе с тем в условиях нэпа в СССР путём высокого налогового обложения доходов частнокапиталистич. элементов города и деревни гос-во вытесняло последних из произ-ва и товарооборота на базе укрепления социалистических форм х-ва.
В период строительства социализма Н. использовались гос-вом как один из источников средств для осуществления социалистич. преобразований, в частности привлечением на эти цели части доходов крестьянства, в интересах развития как всего нар. х-ва, его индустриализации, так и подъёма самого крест. произ-ва и перевода его на путь социализма. С этой целью в СССР применялось, напр., льготное обложение колхозов. В др. социалистич. странах, где под влиянием особенностей процесса кооперирования крест. хозяйств сложились различные типы кооперативов, налоговые льготы использовались для стимулирования процесса перехода от низших типов кооперативов к высшим.
С победой социалистич. производств. отношений в городе и деревне роль Н. свелась к обеспечению нек-рых дополнит. доходов гос. бюджета и регулированию доходов в мелком частном х-ве для пресечения могущих иметь место спекулятивных тенденций. Уд. вес Н. в бюджетах социалистич. стран незначителен. Так, в СССР Н. с населения в доходах гос. бюджета на 1977 составляли 8,7%. Осн. форма Н. с населения в социалистич. странах - подоходно-прогрессивное обложение. Она обеспечивает чёткую систему льгот отд. группам трудящихся: высокий необлагаемый минимум, льготы по семейному положению рабочим и служащим и приравненным к ним лицам, низкие начальные ставки прогрессии и др. Население получает от гос-ва в виде расходов на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и др. выплат и льгот значительно больше, чем уплачивает в форме Н. Так, в 1977 сумма налоговых платежей населения составила 20,9 млрд. руб., а выплаты и льготы за счёт фондов обществ. потребления достигли 99 млрд. руб.
По мере роста доходов от социалистич. х-ва Н. с населения будут постепенно отменяться. СССР с 1960 проводит политику снижения налогов с населения. В результате неоднократного повышения необлагаемого минимума были освобождены от обложения подоходным Н. и Н. на холостяков, одиноких и малосемейных граждан все рабочие и служащие с заработком до 60 руб. в месяц, а получающим от 61 до 79 руб. в месяц были снижены ставки Н. В 8-й пятилетке (1966 - 70) были снижены в среднем на 25% ставки Н. с заработной платы рабочих и служащих, получающих от 61 до 80 руб. в месяц. В 9-й пятилетке (1971 - 75) были отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих до 70 руб. в месяц включительно и снижены более чем на 1/3 ставки налогов у рабочих и служащих с заработной платы от 71 руб. до 90 руб. в месяц включительно.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
Налоги же взимаются независимо от тех или иных услуг со всего населения и предназначаются на общие нужды государства. Следует при этом заметить, что на практике трудно провести строгое разграничение между налогами и пошлинами; так, например, таможенное обложение ввозимых товаров именуются пошлиной, хотя фактически оно является налогом, так как взимается независимо от оказания каких либо специальных услуг импортерам и т. д. Главный доход все государства получают от налогов; они являются основой современных государственных бюджетов. В науке о финансах существуют различные определения налога, в зависимости от той основной точки зрения, из которой исходят различные авторы или экономические школы, от тех принципов, которые они кладут в основу государственных финансов. В основном налог можно определить как ту часть богатства, которую граждане принудительно отдают государству и местным публично правовым органам на цели удовлетворения коллективных потребностей. Имеются неделимые общественные услуги, как например, охрана внутреннего спокойствия и внешней безопасности, отправление правосудия, охрана территории, общественная гигиена; такие услуги не могут быть оплачиваемы пошлинами, т. е. в форме вознаграждения за специальные делимые услуги, и как общие расходы на удовлетворение коллективных потребностей должны покрываться налогами. С точки зрения мотивов, лежащих в основании того или иного обложения, налоги могут быть разделены на налоги преследующие фискальные цели т. е. исключительно цели доставления государству (или местным органам) необходимых для их существования средств» и налоги, имеющие характер запретительной или ограничительной меры по отношению к тем формам производства и обмена, которые признаются вредными, или по меньшей мере бесполезными, и покровительственной меры относительно таких, которые признаются полезными, т. е. налоги преследующие цели экономические (народно - хозяйственные). Как на пример такого деления можно указать, прежде всего, на таможенное обложение (покровительственные и запретительные пошлины), в котором мотивы фискальные (доход казны) играют гораздо меньшую роль, чем соображения экономической политики — защита отечественной промышленности и пр. Конечно, в финансовой ¦системе современных государств доминирующее значение принадлежит тем налогам, в основе которых лежат интересы фиска, т. е. налогам, преследующим цели фискального характера. В финансовой науке уделялось всегда много внимания вопросу о том, какой принцип распределения должен лечь в основу налогов. Одни представители финансово-экономической науки выставляли принцип платежной способности каждого гражданина; согласно этому принципу каждый гражданин должен платить соответственно своему доходу и достоянию (пропорциональное обложение) Этот принцип встречает возражения в том смысле, что один доход сам 1 по себе еще не может быть критерием налого-платежной способности. Здесь значительную роль играют качественные и субъективные факторы хозяйственной зажиточности, большее или меньшее разнообразие культурных потребностей и внешней обстановки, связанное с характером деятельности налогоплательщика, состав семьи и другие моменты индивидуального характера. Большое значение имеет и характер источника доходов данного лица, и в этом смысле должна применяться различная мерка к так называемым фундированным доходам т. е. доходам из владения имуществом (доходы с земли, домов, ценных бумаг и т. п.) и доходам нефундированным — имеющим своим, источником личный труд, без всякой опоры в капитале, как например, доход представителей свободной профессии (врача, учителя, жу рналиста и т. п.) или служащего и рабочего. Доходы второй категории имеют совершенно отличную природу от доходов первой, не только с точки зрения их продолжительности (ослабление работоспособности, инвалидность и пр.) но и . верности (колебания в размере доходов, неполный заработок и пр.). Другими экономистами рекомендовался более справедливый принцип — т. н. называемый принцип равенства «жертв (выдвинутый английским мыслителем Джоном Стюартом Миллем).
Согласно этой теории, следует при обложении руководствоваться критерием относительного равенства, в силу которого нормой обложения становится принцип, что налог должен представлять для каждого гражданина одну и ту ж? ценность, т. е. одинаковую жертву. Конечно, для положительного законодательства последний принцип представляет значительные затруднения, ибо очень трудно определить, что такое равенство жертвы. Однако, идея Милля, хотя она не может быть принята как метод, все же может служить для законодательства стимулом, направляющим последнее к справедливости. Общепризнанным считается теперь, что в основании налогов должны лежать два коренных принципа — равномерность и всеобщность. Всеобщность обложения заключает в себе мысль, что ни один человек, принадлежащий к государственному союзу и пользующийся его благами и удобствами, не должен быть свободен от податной обязанности. Конечно, во все времена существовали изъятия из этого принципа. В прежнее время изъятия делались как раз не в пользу беднейших, а самых богатых классов; от податей освобождались знать, духовенство и пр. В настоящее время эгоизм правящих классов в такой обнаженной форме не выступает, и формально законодательство старается освобождать от налогов лишь неплатежеспособные элементы населения; но в действительности, ничего не имеющие и теперь платят часто относительно гораздо больше, чем богатые классы, особенно что касается косвенных налогов на некоторые предметы первой необходимости (например соль), которые именно бедными классами потребляются в большем размере, чем зажиточными.
Все же государства, достигшие значительной степени благосостояния, под давлением требований демократии, обнаруживают некоторое стремление освобождать, с одной стороны, мелкие доходы от прямых налогов, ас другой стороны, облагать незначительно или совсем освобождать от косвенного обложения необходимейшие предметы массового потребления. Но если принять во внимание, что современные бюджеты зиждятся преимущественно на косвенных налогах, то в действительности полного изъятия от налогового обложения не существует. Другой основной принцип— равномерность обложения требует, чтобы каждое лицо платило сообразно со своим имущественным положением; но налоговая справедливость заключается не во внешней, а внутренней равномерности: годовой доход в 1000 рублей, например, когда он добывается личным трудом и должен покрыть нужды многочисленной семьи, должен быть гораздо менее обложен, чем доход той же величины, но приносимый процентами на капитал (и иным нетрудовым источником) и служащий на поддержание одного только Налоги. (172) Налоги. лица. Налоги делятся на две основные группы — на прямые и на косвенные. К прямым налогам относятся общеподоходный и общепоимущественый налоги, а также налог с отдельных видов имущества или дохода с земельных владений, с домовладений, с торговых и промышленных предприятий (промысловый налог), с денежных капиталов, с жалованья и других видов дохода от личного труда и т. д. К косвенным налогам относятся налоги на предметы потребления — сахар, табак, чай спички, керосин, спиртные напитки, на привозные товары (таможенные пошлины)ит. п. Косвенные налоги могут взиматься в форме казенной монополии, если само государство берет на себя производство или сбыт того или иного предмета потребления (в этом случае налог включается в продажную цену продукта); если же производство и сбыт продукта находятся в руках частных лиц, то государство взимает налог с этих лиц в форме так называемого акциза, а последние перелагают налог на потребителя, соответственно повышая продажную цену товара. Первоначальное деление налогов на прямые и косвенные Основывались на том принципе, что прямые налоги по мысли законодателя должны падать непосредственно на владельца имущества или дохода и не подлежат переложению; косвенные же налоги в принципе перелагаются на других (потребителей). Но в действительности это принципиальное различие между прямыми и косвенными налогами (признак перелагаемости) отпадает, так как значительная часть прямых налогов фактически перелагается на других (например, налог на домовладения перелагается на квартиронанимателя в форме повышения квартирной платы, налог на капитал перелагается на заемщика в форме повышения процента по ссуде; промысловый налог перелагается в форме соответствующего повышения отпускной и продажной цены товара — производителем на торговца, торговцем на потребителя и т.д.). При указанной же выше казенной монополии налог и формально перестает быть косвенным, так как государство продает облагаемый продукт непосредственно потребителю, включая налог в продажную цену, и следовательно здесь уже никакого переложения нет, и косвенный налог на предметы потребления, таким образом, принимает форму прямого налога. Иной смысл получает деление на прямые и косвенные налоги, если деление это происходит по другому признаку, а именно, исходит ли оно непосредственно из платежеспособности лица, определяемой его имуществом или доходом, или же косвенно, судя по расходам, т.е. из предположения наличности связи между потреблением плательщика и его доходом. В этом смысле, например, квартирный налог, формально являющийся прямым, так как облагается непосредственно потребитель (наниматель квартиры), в действительности будет косвенным, так как платежеспособность налогоплательщика определяется косвенным путем, на основании его расхода на квартиру (хотя указанного в начале признака косвенности налога — его перелагаемости здесь нет).
Итак, основанием для деления налогов на прямые и косвенные служит тот признак, что прямые налоги источником обложения принимают капитал (в различных его формах) и доход, косвенные же налоги поражают индивидуальное потребление, как показатель, измеритель дохода. Все податные системы зиждятся на этом двойном основании. Современная тенденция более совершенной податной системы заключается в том, чтобы, удерживая в своем основании косвенные налоги на предметы второстепенной важности, оставлять свободными от обложения предметы первой необходимости и как корректив установить крупные личные налоги (с имущества и доходов) и налог с наследства. Но такой финансовый строй возможен лишь в таких странах, которые достигли высокого уровня хозяйственного развития и в которых, следовательно, широко развито потребление предметов роскоши и комфорта; характерным же отличием бедных стран, наоборот, является (конечно не из пренебрежения к справедливости) обложение предметов первой необходимости. Несправедливо поэтому (по верному замечанию проф. Ф. Нитти— См. его «Основ. начала финансовой науки») ставить в заслугу отдельным государствам (например Англии) то, что есть лишь последствие их более благоприятного экономического состояния. Главное преимущество косвенных налогов для казны заключается в том, что они собираются в процессе потребления мельчайшими долями и облагают и самые ничтожные доходы, давая в результате казне гораздо больше, чем прямые налоги; кроме того и самое собирание их обходится дешевле, так как они поступают автоматически и не требуют сложного налогового аппарата. Крупнейший же их недостаток заключается в том, что в них отсутствует принцип пропорциональности: они далеко не всегда пропорциональны хозяйственному положению или доходу плательщика и часто поражают бедных во много раз сильнее, чем богатых; так, например, бедная но многочисленная семья потребляет некоторые предметы первой необходимости (например, соль, керосин, спиртные напитки) в больших размерах, чем богатая и немногочисленная семья; между тем налоги на предметы роскоши и комфорта, поражающие состоятельные классы, играют сравнительно незначительную роль в общей сумме косвенных налогов, так как роскошь является уделом сравнительно незначительной части населения.
Другое весьма важное преимущество для казны косвенных налогов перед прямыми заключается в том, что косвенные налоги собираются, как мы указали выше, мельчайшими долями и потому слабее замечаются населением, и в то время как даже незначительная сумма прямых налогов, вносимых единовременно, воспринимается как тяжелое бремя и вызывает протесты, уплата косвенных налогов, в общей сумме во много раз превышающих прямые, проходит почти незаметно, почти не вызывая раздражения. К этому следует добавить еще один психологический момент: при взносе прямого налога плательщик формально ничего не получает взамен (кроме бумажки, квитанции), между тем как косвенный налог уплачивается и в цене предмета, представляющего для него реальную потребительскую ценность. Следует заметить, что одно название налога, (его принадлежность к группе прямых или косвенных) еще не решает вопроса о большей или меньшей его целесообразности и степени его доходности для фиска, о большей или меньшей справедливости, в отношении интересов налогоплательщиков.
Здесь большое значение имеет целый ряд моментов—размеры налоговых, ставок, точное определение и выбор объекта налога, способ взимания, правильная организация податных органов, правильный учет платежеспособности плательщиков налога и т. д. Увеличение налоговых ставок на предметы потребления может повести к сокращению потребления, и тогда исчезает выгода для казны от увеличения налога, и с другой стороны понижается уровень жизни населения. Точно также и в области прямых налогов увеличение, например, налогов на торговые и промышленные предприятия может повести к закрытию многих предприятий, тогда как е одной стороны не получается ожидаемой выгоды для казны, а с другой стороны получается ущерб для народно-хозяйственной жизни. Сложность налогового вопроса требует от финансового хозяйствования правительства разработки твердой системы налогов, которая учитывала бы как общие экономические условия данного периода, так и условия отдельных хозяйственных единиц. В финансовой науке встречается также мысль о преимуществах единого налога перед множественностью налогов. Эта мысль вызывает много возражений. Прежде всего такой единый налог, чтобы покрыть собой все нужды государства, должен был бы быть слишком высоким, и все дефекты его должны были бы ощущаться и казной и населением гораздо сильнее, чем при системе многих налогов, в которой недостатки одного компенсируется достоинствами другого. Кроме того при едином налоге усилился бы у многих стимул к уклонению тем или другим способом от уплаты его, что сильно поражало бы интересы казны; между тем как при множественности налогов стимул к полному уклонению от налоговых повинностей значительно слабее, и уклоняющийся от уплаты того или другого налога, все же платит по многим другим. Наконец, существенным возражением против единого налога служит и то, что при крайней сложности современной организации хозяйственной жизни, при чрезвычайном разнообразии видов доходов и занятий, невозможно найти такой единый налог, который с одной стороны оправдал бы надежды казны, а с другой стороны удовлетворял бы тем принципам, которые должны быть положены в основу налоговой системы. Несомненно, таким образом, что все преимущества на стороне множественности налогов.
Но с другой стороны налоги не должны быть и чрезвычайно многочисленными, и более совершенные налоговые системы избегают многих мелких налогов, которые дают слишком мало казне и в то же время стесняют народнохозяйственную жизнь. В отношении формы взимания различают еще раскладочные (репарационные, контингентированные) и окладные (квотативные) налоги. В первом случае государство устанавливает заранее общую сумму налога и затем распределяет ее между отдельными областями; областные органы распределяют свою долю между различными более мелкими территориальными единицами своей области, а последние уже раскладывают их между отдельными субъектами и объектами обложения (т.е. отдельными лицами и имуществами). Конечно, в этом случае центральными финансовыми органами должны быть установлены и правила и основания, согласно которым должна происходить разверстка на местах, чтобы устранить возможный произвол со стороны местных раскладочных органов; при этом для достижения равномерности обложения, в разверстке участвуют также и представители самих плательщиков налога (раскладочные комиссии). Общий контингент не должен быть слишком высок, в противном случае вся ожидаемая сумма не поступит, так как окажется много недоимщиков. Что касается окладных налогов, то здесь, в противоположность раскладочным, общая сумма поступлений заранее не определяется, а устанавливается лишь по каждому налогу налоговая ставка («квота») для каждой облагаемой единицы разных категорий. Здесь плательщик знает заранее, сколько ему предстоит платить, государство же об общей сумме поступлений от данного налога может иметь лишь предположительные данные (ориентировочные, сметные), в зависимости от большей или меньшей точности учета числа облагаемых единиц; фактические же поступления могут оказаться и выше и ниже ожидаемых (вносимых в бюджетную роспись).
Наконец, в более совершенных системах налогов различают еще налоги пропорциональные и прогрессивные; первые взимаются в определенном, одинаковом для всех единиц обложения проценте, независимо от их размера в денежном выражении, а вторые устанавливают нарастающий прогрессивно процент с облагаемой суммы. Против системы прогрессивного обложения всегда восставали богатые классы, мотивируя тем, что прогрессивное обложение задерживает накопление капитала, служит стимулом для бегства капитала в другие страны, а в отношении трудовых доходов является как бы налогом на трудовую энергию. Но эти возражения, конечно, совершенно неосновательны и подсказываются лишь эгоистическим нежеланием отдавать государству часть своего богатства. Эта форма обложения несомненно более справедлива, так как, чем выше! доход и благосостояние плательщика, тем больше так называемая свободная часть дохода, остающаяся за удовлетворением всех средне-необходимых потребностей, и тем больше та часть, которая идет на роскошь и накопление. Это соображение остается верным и для трудовых элементов, с более или менее высоким доходом (т. н. лиц свободных профессий и пр.).
С другой: стороны, более высокое относительное обложение больших доходов дает государству возможность облагать слабее средние и особенно низшие доходы, а также совершенно освобождать от налога доходы ниже известного уровня — т. н. прожиточного минимума (Existenz minimuma), обложение коих, помимо лежащей в его основе несправедливости, вдобавок представляет значительные трудности в отношении их взыскания и требует значительных организационных затрат, не окупающихся часто поступлениями. Таким образом, в прогрессивном обложении наиболее полно выражается принцип равенства жертвы, о котором говорилось в начале. Система прогрессивности обложения применима лишь к отдельным видам налогов— общеподоходному, общепоимущественному, наследственному; в применении же к отдельным видам дохода и имущества она вызывает затруднения, так как отдельный доход или имущество не выражает еще общей платежеспособности плательщика. Не применима, она, конечно, и к налогам на потребление, где как мы видели выше, неимущим классам приходится нести даже гораздо большую тяжесть обложения, чем богатым классам; смягчение положения в этой области может выражаться разве только в полном освобождении от обложения предметов первой необходимости, насколько это допускает финансовое положение государства. Различают еще налоги натуральные и денежные-, первый выражается во взимании определенной части производимого хозяйством продукта (например, в сельском хозяйстве определенное количество зерна с десятины посева и т. д.); второй — в определенной сумме денег. Вторая форма предпочтительнее, так как взимание натурой имеет более или менее неопределенный характер, в зависимости от колебания цен; кроме того, сбор натурой требует аппарата для хранения продуктов, связан с возможной порчей продукта и т. п.
Источник: Краткая экономическая энциклопедия (финасовая торговая банковская). Украинский экономист. 1925