В социалистических странах - органич. часть единой системы цен и ценообразования. Применяются для гибкого планового регулирования всех категорий цен - розничных, оптовых, закупочных и др. Н. (с.) к ц. регламентированы прейскурантами. По своему назначению делятся на 2 группы.
К 1-й группе относятся наценки (скидки), к-рые выступают как специфич. форма цены услуг. Ими регулируются расчётные взаимоотношения между пром. предприятиями, оптово-сбытовыми и розничными организациями, применяющими при реализации товаров оптовые цены предприятий, пром-сти или розничные цены. Наиболее распространены торг. и оптовосбытовые скидки с розничных цен в пользу оптовых и розничных предприятий и их объединений для возмещения издержек обращения и образования прибыли. В прейскурантах обычно указываются размеры скидок отдельно для оптово-сбытовых и розничных орг-ций. В СССР торг. и оптово-сбытовые скидки дифференцированы по отд. товарным группам и в зависимости от места реализации товаров (город, село, р-ны Крайнего Севера, отдалённые и горные р-ны). Сбытовые скидки применяются не только на товары нар. потребления, реализуемые в розницу, но также и на продукцию производств. и строит. назначения, реализуемую по ценам франко-вагон - станция назначения. Производятся они в этом случае не с розничных, а с оптовых цен пром-сти, установленных прейскурантами (напр., на лесопродукцию, чёрные металлы и др.). По отд. товарам, цены на к-рые устанавливаются местными органами, вместо системы торг.-сбытовых скидок с розничных цен применяется система наценок к оптовым ценам. Для системы «Союзсельхозтехники» при поставке колхозам и совхозам минеральных удобрений, с.-х. техники и др. видов оборудования установлены наценки на оптовые цены, к-рые возмещают складские, управленч. и эксплуатац.-трансп. расходы соответств. орг-ций. Наценки устанавливаются также на продукцию предприятий обществ. питания (они дифференцированы по категориям этих предприятий). Наценки (скидки) исчисляются, как правило, в процентах к розничным или оптовым ценам, иногда - в абс. сумме на единицу товара. Система торг.-сбытовых Н. (с.) к ц. в ряде случаев необходима для определения цен. Напр., на осн. товары нар. потребления оптовые цены, пром-сти отдельно не утверждаются, а образуются из розничных цен за вычетом сбытовых скидок, определяемых по соответств. прейскуранту.
Осн. назначение 2-й группы Н. (с.) к ц. - экономич. стимулирование технич. прогресса и повышение качества производимых товаров, заготавливаемых с.-х. продуктов и пром. сырья. Такие надбавки используются для возмещения экономически обоснованных дополнит. затрат на повышение качества продукции. В СССР типичными из них являются надбавки к оптовым ценам за улучшение эксплуатац. и потребит. свойств продукции по сравнению с показателями, предусмотренными стандартами и технич. условиями, за произ-во по требованию заказчика в особом, в частности экспортном, тропич. или ином нестандартном, исполнении, а также за подбор партии хотя и стандартной продукции, но с преобладанием в ней определ. сортов или спецификаций товара. В прейскуранте, напр., на чёрные металлы предусмотрено св. 100 видов надбавок к оптовым ценам за термич. обработку, за дополнит. требования к химич. составу, механич. свойствам, за чистоту, однородность, за размеры, допуски и внеш. вид металла. В прейскурантах на машиностроит. продукцию предусмотрены надбавки к оптовым ценам, напр. за снижение потерь холостого хода, за повышение моторесурса двигателя внутр. сгорания. К этой же группе относятся временные надбавки к ценам в связи с присвоением товарам Гос. знака качества (на срок действия). Для стимулирования заготовок с.-х. продуктов и повышения их качества прейскурантами установлен ряд надбавок к закупочным ценам. Напр., по зерновым и масличным культурам установлены т. н. сортонадбавки при заготовке сортовых семян, а также различные надбавки за продукцию растениеводства и животноводства, реализуемую сверх плана.
Наряду с надбавками за повышение качества продукции устанавливаются также и скидки с утверждённых цен за снижение её качества. Так, применяются скидки на 2-й и 3-й сорта товара в процентах к оптовым и розничным ценам 1-го сорта, если не установлены конкретные посортные цены. Эти скидки, носящие характер штрафных санкций, в нек-рых прейскурантах индивидуализированы в зависимости от специфики произ-ва. Прейскурант на каменный уголь, напр., предусматривает скидку 1,5% с цены за 1% превышения влажности, 1% скидки за каждый процент серы и 3% скидки за каждый процент золы сверх существующих норм. Аналогичные скидки установлены с цен на кокс. При заготовках с.-х. продуктов производятся скидки с веса и с закупочных цен за нарушение установленных кондиций (засорённость и влажность зерна, кислотность молока) сверх принятых норм и т. п.
Скидки с цен могут вводиться и на товарные остатки морально устаревших изделий, подлежащих снятию с произ-ва, а также на товары малоходовые, частично утратившие своё первоначальное качество (уценка). Потери от уценки таких товаров возмещаются розничным торг. орг-циям из спец. фонда, образуемого в этих орг-циях за счёт прибыли в размере 0,5% к обороту. Потери же от реализации продукции, не пользующейся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскурантами, относятся на результаты деятельности соответствующих предприятий, но без уменьшения платежей в бюджет, предусмотренных планом. Исчисление Н. (с.) к ц. производится или в размере ден. суммы в рублях и копейках на единицу продукции, или в процентах к установленным оптовым, розничным, закупочным и др. ценам.
В зарубежных социалистич. странах Н. (с.) к ц. носят примерно такой же характер, как и в СССР, и применяются ко всем категориям цен. В ПНР, напр., применяются надбавки (и соответственно скидки) к закупочным ценам за сверхплановую сдачу с.-х. продуктов, за их качество с учётом, кроме того, регламентированных сроков сдачи. В ВНР установлены гос. надбавки (дотации) к оптовым ценам на продукцию, пользующуюся повышенным спросом на внутр. рынке. Широкое распространение Н.(с.) к ц. получили в ГДР. Так, в зависимости от качества оптовые цены устанавливаются на продукцию 1-го разряда 100%, высшего - 102% и 2-го разряда - 95%. К заготовит.-закупочным ценам установлены надбавки за качество продуктов, за своевременную их доставку и т. д. В оптовой торговле средствами произ-ва ГДР применяются скидки за кол-во поставляемой продукции в соответствии с определ. регламентируемым поставщиком ассортиментом, скидки за риск, если поставщик требует от оптовой орг-ции, чтобы она делала свой заказ значительно раньше поставки; скидки покупателям при их согласии на комплектные трансп. и паковочные единицы; надбавки при реализации продукции ранее согласованного срока поставки или в случае поставки продукции по требованию покупателя в небольших количествах и др. Н. (с.) к ц. регламентированы прейскурантами или спец. постановлениями пр-ва, плановых органов.
В капиталистич. странах Н. (с.) к ц. широко применяются фирмами и отд. предпринимателями на различных стадиях коммерч. деятельности. При оптовых двусторонних сделках в договорах практикуются отступления от прейскурантных цен
поставщика в ту или др. сторону. Прейскурантная цена по существу является сугубо номинальной и корректируется различными Н. (с.) к ц., не предусмотренными никакими прейскурантами или др. нормативными документами. Эти коррективы вносятся под влиянием конъюнктуры, в зависимости от размеров партии товара, условий платежа, стремления к расширению сбыта на определ. рынках или среди определ. круга покупателей, в зависимости от сроков заказа и поставки товара, встречных льгот, предоставляемых продавцом и покупателем друг другу, и иных специфически коммерч. соображений капиталистич. коммерции, стимулом к-рой является извлечение макс. прибыли. Разновидностью применяемых скидок является, в частности, демпинг, когда экспортируемые товары продаются не только значительно ниже цен внутр. рынка страныэкспортёра, но и ниже издержек производства. В розничной торговле практикуются т. н. распродажи, когда по истечении сезона, а также под влиянием моды или в целях рассасывания товарных запасов и по др. причинам торговцы начинают рекламировать сбыт залежавшихся товаров со скидками с ранее установленных розничных цен. Все подобного рода случаи гибкого изменения цен не лишены известного практич. смысла. Однако Н. (с.) к ц., как и вообще ценообразование в капиталистич. странах, в целом носят стихийный характер. С. Г. Столяров. Москва.
НАДБАВКИ (СКИДКИ) К ЦЕНАМ
НАДБАВКИ (СКИДКИ) К ЦЕНАМ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.