основная организац. форма деятельности нац. гос. и частного капитала в развивающихся странах. Становление нац. предпринимательства и появление первых частных Н. к. в латино-амер. странах и во мн. азиатских и относительно развитых афр. колониях произошло во 2-й пол. 19 в. Этот процесс ускорился с наступлением эпохи империализма, когда экономически слаборазвитые страны были вовлечены в мировое капиталистич. х-во. Однако господство иностр. монополистич. капитала в важнейших сферах нац. экономики и политика колониальных властей существенно ограничили деятельность Н. к. Кроме того, в нек-рых странах Азии и Африки возникновение Н. к. осложнялось деятельностью экономически более сильных инонац. торговцев и ростовщиков; арабских, индийских и особенно китайских - в странах Индокитая и Малайского архипелага, индийских и ливанских - в странах Африки. В результате образование и развитие Н. к. происходило в различных странах весьма неравномерно. Ко времени начала распада колониальной системы империализма сравнительно большее развитие Н. к. получили в отд. странах Юго-Вост. Азии, Сев. Африки и Лат. Америки. В то же время во мн. странах тропич. Африки, а также в нек-рых островных гос-вах (напр., Зап. Самоа, Мальдивские о-ва и др.) в силу сложившихся историч. условий Н. к. практически отсутствовали.
После завоевания гос. независимости мн. колониальными странами Азии и Африки и укрепления политич. самостоятельности гос-в, долгое время располагавших лишь формальным суверенитетом, условия и масштабы деятельности Н.к. существенно изменились. Характерной чертой развития предпринимательства в совр. условиях становится создание гос. сектора, приведшее к возникновению Н. к., контролируемых гос-вом. В странах, обладавших гос. независимостью, эти процессы происходили и до 2-й мировой войны 1939 - 45. Однако особенно широкое распространение они получили в послевоен. годы в условиях распада колониальной системы империализма. Развитие нац. предпринимательства ослабляло позиции иностр. монополий. Во мн. странах в результате национализации частной иностр. собственности, а также стр-ва новых пром. предприятий были созданы гос. Н. к. в пром-сти. В отд. развивающихся странах организованы гос. Н. к. во внеш. и внутр. торговле, а также созданы кредитно-финанс. гос. компании и корпорации. В сер. 70-х гг. активизировалась борьба развивающихся стран за экономич. самостоятельность. Во всех регионах «третьего мира» интенсивно осуществлялась частичная или полная национализация собственности иностр. монополий, усилился процесс образования Н. к.
В большинстве развивающихся стран гос. Н. к. организованы в форме акц. об-в. Весь оплаченный акц. капитал этих компаний или его осн. часть принадлежит пр-ву или гос. учреждениям, а высшие служащие назначаются соответств. мин-вами. Расширение активов гос. Н. к. осуществляется, как правило, за счёт бюджетных ассигнований в форме безвозвратного субсидирования и предоставления долгосрочных займов, а также путём «самофинансирования». В отличие от гос. ведомственных предприятий деятельность гос. Н. к. строится на основе самоокупаемости. В ряде развивающихся стран получили распространение смешанные Н. к., возникшие в результате приобретения гос-вом части акций частных Н. к.
В странах, идущих по капиталистич. пути развития, гос. инвестиции направляются в невыгодные (а часто и недоступные) для частного предпринимательства капиталоёмкие отрасли с длит. сроком окупаемости капиталовложений, преим. в инфраструктуру. Поэтому лишь в отд., относительно более развитых странах, гос. Н. к. занимают значит. позиции в отраслях тяжёлой пром-сти - металлургии, машиностроении, химич. пром-сти. Так, в Индии общее количество крупнейших гос. компаний возросло с 5 в 1951 до 129 в 1975, а общий размер их капитала соответственно с 290 млн. рупий до 2,61 млрд. рупий. В 1956 гос. компании контролировали 6% всего производит. капитала акц. компаний, а в нач. 70-х гг. - св. 60%. На предприятиях Н. к., принадлежащих гос-ву, сосредоточена подавляющая часть добычи жел. руды и нефти, произ-ва чугуна и стали, станков и минеральных удобрений, мощностей по переработке нефти. Относительно высок уд. вес гос. Н. к. в общих капиталовложениях в экономику в более развитых странах Лат. Америки - Мексике, Аргентине и Бразилии. Развитие гос. сектора в странах капиталистической ориентации направлено на создание оптим. условий для деятельности частного предпринимательства, а расширение деятельности гос. Н. к. представляет один из важных процессов в формировании отношений го с.-капиталистич. собственности. О быстрых темпах становления и укрепления гос. сектора в экономике развивающихся стран свидетельствуют след. данные. Если в нач. 1950-х гг. доля гос. сектора в инвестициях составляла 25 - 30%, в кон. 60-х гг. - 45 - 55%, то в сер. 70-х гг. она превысила 60%.
Во всех развивающихся странах после завоевания независимости проводится политика стимулирования деятельности частных Н. к. Характер этой политики в значит. мере обусловлен классовой природой гос. власти, а также общей социально-экономич. ориентацией той или иной страны. В таких странах, как Алжир, Сирия, Гвинея и др., проводится курс на огранич. использование частного нац. капитала. Здесь частные Н. к. функционируют в основном в розничной торговле, в сфере обслуживания, отд. отраслях пром-сти и лишь в ряде стран и во внеш. торговле. Разрешая и поощряя в определ. границах деятельность частных Н. к., пр-ва этих стран стремятся в то же время обеспечить соответствие этой деятельности проводимой социально-экономич. политике.
В странах, идущих по капиталистич. пути развития, осуществляется политика всемерного поощрения частного нац. предпринимательства и усиления его позиций в экономике. Осн. направления гос. регулирования деятельности частных Н. к. в этих странах: тарифно-таможенные мероприятия, осуществляемые с целью защиты молодых отраслей пром-сти и действующих в них Н. к. от иностр. конкуренции; гос. кредитование Н. к. при стр-ве и расширении подконтрольных им предприятий; предоставление Н. к., участвующим в создании новых отраслей, различных льгот в виде освобождения на длит. время от уплаты налогов, установления завышенных норм амортизации, выделения особых фондов валюты для приобретения необходимых материалов и оборудования и т. д. Разносторонние протекционистские мероприятия нац. пр-в способствуют укреплению экономич. и финанс. позиций частных Н. к., а также расширению сферы их деятельности.
В относительно более развитых молодых странах, недавно завоевавших нац. независимость, усилился перелив нац. гос. и частного капитала в пром-сть, особенно в новые отрасли. В результате в экономике этих стран происходит изменение соотношения сил в пользу нац. капитала. Усиление позиций Н. к. находит отражение и в падении уд. веса иностр. инвестиций в новых капиталовложениях. Эта тенденция прослеживается в ряде стран - Мексике, Пакистане, Ливане, Судане, на Филиппинах и др. Укрепление позиций гос. и частных Н. к. сопровождается также ускорением процессов концентрации и централизации произ-ва и капитала.
В экономически менее развитых странах Юго-Вост. Азии, Ср. и Бл. Востока, особенно в странах Зап., Воет, и Центр. Африки, рост частных Н. к. и расширение сферы их деятельности происходят медленнее. Определ. развитие частное нац. предпринимательство получило в таких афр. странах, как Нигерия, Гана, Сенегал, Камерун, Уганда и Кения. Однако и здесь нац. буржуазии принадлежат преим. небольшие и ср. предприятия. Большинство из них представляют собственность отд. лиц или семей и лишь нек-рые организованы в форме акц. об-в. Сферой деятельности частных Н. к. в относительно менее развитых странах являются внутр. и внеш. торговля, плантац. х-во, отд. отрасли лёгкой и пищевой пром-сти.
Во многих развивающихся странах, идущих по капиталистич. пути развития, функционирование частных Н. к., особенно мелких и средних, связано с большими трудностями. Обладая незначит. собств. ресурсами, эти компании имеют и огранич. доступ к кредитам банков и др. финанс. учреждений как для первонач. вложений, так и для расширения своей деятельности. Преобладающую долю необходимых средств частные Н. к. получают у торговцев и ростовщиков под высокий процент. Сохраняется также сильная зависимость мелких и ср. Н. к. в области сбыта продукции от перекупщиков, торговцев-оптовиков, агентов крупных иностр. компаний. Все эти особенности экономич. положения частных Н. к., связанные с наследием колониального прошлого, неизбежно порождают глубокие противоречия между мелким и ср. нац. предпринимательством, с одной стороны, и иностр. монополиями и торгово-ростовщич. капиталом, с другой.
Особое место занимают Н. к. стран, развивающихся по некапкталистич. пути, - Алжира, Сирии, Бирмы, Конго и др. В этих странах гос. сектор занимает ключевые позиций в экономике, за гос-вом закреплено исключит. право на создание и эксплуатацию предприятий в области энергетики, транспорта и связи, а также в ведущих отраслях пром-сти. Так, в сер. 70-х гг. в Сирии на предприятиях гос. Н. к. создавалось ок. 80% всей пром. продукции, в Алжире на долю гос. сектора приходилось 90% всего пром. произ-ва. В странах этой группы возникновение и деятельность гос. Н. к. связаны с формированием нового обществ. уклада, развитие к-рого отвечает интересам широких масс трудящихся.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.