НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
переход предприятий, отраслей нар. х-ва, земли, банков, транспорта, внеш. и внутр. торговли и т. п. из собственности иностр. капитала и нац. буржуазии в руки гос-ва. Получила большое развитие в процессе распада колониальной системы империализма, имеет прогрессивное значение, т. к. ослабляет зависимость нац. экономики развивающихся стран от мировой системы капиталистич. х-ва, расшатывает устои политики неоколониализма, а в странах социалистич. ориентации служит основой социальных преобразований. Чаще всего Н. в р. с. осуществляется с выплатой полной или частичной компенсации за переходящие в собственность гос-ва объекты, лишь в отд. случаях - в порядке экспроприации. Н. в р. с. за выкуп обусловлена мн. обстоятельствами история, характера, экономич. зависимостью страны и т. д. Размах и границы национализации, как и преследуемые ею цели, определяются тем, какие силы стоят у власти, в чьих интересах она осуществляется, каков уровень социально-экономич. развития страны. Наиболее последовательно она проводится в странах социалистич. ориентации, где ею охвачено большее число отраслей экономики, особенно ключевых. Национализация в этих странах затрагивает собственность не только иностр. капитала, но и крупной и ср. нац. буржуазии, т. е. носит антиимпериалистич. и антикапиталистич. характер; подрывает господство эксплуататорских классов в экономике и политике; создаёт предпосылки для зарождения социалистич. уклада в экономике и дальнейших прогрессивных преобразований; влияет на изменение классовой структуры общества; препятствует неоколониализму, укрепляет и расширяет гос. сектор нар. х-ва, как наиболее эффективное направление строительства независимой нац. экономики. Национализация в странах социалистич. ориентации создала ряд преимуществ в развитии нар. х-ва: привела к образованию гос. сектора, используемого нац. пр-вами в интересах народа, позволила внести в нар. х-во регулирующие начала и таким путём образовать ощутимый противовес проискам иностр. капитала. Гос. сектор превратился в устойчивый источник накоплений для развития нац. экономики.
Национализация в остальных развивающихся странах затрагивает преим. иностр. капитал и осуществляется в интересах нац. буржуазии, тем самым укрепляя её позиции в нац. экономике. В основном она обусловлена стремлением нац. буржуазии освободиться от конкуренции иностр. капитала. Она ослабляет позиции иностр. монополий, носит антиимпериалистич. характер. Однако меры по национализации иностр. капитала далеко не всегда в таких странах проводятся последовательно: изъятие (за выкуп) собственности иностр. капитала в одних отраслях сопровождается привлечением его в другие, часто на условиях предоставления финанс. льгот и права свободной миграции. При всей своей непоследовательности национализация собственности иностр. капитала в развивающихся странах, идущих по капиталистич. пути, имеет прогрессивное значение, т. к. вовлекает широкие массы трудящихся в антиимпериалистич. борьбу, что способствует росту их классового самосознания и сплочению в единый демократии. фронт. Бурж. пр-ва таких стран нередко вынуждены идти на национализацию тех или иных отраслей экономики под давлением борьбы трудящихся за укрепление национально независимой экономики и избавление от гнёта иностр. монополий. Н. в р. с. собственности нац. капитала проводится лишь при необходимости осуществить реорганизацию отстающих секторов нац. экономики, что содействует укреплению и расширению частнокапиталистич. предпринимательства.
Во мн. развивающихся странах за последние десятилетия национализация стала важным элементом гос. экономич. политики. В одних странах декретировано право гос-ва на неогранич. национализацию (Алжир, Бирма, Гвинея, Ирак и др.), в других - декларирована лишь её возможность (Пакистан, Турция, Уругвай, Филиппины и др.).
Развивающиеся страны выступают на мировом рынке, как правило, в качестве поставщиков сырья, к-рое является их гл. богатством и источником валютных поступлений. Поэтому особое значение для развития экономики этих стран и достижения экономич. независимости имеет национализация сырьевых отраслей, где иностр. капитал занимает наиболее сильные позиции.
Упорное сопротивление со стороны иностр. монополистич. капитала и поддерживающих его пр-в империалистич. гос-в Н. в р. с. встречает в добывающей пром-сти, поскольку добыча и реализация её продукции приносит монополиям сверхприбыли и в то же время даёт капиталистич. гос-вам ценные виды сырья, без к-рого нек-рые отрасли пром-сти и особенно воен. индустрия не смогли бы существовать. Отрасли добывающей пром-сти стали одним из первых объектов Н. в р. с. В Мексике в 1938 пр-во, преодолевая ожесточённое сопротивление иностр. капитала, национализировало собственность 17 амер. и англ. нефтедобывающих компаний. В Боливии в 1952 была национализирована добыча олова. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. отрасли добывающей пром-сти перешли в руки пр-ва в Бирме и Гане. В 60-х гг. частичная национализация нефтяных богатств была осуществлена в Перу, Индонезии, Шри-Ланке. В 70-х гг., в условиях постоянного роста цен на газ, нефть и нефтепродукты и разразившегося энергетич. кризиса, мн. гос-ва Азии, Африки и Лат. Америки взяли в свои руки эти отрасли или сбыт их продукции, обеспечив тем самым внутр. потребности экономики и устойчивый источник поступления иностр. валюты. В 1972 началась национализация нефтяной пром-сти в странах Персидского залива: они выкупили 25% акций иностр. компаний с намерением довести свою долю в акц. капитале к 1982 до 51%. В 1973 пр-во Индии национализировало 711 угольных шахт. Пр-во Венесуэлы взяло под контроль сбыт нефтепродуктов внутри страны (1973), затем - 2 крупных нефтяных месторождения (1974), а позднее - газовую пром-сть. В 1975 Сирия аннулировала все концессии иностр. монополий на разведку нефтяных месторождений.
В странах, где базу нац. экономики и осн. источник валюты составляет произ-во с.-х. продукции, меры по национализации затронули агр. сектор. В Уганде перешли в собственность гос-ва чайные плантации, в Заире - плантации масличной пальмы и хлопчатника.
Не меньшее значение приобретает установление гос. контроля над обрабат. пром-стью. Её роль возрастает в связи с происходящими структурными сдвигами в экономике молодых гос-в, а также вследствие стремления этих стран удовлетворить потребности внутр. рынка нац. товарами и вывозить за границу готовую продукцию вместо сырья и полуфабрикатов. В ряде развивающихся стран в этом направлении достигнуты большие успехи. В Бирме гос-во контролирует более половины обрабат. пром-сти и прежде всего её гл. отрасли; осн. з-ды и ф-ки Сирии управляются правительств, органами; в Алжире в 1974 было национализировано ок. 30 иностр. предприятий, принадлежащих франц. и бельг. капиталу, в Танзании пр-во взяло в свои руки предприятия по первичной переработке ведущих экспортных культур - хлопка и кофе; в 1972 пр-во»
Уганды национализировало все крупные и многие ср. пром. предприятия; в 1974 началось создание гос. сектора в лёгкой пром-сти Индии (национализация 103 текст, ф-к); в 1975 пр-во Эфиопии взяло под свой контроль 100 предприятий лёгкой пром-сти.
Во мн. развивающихся странах национализирован ряд отраслей инфраструктуры, имеющих решающее значение для дальнейшего экономич. развития: ж.-д., автомобильный, авиационный и мор. транспорт.
Особое место занимает национализация и монополизация внеш. торговли, позволившая пр-вам установить контроль над поступлением и расходом иностр. валюты.
Во мн. развивающихся странах национализирована или поставлена под контроль гос-ва банковская система. Полностью прекращена деятельность иностранных банков и страховых компаний в Бирме, Индии, Танзании, Гвинее, Эфиопии, Нигерии, Перу, Алжире и др.
В связи с тем, что осн. масса населения слаборазвитых стран занята в с. х-ве, исключит, роль в преобразовании нар. х-ва и социальной структуры общества играет агр. политика пр-в и прежде всего - вопрос о земле. Н. в р. с. земли создаёт особо благоприятные условия для последующих радикальных агр. преобразований. Однако она осуществлена не везде и не в одинаковой степени. В большинстве гос-в, развивающихся по некапиталистич. пути, она наталкивается на серьёзные трудности и особенно там, где исторически сложилось крупное помещичье землевладение, представители к-рого оказывали, а кое-где продолжают оказывать существ. влияние на экономическую и политическую жизнь страны, а также там, где частная собственность на землю укоренилась повсеместно, включая мелкие х-ва.
Благоприятные условия для национализации земли имелись в тропич. Африке, где сохранилось общинное землевладение и мелкая частная собственность на землю отсутствовала. Это было учтено, напр., пр-вом Гвинеи, объявившим всю землю собственностью нации, включая и ранее принадлежавшую вождям племён и обрабатывавшуюся испольщиками. Благодаря этому появилась возможность широкого кооперирования деревни, внедрения более совр. методов ведения х-ва, эффективного использования с.-х. техники и удобрений. Собственностью всего народа объявлена также земля и в Народной Республике Конго; частичную национализацию земли осуществило в своё время пр-во Мали.
Иные условия сложились в Сев. Африке. В Алжире большие площади плодородных земель оказались заброшенными вследствие оттока из страны франц. колонистов в период нац.-освободит. войны и после победы революции. По инициативе беднейших крестьян и батраков на таких землях были организованы к-ты самоуправления, взявшие на себя руководство с.-х. произ-вом. В 1963 с принятием пр-вом спец. декрета, определившего статут самоуправляемых ферм, была юридически закреплена ликвидация иностр. зем. собственности. Одновременно были экспроприированы владения той части алж. помещиков и феодалов, к-рые сотрудничали с колонизаторами в годы войны или саботировали мероприятия нац. пр-ва. В результате пр-во Алжира сосредоточило в своих руках ок. 50% обрабатываемой земли.
В островной части Танзании (о. Занзибар), где борьба нар. масс приобрела антиимпериалистич. и антифеод. характер, осуществлена полная национализация земли. В материковой части Танзании земля, ранее закреплённая за англ. губернатором, с приходом к власти нац. пр-ва стала собственностью гос-ва. Иностр. плантаторы н фермеры были лишены возможности передавать эксплуатируемые ими зем. участки по наследству и объявлены лишь долгосрочными арендаторами, Т. о. правительство приобрело право безвозмездной экспроприации неиспользуемых земель и их перераспределения.
В Бирме в процессе зем. реформы 1963 - 65 ликвидировано крупное землевладение. В НДРЙ были экспроприированы земли бежавших феодалов. Пр-во Эфиопии объявило все земли коллективной собственностью народа. В Марокко, развивающемся по капиталистич. пути, было принято решение о переходе к гос-ву недвижимого с.-х. имущества иностранцев.
В странах капиталистич. ориентации меры по национализации земли, как правило, крайне противоречивы и непоследовательны. Они лишь частично затрагивают иностр. землевладение и в редких случаях ущемляют интересы местных феодалов и обуржуазившихся помещиков. Меры по ограничению феодального землевладения осуществляются в интересах нац. буржуазии, стремящейся подорвать экономич. и политич. позиции соперничающих классов и развить капиталистич. отношения в деревне. Эти меры сводятся к ограничению площади помещичьего владения, что не даёт решения агр. вопроса (Индия, Филиппины, Турция, Индонезия, Иран, Боливия). Национализация земли в этой группе стран принимает форму выкупа, процесс к-рого растягивается на мн. годы, как это происходит, напр., в Кении, Марокко. В ряде стран (Берег Слоновой Кости, воет, часть Камеруна) национализируются только незанятые и неиспользуемые земли, в то время как в целом иностр. зем. собственность не только не уменьшается, но и возрастает.
В Тунисе пр-во конфисковало земли бея, часть церковных владений, а также национализировало безвозмездно и за выкуп земли, принадлежавшие иностранцам. В результате в его распоряжение перешло всего 0,6 млн. га лучших земель. Последующее их распределение и формы эксплуатации носят чисто капиталистич. характер.
В тех развивающихся странах, где реакции удаётся свергнуть демократич. пр-ва, она прежде всего стремится осуществить денационализацию. Так было в Индонезии, где в 1966 - 67 были частично возвращены прежним владельцам предприятия и плантации, национализированные до 1965. В Чили фашистская хунта ещё до конца 1973 вернула нац. и иностр. буржуазии всё, что было национализировано нар.-демократич. пр-вом С. Альенде. Денационализация осуществлена в Уругвае.
В Египте пр-вом Г. А. Насера последовательно осуществлялся процесс демократизации общества (1952 - 1970). Был национализирован Суэцкий канал, банки и крупные пром. предприятия, затем собственность крупной и частично ср. нац. буржуазии, богатых землевладельцев. В результате 300 тыс. беднейших крестьян получили землю, а количество работающих по найму выросло на 1,3 млн. чел. Подрыв позиций имущих классов привёл к изменению расстановки классовых сил в стране. Однако к сер. 70-х гг. новое пр-во Египта отказалось от линии Насера на преимущественное развитие гос. сектора, начало реприватизацию его предприятий, допустило иностр. капитал в важнейшие секторы экономики. Тем не менее все эти меры не могут приостановить общей тенденции к возрастанию роли гос-ва в нац. экономике стран, освободившихся от колониального гнёта. Крах колониальной системы и широкое осуществление Н. в р. с. стали возможными благодаря образованию мировой социалистич. системы и превращению её в решающий фактор обществ. развития. Влияние мировой системы социализма проявляется не только в постоянно расширяющемся политич. и экономич. сотрудничестве социалистич. стран с развивающимися странами, но и в той роли стран социализма, к-рую они выполняют в борьбе за мир и демократию во всём мире (см. в ст. Национализация земли).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.