НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ
является составной частью революц. экономич. мероприятий победившего пролетариата, направленных на ликвидацию частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва. В СССР она была осуществлена в 1917 - 18. Требование о Н. т. Коммунистич. партия выдвинула накануне Великой Окт. социалистич. революции на 6-м съезде партии 26 июля - 3 авг. (8 - 16 авг.) 1917. Бывшие казённые жел. дороги, составлявшие в дореволюц. России ок. 70% всей сети дорог, перешли в руки сов. гос-ва без особого правительств, акта, а на частных дорогах, так же как и в пром-сти, декретом В ЦИК от 14(27) нояб. 1917 был введён рабочий контроль. Однако управленч. верхушка жел. дорог, тесно связанная с прежним строем, встала на л уть саботажа и срыва мероприятий сов. власти по организации транспорта. Преодолевая саботаж, рабочие-железнодорожники брали управление дорогами в свои руки. 18 нояб. (1 дек.) Исполком железнодорожников Самаро-Златоустовской дороги отстранил от руководства прежнюю администрацию и образовал представит, коллегию по руководству дорогой. 6(19) дек. Исполком Николаевской дороги взял управление дорогой под свой контроль. В янв. - февр. 1918 самоуправление охватило почти все быв. казённые дороги. В этом проявилось революц. творчество масс, заинтересованных в спасении транспорта от разрушения, это была вынужденная мера.
Проводя Н. т., Сов. власть преодолевала антисов. деятельность руководителей Всеросс. исполкома ж.-д. профсоюза (Викжеля). С окт. 1917 по янв. 1918 Викжель пытался захватить управление ж.-д. транспортом, противопоставив себя Сов. пр-ву. В ответ на это Совнарком обратился непосредственно к массам железнодорожников с предложением созвать съезд железнодорожников, обеспечив в нём широкое представительство ж.-д. рабочих. Этот съезд состоялся в янв. 1918. В результате развернувшейся на нём острой борьбы против прежнего меньшевистско-эсеровского руководства Викжеля, съезд избрал новый центр. орган - Всеросс. исполком железнодорожников (Викжедор), стоявший на платформе Сов. власти. Саботаж был полностью сломлен.
В перестройке управления транспортом важное и принципиальное значение имели ленинские декреты, изданные в февр. и марте 1918, определившие конкретные пути применения принципа демократич. централизма в руководстве транспортом. Декрет Совнаркома от 20 февр. о пределах компетенции Нар. комиссариата путей сообщения устанавливал, что единств, руководящим органом, как в отношении составления планов каких бы то ни было массовых, не исключая воинских ж.-д. перевозок, так и в отношении выполнения этих планов, а в особенности непосредств. руководства движением поездов, является Нар. комиссариат путей сообщения (НКПС). Декрет предоставлял НКПС право издавать обязательные для всех учреждений, орг-ций и лиц постановления и правила.
Декрет Совнаркома 23(10) марта 1918 устанавливал порядок управления жел. дорогами, охраны их и повышения провозоспособности. Особо подчёркивалась необходимость чёткой централизации управления, единоначалия, строжайшей дисциплины труда. По декрету нарком путей сообщения получил всю полноту власти по управлению транспортом на основе единоначалия. На заседании Совнаркома В. И. Ленин выступил в защиту декрета, указав на необходимость принятия самых твёрдых мер к устранению на жел. дорогах распущенности, саботажа и взяточничества. Декрет был утверждён без изменений и опубликован в Известиях ВЦИК 26 марта 1918.
К моменту издания декрета Совнаркома о национализации крупнейших предприятий пром-сти и транспорта (28 июня 1918) большинство частных жел. дорог уже было национализировано. Согласно этому декрету национализации подлежали также все предприятия частных жел. дорог и подъездные пути пром. предприятий, как находящиеся в эксплуатации, так и строящиеся. В сент. 1918 был издан декрет о полной ликвидации частных жел. дорог.
После Окт. революции 1917 на всех предприятиях речного и мор. транспорта был установлен рабочий контроль. Однако судовладельцы, став на путь саботажа, по окончании навигации отказывались проводить ремонт судов, начали увольнять рабочих и срывать подготовку флота к предстоящей навигации. В связи с этим водники выдвинули требования национализации торг. флота. Сов. власти и здесь пришлось преодолевать анархо-синдикалистские настроения. 26 марта 1918 Совнарком заслушал доклад о положении водного транспорта и потребовал строжайшего и добросовестного исполнения всех распоряжений гос-ва.
Во время провозглашения Сов. власти значит. часть мор. торг. флота находилась вдали от портов приписки, в открытых морях. Часть мор. судов была незаконно задержана в иностр. портах пр-вами капиталистич. стран. Ещё до национализации мор. флота Совнарком декретом от 11(24) нояб. запретил продажу, заклад и сдачу в аренду росс. торг. судов иностр. подданным и учреждениям. Все сделки и передачи рус. судов за границу, совершённые в период войны, были объявлены недействительными. На заседании Совнаркома 18(31) янв. 1918 Ленин внёс предложение незамедлительно осуществить национализацию речного и мор. флота.
Декрет о национализации речного и мор. флота был издан 26 янв. (8 февр.) 1918. Общенациональной собственностью Сов. республики объявлялись судоходные предприятия, принадлежавшие акц. об-вам, паевым товариществам, торг. домам и единоличным крупным предприятиям и владеющие мор. и речными судами всех типов, служащими для перевозки всех грузов и пассажиров. Одновременно в декрете отмечалось, что национализации не подлежат суда для мелкого промысла, принадлежавшие мелким предприятиям, основанным на трудовых артельных началах, а также суда, принадлежавшие лоцманским товариществам, гор. и сел. самоуправлениям, и суда спец. назначения (китобойные, рыболовные и др.), т. е. не приспособленные для перевозки грузов и пассажиров. Национализация речного и мор. флота пресекла попытки судовладельцев дезорганизовать работу флота, увести суда за границу.
Для централизованного управления флотом и судоходством 27 февр. (5 марта) 1918 при ВСНХ был создан отдел водных сообщений, преобразованный декретом Совнаркома от 23 мая 1918 в Гл. управление водного транспорта (Главвод при ВСНХ).
Н. т. явилась крупным революц. мероприятием Сов. гос-ва. Она позволила впоследствии создать единую трансп. сеть СССР: ж.-д., водных, автомобильных и возд. путей сообщения. Благодаря Н. т. в трудные годы иностр. воен. интервенции и Гражд. войны 1918 - 1920 транспорт выполнял большую работу по воинским перевозкам.
Н. т. в др. социалистич. странах осуществлялась в зависимости от конкретных условий революц. процесса. В отд. странах наряду с конфискацией средств транспорта применялся также частичный или полный выкуп. В Чехословакии осн. виды транспорта были национализированы правительств, декретом от 24 окт. 1945. Н. т. была завершена в 1948. В и о л ь ш е закон от 3 янв. 1946 «О принятии в собственность государства основных отраслей народного хозяйства» закрепил и юридически оформил переход транспорта в управление гос-вом, декларированный в июле 1944 в Манифесте польск. к-та национального освобождения. В Венгрии до 2-й пол. 1947 были национализированы важнейшие трансп. предприятия, находившиеся до этого под контролем гос-ва. В 1948 были национализированы все трансп. предприятия, имеющие св. 100 чел., а также с меньшим числом рабочих, но важные для нар. х-ва. В Венгрии указом от 28 дек. 1949 о переходе в собственность гос-ва предприятий с кол-вом рабочих 10 чел. и более была завершена Н. т. В Волга р и и жел. дороги были национализированы в 1945 - 46, в марте 1946 по закону о конфискации незаконно приобретённого имущества в собственность гос-ва перешли предприятия транспорта, принадлежавшие фашистским элементам. В дек. 1947 Н. т. была полностью завершена. В Румынии Н. т. была осуществлена в 1948. ВСРВ, КНДР и Республике Куба осн. трансп. средства также национализированы.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.