НАБРОСКИ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Найдено 1 определение
НАБРОСКИ К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
первая экономич. работа Ф. Энгельса, в к-рой он рассматривает экономич. строй бурж. общества и осн. категории бурж. политич. экономии. Написана в кон. 1843, опубл. в журн. «Deutsch-Französische Jahrbücher» («Немецко-французский ежегодник») в февр. 1844 (журнал издавался в Париже на нем. языке под редакцией К. Маркса и А. Руге); вошла в 1-й т. 2-го изд. Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. Эта работа свидетельствует об окончат. переходе Энгельса на позиции материализма и коммунизма. Маркс высоко оценил эту работу, поскольку в ней были сформулированы важные общие принципы науч. социализма, назвав её «...гениальными набросками к критике экономических категорий...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 8).
Критика бурж. представлений о характере капиталистич. частной собственности составляет исходный пункт предпринятого Энгельсом анализа бурж. политич. экономии (см. Классическая буржуазная политическая экономия), к-рая. возникла, по его мнению, как естеств. следствие распространения и развития торговли, как «наука обогащения».
Этапы в истории бурж. политич. экономии Энгельс сопоставляет с развитием экономич. отношений капитализма. Монетарная система, сторонники к-рой полагали, что всё богатство заключается в золоте и серебре, соответствовала тому периоду в развитии бурж. общества, когда «нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок...» (Энгельс Ф., там же, т. 1, с. 544). Меркантилистская система свидетельствовала о понимании того, что «...капитал, неподвижно лежащий в сундуке, мёртв, тогда как в обращении он постоянно возрастает» (там же). Революц. изменения в бурж. политич. экономии произошли в 18 в. Обоснованная А. Смитом система свободы торговли ниспровергла меркантилизм и осуществила «...разработку законов частной собственности» (там же, с. 547), хотя и не поставила «... вопроса о правомерности частной собственности» (там же, с. 545). Поэтому она не только не вскрыла противоречий капиталистич. экономики, но сама запуталась в них, породив варварскую теорию народонаселения Т. Мальтуса (см. там же, с. 546).
Анализ бурж. экономич. учений, осуществлённый Энгельсом, послужил отправным пунктом для последующих историко-критич. исследований Маркса.
В «Набросках...» сделана попытка дать анализ стоимости с позиций науч. социализма. При этом Энгельс пользуется ещё терминологией бурж. политич. экономии. Так, он характеризует стоимость как «... отношение издержек производства к полезности. Ближайшее применение стоимости имеет место при решении вопроса о том, следует ли вообще производить данную вещь, т. е. покрывает ли её полезность издержки производства» (там же, с. 552). В условиях капитализма полезность вещи определяется в ходе торг. обмена. Но с уничтожением частной собственности не будет обмена в том виде, в каком он существует при капитализме. «Практическое применение понятия стоимости будет тогда всё больше ограничиваться решением вопроса о производстве, а это и есть его настоящая сфера» (там же, с. 553).
Энгельс утверждает, что в бурж. обществе наука находится на стороне капитала и направлена против труда и это в полной мере доказывается результата ми капиталистич. применения машин. Капиталист безвозмездно присваивает плоды науч. прогресса. «Но при разумном строе... духовный элемент, конечно, будет принадлежать к числу элементов производства и найдёт своё место среди издержек производства и в политической экономич. И тут, конечно, мы с чувством удовлетворения узнаём, что работа в области науки окупается также и материально, узнаём, что только один такой плод науки, как паровая машина Джемса Уатта, принёс миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки» (там же, с. 555). В этой связи Энгельс сформулировал закон роста науки: «... наука растёт, по меньшей мере, с такой же быстротой, как и население; население растёт пропорционально численности последнего поколения, наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она также растёт в геометрической прогрессии» (там же, с. 568).
Прогресс науки, по мысли Энгельса, служит гл. фактором, опровергающим теорию народонаселения Мальтуса, ибо «производительная сила, находящаяся в распоряжении человечества, беспредельна. Урожайность земли может быть бесконечно повышена приложением капитала, труда и науки» (там же, с. 563). Но для того, чтобы эта беспредельная производительная способность была использована в интересах человечества, необходимы коренные социальные преобразования общества.
Анализируя капиталистич. конкуренцию, Энгельс показывает, что она с необходимостью предполагает монополию капиталистич. частной собственности. Противопоставляя анархии бурж. общества сознат. произ-во при коммунизме, Энгельс отмечает, что «если бы производители как таковые знали, сколько нужно потребителям, если бы они организовали производство, распределили его между собой, то колебания конкуренции и её тяготение к кризису были бы невозможны» (там же, с. 561). В коммунистич. обществе, по словам Энгельса, конкуренция характеризовалась бы отношением потребительной силы к производительной силе. «Общество должно будет рассчитать, что можно произвести при помощи находящихся в его распоряжении средств, и сообразно с отношением этой производительной силы к массе потребителей определить, насколько следует повысить или сократить производство, насколько следует допустить или ограничить роскошь» (там же, с. 562). Конкуренция превратится в соревнование.
Работа Энгельса не была ещё полностью свободна от влияния этич., «философского» коммунизма, но она послужила толчком для последующих экономич. исследований Маркса, получивших своё завершение в «Капитале».

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.