НАБЛЮДЕНИЕ, ВЫБОРОЧНОЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Наблюдение Выборочное

наблюдение, обследование части генеральной совокупности, отобранной случайным образом. Результаты наблюдений определяются математической обработкой, учитывающей степень точности вида выборки, от числа выбранных единиц, степени разброса параметров выборки.

Источник: Бизнес-словарь

Выборочное наблюдение
несплошное наблюдение, при котором признаки регистрируются у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности, отобранных с использованием специальных методов, а полученные в процессе обследования результаты с определенным уровнем вероятности распространяются на всю исходную совокупность.

Источник: Экономико-статистический словарь-справочник

НАБЛЮДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОЕ
в статистике обследование определенной части единиц генеральной совокупности, отобранных в случайном порядке; один из видов несплошного наблюдения. Н.в. основано на применении выборочного метода – метода статистического исследования, с помощью которого вычисляются оценки показателей (характеристик) генеральной совокупности по данным обследования только некоторой ее части (выборки). Математически теория выборочного метода устанавливает зависимость точности результатов выборки от ее вида, примененного в обследовании, от числа единиц, подвергаемых наблюдению, и степени колеблемости изучаемых признаков.

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
метод статистического наблюдения за изучаемыми и контролируемыми явлениями и процессами, основанный на теории вероятности. Широко применяется при социологических исследованиях, для контроля качества продукции (изделий, товара) и получения данных об использовании рабочего времени исполнителя (оборудования). При выполнении В. н. исследуются не все элементы изучаемой системы, а лишь те, в которых проявляются закономерности, существующие во всей совокупности явлений и процессов, что позволяет получать необходимые результаты с меньшими затратами времени и средств, чем при проведении сплошного наблюдения.

Источник: Экономика. Энциклопедический словарь. 2004 г.

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
статистическое наблюдение, при к-ром исследованию подвергаются не все единицы изучаемой совокупности, а только нек-рая их часть, отобранная т. о., чтобы результаты наблюдения выборочной совокупности представляли по определ. показателям генеральную совокупность. В. н. можно произвести быстрее сплошного, с меньшими затратами, получив результаты, не уступающие по точности данным сплошного наблюдения. Отобранная часть единиц совокупности (выборка) будет представлять целое с приемлемой степенью точности при двух условиях: она должна быть достаточно многочисленной, чтобы в ней могли проявиться объективные закономерности, обусловленные материальной природой изучаемых явлений, единицы для выборки должны быть отобраны объективно, независимо от воли исследователя, для чего каждая из них должна иметь одинаковые шансы на отбор. Эти условия устанавливаются рядом важнейших теорем теории вероятностей, доказанных рус. математиками П. Л. Чебышевым, А. М. Ляпуновым, А. А. Марковым и др. Теоретич. основу выборочного метода составляет закон больших чисел (см. Больших чисел закон). Лишь при соблюдении этих условий создаётся объективная возможность оценить точность, выборки на основании самих выборочных данных. Точность выборки измеряется её ошибкой, величина к-рой зависит от степени однородности изучаемой совокупности и от объёма выборки; при прочих равных условиях ошибка выборки тем меньше (и, следовательно, выборка тем точнее), чем больше отбирается единиц и однороднее изучаемая совокупность.
При социально-экономич. исследованиях для отбора необходима основа выборки, т. е. список или перечень единиц, из к-рого будет вестись отбор. Нужны также нек-рые предварит, сведения о характере изучаемой совокупности для правильного расчёта объёма выборки; сведения эти получают из материалов предыдущих обследований. Представительность выборки обеспечивается не только её объёмом, но и строгим соблюдением научно обоснованных правил отбора. Способы отбора разнообразны. В социально-экономич. обследованиях распространён систематич. (механич.) отбор, т. е. отбор единиц по их списку через установленный интервал. Реже применяется теоретически простой, но практически сложный, собственно случайный отбор, при к-ром единицы отбираются по жребию, по таблице случайных чисел или аналогичным способом. Если предварительно имеются сведения о подлежащей изучению совокупности, то её разбивают на более или менее однородные, типические группы и производят отбор из каждой такой группы отдельно, получая типическую или районированную выборку. Отбирать можно как отд. единицы, так и группы или серии таких единиц, напр. семьи или жилые дома. При обследованиях крупного масштаба выборка производится обычно в несколько ступеней, т. е. сначала отбирают более крупные единицы (напр., населённые пункты), а затем в них - единицы помельче (семьи). Разные способы отбора на практике обычно комбинируются.
В. н. широко практиковалось рус. дореволюц. земской статистикой. Нек-рые приёмы, разработанные этой статистикой, в частности высоко оценённый В. И. Лениным многофазный отбор (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 274 - 75), используются и в наст, время. Многовыборочных обследований производилось в 1920-х гг. ЦСУ СССР регулярно проводит обследование ок. 62 тыс. бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников, а также ведёт единоврем. выборочные обследования в разных областях социально-экономич. статистики, как, напр., обследования пенсионеров, доходов и жилищных условий семей рабочих и служащих, рождаемости и т. д. Выборочные обследования сравнительно широко практикуются науч. учреждениями, в частности при социологич. исследованиях. Развивается также выборочный контроль качества пром. продукции.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
970.64 кб

Адаптация методологии выборочного наблюдения для целей маркетинговых исследований

Андрей Катаев
В статьи представлены результаты адаптации теории выборочного наблюдения для целей маркетинга, что позволяет ответить на фундаментальный вопрос любого маркетингового исследования – сколько объектов необходимо изучить для возможнос