Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании
Мошенничество при расчетно-кассовом обслуживании
При расчетно-кассовом обслуживании клиентов мошенничество совершается достаточно часто. Особенно широкие возможности для мошенничества открываются при совмещении одним человеком функций бухгалтера и оператора.
Наиболее распространенными методами являются следующие.
1. “Наглая” недостача. Из кассы банка воруется крупная сумма и это никак не скрывается, так как кассир надеется скрыться до начала ревизии кассы.
К директору банка приходит человек:
- Вы ищите нового кассира?
- И старого — тоже.
Этот метод, как и некоторые далее рассмотренные мошенничества, имеет в основном историческую ценность, так как в большинстве банков в настоящее время налажен достаточно жесткий контроль и осуществляется ежедневная инвентаризация остатков в кассе.
2. Фабрикация денежных документов, прикрывающих недостачу. После взятия денег из кассы “на время” и отсутствия возможности их вернуть, возможна фабрикация денежных документов на сумму недостачи (например, выписка расходного ордера).
3. Кассир якобы ошибся. Изымается небольшая сумма денег, докладывается о недостаче, которая якобы возникла в силу ошибки в ранее сделанных расчетах, и предлагается переделать старые документы для достижения “полного ажура”. Таким образом похищаются небольшие суммы, но если умело “дурить голову” вышестоящему начальству, беспрекословно принимающему исправления, сумма может набежать довольно крупная.
4. Хищение денег посторонним лицом. Такая возможность появляется в случае небрежности кассиров, позволяющих заходить в помещение кассы посторонним лицам. Существует также множество способов обмана мошенниками беспечного и неопытного кассира.
В зарубежной практике известен случай, когда при проверке кассы ревизор уничтожил свой собственный чек. Однако такие действия не эффективны в случае, если чек уже занесен в реестр чеков. В отдельных случаях уничтожают чеки компаньона. В результате у кассира возникнет недостача на сумму чека, а ревизор с компаньоном получают доход.
Лицо, совершающее преступление, не обязательно должно являться служащим банка. При отсутствии соответствующим образом оборудованного рабочего места кассира хищение может совершить и постороннее лицо.
5. Сокрытие привлеченного депозита. Клиенту выдаются все необходимые документы о привлечении его денег на депозит, но эти деньги не оприходуются. По истечении срока депозита (а мошеннические операции обычно совершаются с депозитами на длительный срок) деньги ему возвращаются путем неоприходования средств, положенных на депозит другим клиентом (так называемая “операция перекрытия”). Почти всегда при таких махинациях недостача продолжает возрастать пока уловка не раскрывается с печальными для кассира последствиями. Разновидностью сокрытия депозита может быть некоторое занижение в банковских документах реально внесенной суммы. Если занижение суммы незначительно, срок и проценты достаточно велики, а клиент не любит проверять правильность исчисления полученного дохода, то может даже не возникнуть необходимость в компенсировании ранее взятого депозита, так как “набежавшие” проценты замаскируют воровство.
6. Списание средств со счетов клиента. При ленивом бухгалтере, невнимательно следящим за движением денег на счете своего предприятия, деньги могут списываться на третью фирму. Если клиент обнаружил списание — мошенник перед ним извиняется и деньги возвращаются. Если клиент ничего не заметил — доход получен.
7. Перечисление денег от имени банка. Деньги снимаются не с расчетного счета клиента, а делается платеж от имени банка на какую-нибудь фирму, например, “на покупку компьютера”, “за консультационные услуги”, доход по депозиту и т.д. при отсутствии (или фабрикации) подтверждающих документов.
8. Подмена настоящей валюты поддельной. Банкам и их работникам до сих пор большинство клиентов верит. Это дает возможность сбывать через банк фальшивые денежные знаки.
Хотя подсовывание фальшивых долларов, немецких марок случается довольно часто (особенно в обменных пунктах), кассиры крупных банков предпочитают рисковать пореже. Основная их “шалость” в этом плане — всучивание вместо новых купюр старых и потрепанных, которые трудно реализовать за полный номинал. Бывали случаи, что ранее выданные купюры те же кассиры через некоторое время принимали у клиента, отчаявшегося их реализовать, за часть номинала. Затем эти купюры снова всовывалась в пачку невнимательному клиенту и история повторялась.
В зарубежной практике распространено также подсовывание фальшивых векселей и других ценных бумаг.
9. Вытягивание денег из пачек. Если клиент получает достаточно крупную сумму денег, то в банке ему часто нет возможности пересчитывать количество денег в каждой пачке. Деньги без подсчета увозятся из банка и только у себя в офисе кассир клиента их пересчитывает. Обнаруживается недостача, на которую кассир банка реагирует с олимпийским спокойствием: “Нужно было пересчитывать в банке!”. Если клиент обнаруживает недостачу в банке, то перед ним извиняются и выдают деньги правильно.
В отечественных банках в эпоху неплатежей есть возможность промариновать клиентов почти до обеда, а затем начать выдавать им деньги всем сразу, создавая сумятицу. Вдобавок, работники клиентов ждут заработную плату, так что часто бухгалтерам бывает не до пересчетов.
В зарубежной практике из стандартных пакетов изымаются векселя или векселя на крупные суммы подменяются векселями более мелкого достоинства.
10. Обман малограмотных, доверчивых или больных клиентов. Отечественное население может рассматриваться как поголовно грамотное и умное только в пропагандистских целях. На практике не только многие дедушки и старушки, но люди среднего возраста и молодежь готовы подписать все, что не предложат в банке. Этот же метод применяется и к плохо видящим, за которых
кассир заполняет все документы и говорит: “Распишитесь вот здесь”.
11. Списание недостачи на другие подразделения банка. При доступе работников кассово-расчетного центра к бухгалтерским документам, возникшая недостача часто списывается на другие подразделения банка, где недостача может обнаружиться лишь через определенный период времени. Затяжка во времени
позволяет запутать ситуацию.
Источник: Управленческий учет. Официальная терминология CIMA. ФБК-Пресс. 2004