МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ

Найдено 1 определение
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ
бурж. теория монополистич. рынка, исследующая стратегию, тактику, формы и возможные результаты конкуренции групповых монополий в условиях совр. капиталистич. массового произ-ва. Осн. положения теории были сформулированы Э. Чемберлином (США) в нач. 30-х гг. В дальнейшей разработке ряда проблем М. к. т. участвовали экономисты, принадлежащие к различным течениям бурж. политич. экономии; Н. Калдор (Великобритания), Дж. Нейман, О. Моргенштерн, Р. Триффин, У. Фелнер, Р. Дорфман, У. Баумол, Р. Кюин (США) и др.
Система понятий и категории М. к. т. основана на идее переплетения на совр. капиталистич. рынках элементов конкуренции и монополии и на признании погони за наивысшей прибылью определяющей целью рыночной стратегии фирмы. Последнее объединяет М. к. т. с теорией несовершенной конкуренции Дж. Робинсон (см. Несовершенной конкуренции теория). Но, в отличие от неё, М. к. т. исследует рыночные отношения прежде всего между повсеместно господствующими монополиями, оставляя в тени существо их отношений с остальными производителями. В подходе теоретиков монополистич. конкуренции к анализу капиталистич. х-ва как «мира» конкурирующих монополий с запозданием отразилось признание, что развитые капиталистич. страны вступили в стадию империализма. Коренное изменение представлений о рынках по сравнению со взглядами бурж. экономистов эпохи свободной конкуренции позволило представителям этой теории дать более реалистич. анализ рынков и рыночно-производств. деятельности капиталистич. фирмы. Теоретики монополистич. конкуренции сумели вскрыть ограниченность учения о монополии А. Маршалла (Великобритания), рассматривавшего только «чистые» торгово-пром. монополии и свободную конкуренцию 2-й пол. 19 в. Вместе с тем представители М. к. т. не преодолели антиисторизма в подходе к объекту исследования, не выяснили различий между случайной монополией эпохи свободной конкуренции, одиночной торгово-пром. монополией периода становления империализма и повсеместно господствующими монополиями при империализме, закономерностей образования случайной, развёрнутой и всеобщей форм монопольной прибыли (см. Монопольная прибыль). Сторонники М. к. т. восприняли осн. положения меновой концепции. Так, у Маршалла и лозаннской школы бурж. политич. экономии была заимствована методология анализа процессов ценообразования, рыночной борьбы, внутриотраслевых и межотраслевых взаимосвязей в отрыве от процессов произ-ва стоимости и прибавочной стоимости.
Гл. внимание представителей М. к. т. сосредоточено на практически важных для корпораций и бурж. гос-ва проблемах развития обмена. Осн. объект исследования теории - оптимизация рыночных взаимоотношений и производств. деятельности монополий, конкурирующих между собой в условиях массового произ-ва специализированной продукции. Исходным для ценообразования объявляется т. н. принцип полных конкурентных издержек, включающих выравнявшуюся для монополизированных отраслей «обычную» норму прибыли. Монопольная цена, согласно теории, - это цена, обеспечивающая монополиям высокую «обычную прибыль» на весь капитал даже в условиях избыточных и неиспользуемых мощностей.
Отличит. особенность теории - анализ влияния массового произ-ва и специализации фирм на выпуске дифференцированной продукции, рассчитанной на определённые группы потребителей. Каждая крупная фирма, специализирующаяся на произ-ве некоторого товара, стремится закрепить за собой определённую группу потребителей, «оградив» свою продукцию массовой рекламой, торг. маркой, монополией на патенты, лицензии и т. п. (см: Конкуренции неценовой теории). В результате на рынке этого товара возникает несколько конкурирующих между собой монополий, каждая из к-рых закрепляет за собой «свой» субрынок, но всё время чувствует угрозу со стороны «соседей». В такой трактовке по существу отрицается связь между концентрацией произ-ва и капитала и образованием монополии. Так, Чемберлин исходит из того, что даже мелкая фирма, специализирующаяся на произ-ве нек-рого дифференцированного товара, может быть монополией. Тем самым на один уровень им ставится случайная монополия мелкой фирмы и монополия гигантской корпорации на отраслевом рынке.
При исследовании рынков недифференцированных, стандартизованных товаров (напр., обычных марок стали, цемента и т. п.) Чемберлин вынужден признать связь монополии с концентрацией произ-ва. В результате концентрации произ-ва и уменьшения контрагентов, утверждает он, продавцы на рынке начинают учитывать влияние размера своего произ-ва на цены, а затем и влияние контрмер конкурентов и действуют сообразно с этим. Монопольные цены и прибыли складываются в этом случае даже и без «формальных» соглашений монополистов (см. Олигополия, Дуополия).
При изучении рыночных проблем Чемберлин ставит в центр своей теории отд. фирму, стремящуюся к наивысшей прибыли, рассматривая её в качестве «атома», клеточки рынка. Сущность фирмы он определяет как объединение равноправных «факторов производства» - труда» капитала, земли (см. Факторов производства теория). Исходный пункт его анализа - график спроса и предложения Маршалла, дополненный кривой предельного дохода.

На оси ОХ откладывается количество производимой продукции, на оси ОУ - цена, складывающаяся из издержек и доходов. Линия DD’ характеризует снижение цены по мере наполнения рынка товарами. Кривая SS’ («средних издержек») показывает изменение отраслевой цены произ-ва в соответствии с изменением объёма произ-ва. В условиях свободной конкуренции рыночная цена будет колебаться вокруг точки равновесия Р, где продажная цена обеспечивает получение средней прибыли и размер произ-ва будет равен ОB. Чемберлин называет это состояние «чистой конкуренцией».
В условиях отраслевой монополии доход от каждой дополнит. партии товаров («предельный доход» - линия dd’) непрерывно снижается по мере снижения цены; при размере произ-ва ОА он оказывается равным «предельным издержкам» (кривая ММ’), т. е. дополнит. расходам, вызванным произ-вом каждой новой единицы продукции. За точкой А дополнит. расходы будут уже больше прироста дохода и монополия остановит расширение произ-ва. Цена при объёме произ-ва, равном ОА, будет колебаться вокруг точки равновесия Q. Часть отрезка АQ лежит над кривой «средних издержек» (они включают в себя и среднюю прибыль) и характеризует долю монопольной прибыли в цене товара, а её произведение на количество продукции (заштрихованный прямоугольник) - общую величину монопольной прибыли (средняя прибыль учтена в расположенном ниже незаштрихованном прямоугольнике).
В условиях монополистич. конкуренции, когда на рынке переплетаются элементы и монополии и конкуренции, точка равновесия сдвигается в зону QР, а объём произ-ва - в зону AB в зависимости от «степени монополизации». Чем выше последняя, тем ближе, по Чемберлину, цена к точке Q. В последующих исследованиях было признано, что в условиях монополистич. конкуренции кривая SS’ сдвигается вверх, поскольку корпорации включают в издержки «плановую обычную прибыль» и на бездействующие мощности (этот сдвиг отражён в графике - точка Р сместилась вверх и влево от точки G). Цена, устанавливаемая корпорациями в точке Р, получила назв. «регулируемой» цены (см. в кн.: П. Самуэльсон, «Экономика», рус. пер., 1964, с. 530). В немонополизированных отраслях, характеризующихся острой конкуренцией фирм, цена устанавливается в точке G, где она покрывает «предельные издержки» произ-ва, но не обеспечивает средней монопольной прибыли. Эта цена наз. «ценой на основе предельных издержек».
М. к. т. подменяет науч. теорию трудовой стоимости теориями предельной полезности (см. Предельной полезности теория) и издержек произ-ва (см. Издержек производства теория). Распределение прибавочной стоимости в форме средних и монопольных прибылей поверхностно представляется в качестве образования этих прибылей на рынках, тем самым конкуренция исследуется в отрыве от глубинных процессов в сфере произ-ва. Согласно Чемберлину, законы образования и распределения прибыли, заработной платы и ренты в условиях монополистич. конкуренции принципиально иные, чем при «чистой конкуренции». На этом основании он отвергает критерии монополистич. эксплуатации, выдвинутые А. Лигу и Дж. Робинсон (Великобритания) (см. Монопсония), и относит к монополиям профсоюзы.
Новый этап в развитии М. к. т. связан с применением положений математич. теории игр к анализу поведения неск. монополистов, образования коалиций между ними и множественности решений проблемы монопольной цены (после выхода в свет в 40-х гг. работ Неймана и Моргенштерна). В работах Фелнера были рассмотрены методы обеспечения наивысшей индивидуальной прибыли в условиях групповой или отраслевой монополии и их модификация в результате конкуренции и др. факторов. Калдором и Триффином были разработаны методы расчётов взаимозаменяемости на рынке товаров с различными потребительскими свойствами. В кон. 60-х гг. появились исследования закономерностей поведения конкурирующих монополистов на базе математич. многомерных моделей с учётом различий в качестве производимой продукции, а также взаимодействия качества и потребительского спроса (Баумол, Кюин и др.).
М. к. т. критикуется теоретиками неолиберализма и, в частности, чикагской школы бурж. политич. экономии (Л. Мизес, Г. Хайек), отвергающими саму идею широкого распространения элементов монополии в капиталистич. экономике. Экономисты, подчёркивающие господство олигополии на рынках, напр. Дж. Голбрейт (США), оспаривают постулат сторонников М. к. т. о максимизации прибыли как осы. цели рыночной стратегии совр. корпораций (см. Монополистического ринка теории).
М. к. т., базирующаяся на ненауч. меновой концепции, направлена на затушёвывание социально-экономич. противоречий капитализма. В отличие от открытых апологетов «большого бизнеса», сторонники М. к. т. признают, что монопольные цены искажают информацию о потребностях общества и производств. возможностях и приводят к неэффективному распределению ресурсов; выступают за антитрестовскую политику гос-ва в рамках «реалистического» подхода, учитывающего неизбежность роста монополий.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.