Монополия абсолютная (чистая)

Найдено 1 определение
Монополия абсолютная (чистая)
крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии: (1) единственный продавец, а это означает, что чистый монополист представляет как бы отрасль, состоящую только из одной фирмы; (2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют близкие заменители; (3) экономические и юридические барьеры, блокирующие вступление в отрасль; (4) фирма осуществляет значительный контроль над ценой, «диктует цену». В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов - он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери. Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.