Money-supply schedule. График денежного предложения
Money-supply schedule. График денежного предложения
График, отображающий зависимость между величиной предложения денег и уровнем процентной ставки: v:shapes="_x0000_i1138"> В некоторых экономических теориях предложение денег изображается прямой вертикальной линией. Это означает, что предложение денег является экзогенно фиксированной величиной, т.е. устанавливается извне, независимо от спроса на деньги, например, государственными органами (государство выпускает банкноты и монеты, которые являются компонентом «узких» денег М0). Однако существенная часть «широких» денег (М3) является эндогенной величиной. Например, банковские депозиты формируются внутри банковской системы и очень чувствительны к изменению процентной ставки: чем выше процентная ставка (доход на ссудный капитал), тем больше предложение денег. См. Money-supply/ spending linkages, Bank deposit creation. Money-supply/spending linkages. Связь между денежным предложением и расходами. 1. Согласно кейнсианской теории между денежным предложением и совокупным спросом существует косвенная связь (через процентную ставку). Рассмотрим графики. v:shapes="_x0000_i1139"> Увеличение денежного предложения с М до М1 (график (а)) вызывает снижение процентной ставки с r до r1, что в свою очередь приводит к росту плановых инвестиций с I до I1 (график (б)). Увеличение объема инвестиций влечет за собой рост совокупного спроса и, через эффект мультипликатора, рост национального дохода с Y до Y1 (график (в)). Можно также показать, что снижение процентной ставки приводит к росту расходов на потребление, т.к. более низкая стоимость кредита стимулирует покупку товаров в кредит с рассрочкой платежа. См. Keynes, Keynesian economics, Equilibrium level of national income, Liquidity trap. 2. Согласно монетаристской теории, существует прямая зависимость между денежным предложением и уровнем совокупного спроса. Увеличение денежного предложения стимулирует спрос на конечные товары и услуги, а не только на инвестиционные товары. Этот вывод основан на предположении, что в случае наличия у компаний и домохозяйств дополнительных средств, они тратят эти средства на текущее потребление. См. Transmission mechanism, Quantity theory of money, Monetarism, Crowding-out effect.