Минимум Заработной Платы

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Минимум Заработной Платы

уровень заработной платы работника неквалифицированного труда.

Источник: Бизнес-словарь

МИНИМУМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
уровень заработной платы работника простого (неквалифицированного) труда.
Непосредственную основу М. з. п. составляет стоимость жизненных средств, образующих в данных обществ. условиях необходимый продукт. Общей предпосылкой для определения М. з. п. в каждой стране служат достигнутый объём национального дохода и закономерности его распределения в зависимости от социально-экономич. условий. Методы установления минимального размера заработной платы при капитализме и социализме различны (см. Заработная плата при капитализме, Заработная плата при социализме).
При капитализме М. з. п. устанавливается с учётом прожиточного минимума, который непосредственно связан со стоимостью товара рабочая сила. «Низшую, или минимальную, границу стоимости рабочей силы образует стоимость той товарной массы, без ежедневного притока которой носитель рабочей силы, человек, не был бы в состоянии возобновлять свой жизненный процесс, т. е. стоимость физически необходимых жизненных средств» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.23, с. 183 - 84). Прожиточный минимум в различных капиталистич. странах определяется по-разному, в зависимости от соотношения классовых сил, история, тенденций и т. п. В состав прожиточного минимума в одних странах включаются лишь физические необходимые потребности в пище и одежде, в других - предусматриваются расходы на удовлетворение культурных запросов трудящихся. Капиталисты стремятся установить М. з. п. ниже стоимости рабочей силы и свести условия воспроиз-ва к низшей физиология, границе. Однако этому препятствуют борьба рабочего класса, растущая его сознательность и организованность, а также влияние мировой социалистической системы.
В экономически развитых капиталистич. странах М. з. п. устанавливается законодательным путём, а также на основе соглашений между предпринимателями и профсоюзами в форме почасовых тарифных ставок для рабочих или месячных окладов для служащих. Этот минимум действителен только для данной отрасли и распространяется обычно лишь на трудящихся, охваченных коллективным договором.
Особенностью законодательного установления М. з. п. в капиталистич. странах является и то, что наёмным рабочим гарантируют лишь определённые миним. часовые ставки и нет гарантированной минимальной месячной заработной платы. Поэтому рабочий, занятый полную рабочую неделю и ещё сверхурочное время, обеспечивает себе заработную плату выше прожиточного минимума. Однако большая армия рабочих, занятых неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, фактически не получает М. з. п. Значительное число рабочих ввиду частичной безработицы получает заработную плату намного ниже расчётного минимума месячной заработной платы, который определяется умножением минимальной часовой ставки на «нормальное» число рабочих часов в месяц.
В США М. з. п. устанавливается федеральным законодательством и законами отд. штатов, федеральный закон «О справедливых условиях труда» (1938) определяет М. з. п. для работников, занятых на предприятиях и в учреждениях общефедерального значения («связанных с торговлей между штатами»). В 1973 под действие этого закона, устанавливающего минимум часовой заработной платы, не подпадали ок. 10 млн. работников, занятых в несельскохозяйств. отраслях частного сектора. Этот закон не распространяется на работников мелких предприятий (коммерческая деятельность к-рых не выходит за пределы штата), на значит. часть рабочих и служащих, занятых в сфере услуг, работников отелей, мотелей, ресторанов, кафе и т. д., на рабочих лесодобывающей пром-сти, на работников предприятий по обработке с.-х. сырья. Заработная плата этих категорий трудящихся, как правило, ниже установленного законом минимума. Минимальная заработная плата гарантируется только в том случае, если работник проработал полную рабочую неделю. Согласно данным амер. статистики, лишь 78 - 80% работающих заняты полностью в течение года.
Во Франции с 1950 введён для всех трудящихся общегос. часовой минимум заработной платы - СМИК (минимальная межпрофессиональная гарантированная заработная плата). Согласно Кодексу труда СМИК устанавливается декретом Сов. Мин. Франции, с учётом мнения Комиссии по коллективным договорам, общего экономич. положения в стране и эволюции нац. дохода. Размер СМИК теоретически должен соответствовать прожиточному минимуму, определяемому по бюджетному набору, составляемому Высшей комиссией по коллективным договорам. Этот бюджетный набор, по определению этой комиссии, «должен обеспечивать минимальные физические и социальные потребности человека, считающиеся элементарными и не подлежащие уменьшению».
В Великобритании общегос. М. з. п. отсутствует. Для отд. отраслей установлены миним. ставки заработной платы, носящие обязательный характер. В Австралии, напр., М. з. п. по отраслям устанавливается решениями арбитражных судов. Во многих развивающихся странах М. з. п. в законодат. порядке не устанавливается.
В условиях социализма миним. размеры оплаты труда устанавливаются гос-вом исходя из необходимости обеспечить всем трудящимся неквалифицированного (простого) труда, добросовестно работающим в обществ. производстве, в сочетании с выплатами и льготами из общественных фондов потребления и доходами от личного подсобного х-ва нормальные условия для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
При социализме критерием М. з. п. трудящихся и миним. доходов населения служит бюджет минимума материальной обеспеченности. Это объективная экономич. категория, определяющая минимум средств, необходимых для нормального воспроиз-ва рабочей силы и духовного развития личности при данном уровне развития производит. сил и жизни трудящихся. Сов. экономисты различают минимум материальной обеспеченности и прожиточный минимум. В то время как в прожиточном минимуме учитывают физиология, потребности людей, минимум материальной обеспеченности охватывает все разумные потребности человека, в т. ч. духовные и социальные. Минимум материальной обеспеченности меняется с ростом потребностей населения и изменением возможности их удовлетворения. С развитием производит. сил общества, с повышением общего уровня жизни народа количество средств, необходимых для нормального воспроиз-ва рабочей силы и духовного развития человека, должно всё время увеличиваться (см. Возвышения потребностей закон). Поэтому возрастает и минимум материальной обеспеченности. Как правило, минимум материальной обеспеченности, а следовательно, и М. з. п. в социалистич. странах периодически пересматривают.
Различают фактич. и нормативные бюджеты. Если первый отражает сложившийся уровень жизни, то второй определяет совокупность необходимых потребностей одного работника или семьи.
В СССР минимум материальной обеспеченности определяется при помощи нормативного потребительского бюджета, выражающего в натуральной и ден. форме миним. потребности человека. В качестве такового берутся потребности рабочего простого (неквалифицированного) труда. Нормативные потребительские бюджеты строятся для одиноких и семейных, для различных социальных групп, для работников различного вида труда, для различных р-нов страны (см. Бюджет потребительский).
При расчёте минимума материальной обеспеченности и соответственно установления М. з. п. учитываются поступления в бюджет семьи также и из др. источников. В социалистич. странах наряду с выплатой по труду значит. часть доходов население получает из обществ. фондов потребления - в виде денежных выплат, льготного или бесплатного предоставления услуг и материальных благ.
В СССР минимальные ставки и оклады в законодательном порядке периодически повышаются. Верх. Совет СССР законодательно определяет уровень и сроки введения повышенного М. з. п., обязательные для всех руководителей предприятий, учреждений, мин-в и ведомств.
Гос-во осуществляет повышение М. з. п. планомерно в соответствии с ростом потребностей трудящихся и экономич. развитием страны. После восстановления народного х-ва, разрушенного в период Великой Отечеств. войны 1941 - 45, и создания необходимых объективных экономич. условий в перспективных планах начиная с 1956 предусматривалось повышение М. з. п. Для этого выделяются соответствующие средства в гос. нар.-хоз. планах, расширяется произ-во товаров народного потребления, растёт объём работ в сфере услуг и т. д.
В соответствии с постановлением пр-ва СССР (сент. 1967) миним. размеры месячной заработной платы рабочим и служащим, занятым во всех отраслях нар. х-ва, с янв. 1968 единовременно повышены до 60 руб. Работники, к-рые ранее имели тарифные ставки и оклады на миним. уровне 40 - 45 руб., получили ежемесячно прибавку к доходам в сумме 20 - 15 руб., что в 1,3 - 1,5 раза больше, чем они получали раньше. В соответствии с Директивами 24-го съезда КПСС миним. зарплата повышается до 70 руб. в месяц с одновременным повышением тарифных ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников.
Миним. ставка заработной платы устанавливается единой для всех категорий работников, т. е. независимо от отрасли нар. х-ва и местонахождения предприятия, в к-ром работают рабочие и служащие, и распространяется как на отрасли материального произ-ва, так и на непроизводственную сферу. В с. х-ве М. з. п. охватывает всех работников гос. с.-х. предприятий (совхозов).
У большинства работников простого (неквалифицированного) труда фактически получаемая заработная плата выше установленного М. з. п. Это обусловлено рядом обстоятельств: в пром-сти и в др. отраслях нар. х-ва М. з. п. устанавливается для категорий работников, получающих ставку 1-го разряда на простых работах. В зависимости от тяжести и условий труда ставки 1-го разряда для работников повышаются. В то же время во мн. отраслях в зависимости от их роли в нар. х-ве эти ставки и на простых работах значительно выше миним. уровня. Миним. ставка применяется только в центр. и южных р-нах. В др. районах в результате применения районных коэффициентов к заработку она выше. Т. к. рабочие и служащие предприятий, учреждений и орг-ций, кроме тарифных ставок и окладов, получают премии, а сдельщики также приработки за перевыполнение норм, то у этих работников размеры заработной платы значительно выше. С 1966 в связи с экономич. реформой каждое предприятие за счёт отчислений от прибыли создаёт фонд материального поощрения, из к-рого выплачиваются премии по итогам работы за месяц, квартал, за год, а также единовременные пособия. Заработная плата миним. размера в СССР освобождена от налогов.
Миним. размер месячной заработной платы в законодательном порядке установлен и в др. социалистич. странах, кроме ЧССР. В Болгарии он составляет (в месяц) 80 левов (установлен в 1973), в Венгрии - 1000 форинтов (1971), в ГДР - 350 марок (1971), в Польше - 1200 злотых (1974), в Румынии - 1140 лей (1974). В нач. 70-х гг. в социалистич. странах резко сократилась численность низкои среднеоплачиваемых категорий работников и размер среднемесячной заработной платы превысил установленный минимум более чем вдвое.
В Югославии гос-во гарантирует только миним. размер личного дохода - 500 динар в месяц. Союзные республики и общины имеют право увеличивать его для предприятий, расположенных на их территории: напр., в республике Сербии в 1974 данный минимум составлял 1000, а в общине Белград - 1300 динар.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины:

  • Федеральный минимум заработной платы

    Федеральный минимум заработной платы - в США - минимальная заработная плата, установленная в соответствии с FLSA в размере 4.25 долларов в час.
  • Гарантированный минимум заработной платы

    принимаемый государством низший размер оплаты труда, который устанавливается, как правило, для неквалифицированных работников всех предприятий независимо от формы собственности.
  • Государственный минимум заработной платы

    в эпоху классического капитализма сделки по купле–продаже рабочей силы совершались на микроэкономическом уровне: при заключении индивидуальных или коллективных (при посредничестве профсоюзов)