МЕЖРАЙОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Найдено 1 определение
МЕЖРАЙОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
в народном хозяйстве СССР, процесс планомерного обмена средств произ-ва и предметов потребления, трудовых, научно-технич. и финансовых ресурсов между центрами и р-нами произ-ва и потребления на базе единой транспортной системы (см. схему). М. э. с. включают обращение важнейших элементов производит. сил и потребительских благ. Эффективное межрайонное разделение труда связано с последующей рациональной кооперацией в системе М. э. с. Обращение как важнейшая фаза воспроиз-ва объединяет пространственно разобщённые элементы производит. сил и реализуется в М. э. с. для удовлетворения обществ. потребностей. «...Только в потреблении, - писал К. Маркс, - продукт становится действительно продуктом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717).
Все сферы экономич. и обществ. жизни р-нов, органически соединившие производств. аппарат, науку и культуру, сферу социалистич. быта, всё более интернационализируются в процессе формирования единого нар.-хоз. комплекса страны.
В СССР производится св. 20 млн. видов продукции, перевозятся все промтовары и примерно половина с.-х. продуктов. Межрайонные связи быстро увеличиваются. Перемещение этих ресурсов означает планомерное территориальное перераспределение совокупного обществ. продукта и нац. дохода, создаваемых в республиках и р-нах, в натурально-веществ. и стоимостных формах.
Процесс обществ. воспроиз-ва в территориальном аспекте основывается на механизме территориального разделения и интеграции труда, который направлен на повышение нар.-хоз. эффективности за счёт использования благоприятных локальных факторов. Эти факторы создают возможность для оптимальной концентрации произ-ва, рационального размещения производит. сил, эффективного использования природных ресурсов и хоз. потенциала р-нов с целью ускоренного накопления в них нац. богатства, дальнейшего повышения вклада республик и р-нов в общесоюзную экономику, планомерной орг-ции М. э. с.
Создание эффективной системы М. э. с. имеет особое значение для СССР ввиду огромных размеров территории, несовпадения географии важнейших видов природных богатств с размещением населения, перерабатывающих и обрабатывающих мощностей. Осн. элементы обществ. воспроиз-ва - трудовые ресурсы, предметы и средства труда - пространственно разобщены, подчас чрезмерно отдалены друг от друга. Более 3/4 населения и осн. фондов нар. х-ва размещены в Европ. части СССР на расстоянии 2 - 5 тыс. км от богатейших месторождений природных ресурсов. В Европ. части СССР, занимающей 25% территории страны, вырабатывается (1972) св. 80% промышленной и ок. 80% с.-х. продукции.
Сибирь, Казахстан, Ср. Азия располагают 9/10 топливных ресурсов, крупнейшими месторождениями разнообразных полезных ископаемых, 4/5 лесных ресурсов. Эти запасы способны на мн. годы обеспечить нар. х-во дешёвым углём, нефтью, газом, электроэнергией, цветными металлами, сырьём для химия, пром-сти, пиломатериалами, целлюлозой. Доля р-нов восточнее Урала в пром. произ-ве страны неуклонно повышается. Так, в 1928 она составляла всего 3%, в 1975 - ок. 20%. Особенно быстро растёт доля воет, р-нов в добыче топлива, произ-ве гидроэнергии, химия, волокон и минеральных удобрений. К 1990 намечено создание новой мощной продовольств. базы в Нечернозёмной зоне РСФСР. Развитие этой зоны коренным образом изменит структуру и география, направления М. э. с. прежде всего по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания, а лёгкой и пищевой пром-сти - в сырье.
Программа КПСС предусматривает необходимость «...обеспечивать рациональное размещение производства и планомерную разработку природных богатств, совершенствовать социалистическое разделение труда между республиками, объединяя и согласовывая их трудовые усилия, правильно сочетая интересы всего государства с интересами каждой советской республики» (1974, с. 114).
Территориальное разделение и интеграция труда, размещение производит. сил, создание рациональной системы М. э. с. осуществляются в СССР по единому критерию нар.-хоз. экономич. эффективности, который заключается в минимизации совокупных издержек на произ-во и транспортировку продукции, отвечающей обществ. потребностям.
Межрегиональный обмен профессионально трудовыми ресурсами. Освоение новых р-нов, возникновение новых пром. центров, открытие и разработка высокоэффективных природных богатств, развитие совр. видов транспорта усиливают мобильность населения, расширяют взаимный обмен трудовыми ресурсами. В довоен. годы в среднеазиатские и закавказские республики приехало много высококвалифицированных специалистов и рабочих из старых пром. р-нов, чтобы помочь в создании индустриальных комплексов в прошлом отсталых р-нах. Вовлечение в хоз. оборот в довоен. время новых высокоэффективных природных богатств и ресурсов, создание предприятий-дублёров в воет, р-нах сопровождалось переездом мн. семей в новые места. Воет, р-ны планомерно обживаются, интенсивно освапваются богатейшие природные ресурсы этой зоны. После Великой Отечеств, войны 1941 - 45 в юго-зап. и зап. р-ны страны, подвергшиеся нем.-фаш. оккупации, переселились тысячи семей, чтобы участвовать в восстановлении х-ва в освобождённых р-нах, в подъёме их производит. сил.
Научно-технич. связи между республиками и р-нами СССР выражаются в увеличивающихся взаимных поставках науч., лабораторного и экспериментального оборудования, различных услугах. Учёные всех республик совместными усилиями решают фундаментальные и прикладные науч. проблемы, добиваются более быстрого и эффективного использования науч. открытий в произ-ве. Рост изобретательства и рационализации, передача производств. опыта вызывают интенсивный обмен между р-нами науч.-информац. материалами, патентами, лицензиями, командировками специалистов и учёных. Разветвлённые межрайонные связи осуществляются по подготовке кадров в университетах, вузах и техникумах. Это новые прогрессивные каналы в М. э. с., способствующие общехоз. росту, ускорению темпов технич. прогресса, тесной связи науки с произ-вом.

Финанс. рычаги в организации и планировании М. э. с. Социалистич. гос-во располагает надёжным механизмом для территориального перераспределения нац. дохода через системы гос. бюджета, бюджетов союзных республик, финансирования отраслей нар. х-ва. Реализованная по договорам продукция, являясь одним из важнейших показателей оценки работы предприятий, играет большую роль в развитии рациональных М. э. с., способствует их интенсификации, ускорению межрайонного оборота продукции и услуг.
М. э. с. в области торговли развираются ускоренными темпами. Это находит своё выражение в непрерывно расширяющейся оптовой торговле и увеличивающемся межрайонном обмене средствами произ-ва. Через различные формы планомерно организуемой оптовой торговли средствами произ-ва М. э. с. обеспечивают потребности всех звеньев обществ. произ-ва в необходимых орудиях и предметах труда. Осн. формы оптовой торговли - прямые длит. договорные хоз. связи между объединениями-производителями и потребителями, оптовая и мелкооптовая торговля через базы и магазины Госснаба - представляют собой прогрессивные формы организации социалистич. внутр. рынка средств произ-ва, в основе к-рого лежит нар.-хоз. план. В прямых длит. договорных хоз. связях проявляется планомерность социалистич. товарно-ден. отношений. Одновременно торг. связи способствуют удовлетворению потребностей населения в продуктах питания, товарах культурно-бытового назначения и хоз. обихода.
Экономич. р-н отличается своеобразием производит. сил и естеств. условий, особой нар.-хоз. специализацией, территориально-экономич. единством и комплексностью экономики. Объёмы, структура и география М. э. с. во многом определили выделение этих хоз. единиц, каждая из к-рых выполняет особую роль в общесоюзном воспроиз-ве (см. Экономическое районирование).
Эффективное нар.-хоз. развитие р-на предполагает отказ от универсального произ-ва всех товаров и услуг для собств. нужд. Организуя экономичное массовое произ-во отд. продуктов или их взаимозаменяемых групп для внерайонного потребления, р-н входит в систему межрайонного сотрудничества и связей с др. р-нами, к-рые восполняют его потребности в средствах произ-ва и предметах потребления, стоящих вне сферы осн. его специализации.
Гл. фактор повышения нар.-хоз. эффективности лежит в сфере произ-ва, рациональном размещении производит. сил, экономически обоснованной специализации р-нов и предприятий, создания оптимальных пропорций в произ-ве, распределении, обмене и потреблении. М. э. с. способствуют осуществлению режима экономии в процессе создания материальных благ и оказания услуг. Мн. виды произ-ва можно эффективно развивать, опираясь на территориальное расчленение производств.процессов, дальнейшее расширение М. э. с. Углубление специализации р-нов, объединений и предприятий связано с расширением радиусов М. э. с. При этом увеличение трансп. работы на единицу продукции окупается повышением общесоюзной эффективности экономики.
Межрайонные производственные связи образуют материальную основу всесторонних экономич. связей и сотрудничества между р-нами страны. Это связи производств. аппаратов р-нов по взаимному обеспечению разнообразными видами оборудования, сырья, топлива, вспомогат. материалов, полуфабрикатов, готовых пром. изделий и с.-х. продукции в процессе обществ. воспроиз-ва.
Рационализация структуры нар. х-ва, науч. и технич. прогресс, углубление обществ. разделения труда привели к интенсивной отраслевой дифференциации. В ходе развития отраслей осуществляются тесные межотраслевые связи. Производств. связи включают территориальные связи между пром-стью, с. х-вом и строительством, добывающими и обрабат. отраслями, связи по кооперированным поставкам. Территориальное разделение обществ. труда реализуется в такой порайонной загрузке производств. мощностей, которая в максимальной степени использует локальные преимущества. Этим определяется нар.-хоз. функция р-на, его производств. специализация на выпуске продукции, отвечающей обществ. нуждам. Нар.хоз. специализация р-на на произ-ве эффективной продукции - основа всего его воспроизводств. процесса. При комплексном построении х-ва р-на вспомогат., подсобные и обслуживающие произ-ва, инфраструктура - органически сопряжённые компоненты, обеспечивающие создание продуктов специализации, по к-рым преим. осуществляются М. э. с.
Специализация базируется на использовании наиболее благоприятных для данного произ-ва природных и экономич. условий р-нов, на особенностях их географического положения, эффективности территориального разделения и интеграции труда и определяет экономич. профиль республики и р-на в целом. Производств. специализация (предметная, подетальная, технологическая) определяет профиль конкретных предприятий, объединений и отраслей (см. Специализация производства). Между нар.-хоз. специализацией р-нов и производств. специализацией предприятий существует тесная экономич. взаимосвязь. Их комплексное развитие является важнейшим фактором повышения эффективности произ-ва. В произ-ве продуктов специализации показатели производительности труда и рентабельности выше, а удельные расходы сырья, материалов, топлива и электроэнергии ниже, чем в р-нах, ввозящих данную продукцию. Нар.-хоз. специализация оказывает определяющее влияние на структуру всего х-ва р-на, тесно связана с уровнем комплексного развития районной экономики (см. Комплексное развитие экономического района).
Внутрирайонные экономич. связи обеспечивают развитие х-ва р-на как единого территориально-экономич. комплекса. Усиление комплексности экономики выражается в увеличении внутрирайонного потребления малотранспортабельной продукции (необработанный лес, строит. материалы), изготовлении из местных ресурсов товаров повседневного спроса, наращивании мощностей специализир. произ-в по выпуску продукции межотраслевого применения. Комплексное развитие р-на предопределяет эффективную внутрирайонную организацию х-ва путём планомерного формирования различных типов производств. комплексов - пром. узлов, агрозоопром. комбинатов и др.
Наибольшей внутрирайонной связанностью выделяются территориально-экономич. комплексы СевероЗападного, Центрального, Уральского, Зап.-Сиб., Вост.-Сиб., Дальневост., Донецко-Приднепровского, Закавказского и Среднеазиатского р-нов СССР. Как правило, чем выше уровень комплексности х-ва, тем больше доля внутрирайонных связей во всём объёме грузооборота. Планомерное приближение пром-сти к источникам сырья, топлива и р-нам потребления повышает сбалансированность х-ва, эффективность развития внутрирайонных экономич. связей.
Балансовый метод является важнейшим инструментом планирования М. э. с. в СССР (см. Балансовый метод в планировании). Районные балансы дают возможность вскрывать несоответствия в структуре х-ва районов, определять правильные соотношения между объёмами капитальных работ и произ-вом стройматериалов, между ресурсами с.-х. сырья и мощностями по его переработке и т. д. По союзным республикам и экономич. р-нам разрабатываются межотраслевые балансы, балансы произ-ва и потребления важнейших видов пром. и с.-х. продукции, прежде всего по продуктам нар.-хоз. специализации (с показателями вывоза и ввоза), топливно-энергетич. баланс, баланс осн. фондов, балансы трудовых ресурсов и др. В системе материальных балансов особое место принадлежит балансам продукции, имеющей широкое применение в различных сферах х-ва р-на (топливо, металл, минеральные удобрения, деловая древесина, цемент и др.), а также балансам товаров нар. потребления. экономич. смысл материальных балансовых расчётов заключается в том, чтобы сбалансировать потребности республики или р-на в важнейших видах продукции с источниками их покрытия, обеспечивая экономически эффективный межрайонный обмен. Материальные балансовые расчёты по важнейшим видам продукции нар.-хоз. специализации, систематизированные в виде шахматных таблиц в межрайонные балансы, определяют структуру, объёмы и география, направления М. э. с. Балансы межрайонного обмена разрабатываются в ден. и натуральном измерении, что позволяет увязать эти две формы товаров, установить эффективность межрайонных потоков продукции и услуг, определить типы связей, выявить тенденции и закономерности их развития.
Развитие М. э. с. многообразно. Темпы роста показателей прибытия и отправления грузов свидетельствуют о нарастающей интенсивности М. э. с. по всей стране. В межрайонных потоках товарно-материальных ценностей осн. продукцию образуют топливные грузы (кам. уголь, кокс, нефтяные грузы), минеральные строит. материалы, руда, лесные грузы, металл, хлеб; наметилась тенденция к снижению в перевозках доли этой трудно-транспортабельной продукции. Одновременно в межтерриториальном обороте повышается удельный вес готовых машин, узлов и деталей, цветных металлов, продукции химия, пром-сти и лесопереработки. Всё более видное место в производств. связях занимают передачи на дальние расстояния по трубопроводам нефти и природного газа, дешёвой электроэнергии из Поволжья, Севера Европ. части страны, Сибири и др. р-нов в р-ны с дефицитным топливно-энергетич. балансом (Центральный, Уральский, Центрально-чернозёмный, Волго-Вятский и др.).
Совершенствование структуры М. э. с. происходит благодаря опережающему развитию и рациональному размещению ключевых отраслей, определяющих технич. прогресс, - электроэнергетики, металлургии, машиностроения, химия, пром-сти. Совр. М. э. с. характеризуются огромной разветвлённостью, отражая тесную экономич. взаимосвязанность всех республик и р-нов страны. Технич. прогресс и совр. технология произ-ва связаны с укрупнением предприятий, созданием объединений, что содействует дальнейшей концентрации и специализации произ-ва и расширению радиусов М. э. с. В межрайонный оборот вовлекается более широкий круг экономич. р-нов и видов продукции, расширяются её состав и ассортимент, возникают новые каналы М. э. с. Критерий обеспечения обществ. потребностей в продукции высокого качества, полученной с минимальными нар.-хоз. издержками, лежит в основе рациональной системы М. э. с.
М.э.с. между зап. и воет, зонами СССР - динамичны. Развитие в воет, р-нах цветной металлургии, лесохимии и комплекса топливно-энергетич. произ-в способствовало рационализации М. э. с. этих зон. Но из воет, зоны страны в зап. р-ны вывозится примерно вдвое больше грузов (по весу, включая трубопроводный транспорт), чем ввозится. Это вызывает порожние потоки ж.-д. вагонов на Восток. Благодаря более рациональному размещению произ-ва и развитию на Востоке базовых отраслей М. э. с. между Западом и Востоком становятся более сбалансированными. Из Сибири вместо леса-кругляка возрастает поток пром. продукции (целлюлоза, картон, бумага, древесностружечные и древесноволокнистые плиты и др.). Сибирь производит алюминий как в слитках, так и в виде проката, а также медь, ферросплавы, химия, волокна, синтетический каучук и др. энергоёмкую продукцию. В зауральских р-нах создаются крупные базы строит. материалов, глинозёма из местных нефелинов, развивается произ-во минеральных удобрений, нефтепродуктов, изделий пищ. пром-сти. Строительство Байкало-Амурской магистрали и освоение прилегающих территорий с богатыми месторождениями меди, угля, леса ускорят развитие производит. сил этой зоны. Всё это позволит экономически сбалансировать межзональный обмен.
Материально-технич. средством осуществления М. э. с. является транспорт. В 1972 трансп. расходы нар. х-ва с учётом погрузочно-разгрузочных работ превышали 30 млрд. руб. В нач. 70-х гг. во всей трансп. системе перевозки грузов осуществлялись примерно по 150 схемам нормальных грузопотоков, это позволило осуществить контейнеризацию перевозок, исключить многие нерациональные потоки.
Формирование экономически и технологически единой трансп. системы СССР позволяет полностью использовать технич. преимущества и особенности каждого из видов транспорта, связывать воедино транспортировку, погрузку, разгрузку и складирование грузов. Синхронность и сопряжённость в работе различных видов транспорта позволяют повышать его пропускную способность, оптимально распределять и координировать перевозки между отд. видами транспорта, концентрировать грузопотоки, использовать порожние направления, снижать себестоимость перевозок, сокращать сроки доставки людей и грузов, ликвидировать встречные и повторные перевозки, создавать эффективную систему М. э. с.
Объективные предпосылки развития территориального разделения и интеграции труда изменяются под влиянием технич. прогресса, открытия новых природных богатств, вовлечения в хоз. оборот ранее неизвестных ресурсов, совершенствования всех видов транспорта. Развитие рационального межрайонного оборота предполагает науч. обоснование нар.-хоз. специализации р-нов, систематич. пересмотр устаревших связей и создание новых, более эффективных. С помощью математич. методов и совр. вычислит. техники разрабатываются и используются для целей планирования модели оптимизации М. э. с.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.