Международный валютный фонд
Организация, основанная в 1944 г. для контроля валютных договоренностей стран - членов фонда, а также для предоставления в кредит валютных резервов членам фонда, испытывающим краткосрочные трудности с платежным балансом.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012
Источник: Большой финансовый словарь
Источник: Школьный экономический словарь. 1999 г.
Источник: Банковский словарь
Источник: Экономический глоссарий всемирного банка (www.worldbank.org)
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Источник: Деньги. Кредит. Банки. Курс лекций
Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) являются инструментом МВФ, позволяющим создавать валютные резервы на основе международного соглашения с целью предотвращения опасности постоянной нехватки валютных резервов. Источники финансирования: взносы государств-членов (квоты), дополняемые займами МВФ у своих членов.
Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия
Международный валютный фонд - международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944г. для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем:
- регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением;
- контроля многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;
- предоставления кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой. Руководящие органы МВФ - Совет управляющих и директорат. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН.
Источник: Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary
Источник: Актуальный словарь современной экономики
Источник: Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник
Источник: Экономика. Оксфордский толковый словарь
англ. International Monetary Fund, IMF международная
экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами-членами и предоставляющая им кредиты; специализированное учреждение ООН. Создан в 1947 г. Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется с учетом ее экономического потенциала и места в мировой торговле. Помимо взносов стран-членов в национальных валютах собственные средства МВФ включают СДР и золотые резервы. Для временных целей МВФ может использовать заемные средства в валютах стран-членов с согласия последних. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (США). МВФ создан с целью содействия международному сотрудничеству в валютной сфере, урегулирования валютно-расчетных отношений между странами, поддержания равновесия платежных балансов стран, входящих в МВФ, обеспечения роста занятости населения, поддержания устойчивости паритетов валют стран-членов МВФ. На сессии МВФ, состоявшейся 27 апреля 1992 г., было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ. Размеры квот определены следующим образом: России выделена доля, соответствующая 3% капитала МВФ; Украине - 0,69; Беларуси - 0,2; Казахстану - 0,17; Узбекистану - 0,14; Грузии - 0,08; Литве - 0,07; Молдове и Латвии - по 0,06; Армении - 0,05; Кыргызстану и Таджикистану - по 0,04; Туркменистану и Эстонии - по 0,03%.
Источник: Бизнес-словарь
Уставный капитал составляет 199 млрд долл. (1998 г.). Формируется за счет взносов стран - членов: 25% выделенной квоты страны оплачивают в свободно конвертируемой валюте, а 75% - в национальных валютах. Наибольшими квотами располагают США- около 20%, Великобритания - 6,5, Германия - 5,7, Франция - 4,7, Япония - 4,2, Россия - 3%. Одним из условий выдачи кредита является предоставление МВФ программы социально - экономического развития страны - заемщика и следование его рекомендациям.
Руководящими органами являются Совет управляющих и директорат. Каждая страна назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или председателя центрального банка. Директорат состоит из 22 членов от групп стран. Его решения принимаются, как правило, консенсусом. Постоянно взаимодействует с Международным банком реконструкции и развития, Парижским и Лондонским клубами. Соглашения с МВФ имеют особое значение. Они служат ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов, играют роль своеобразного «пропуска» для налаживания отношений с другими международными финансово - кредитными организациями.
Источник: Экономический словарь
Международный валютный фонд (МВФ) – организация, созданная ООН для решения следующих задач: развитие сотрудничества государств-участников в вопросах денежной политики, стабилизация валютных курсов, расширение международной торговли, кредитование. Кроме того, МВФ традиционно занимается консультированием стран-должников, разрабатывает стандарты и собирает мировую экономическую статистику.
Как правило, при предоставлении кредитов фонд дает государствам рекомендации. При этом сам факт предоставления кредита МВФ – сигнал другим инвесторам о том, что в экономику страны можно вкладывать деньги.
Высший орган Международного валютного фонда – совет управляющих, в котором есть представители от каждой страны-участницы. Оперативные вопросы решает исполнительный совет фонда. Кроме того, на пять лет избирается директор-распорядитель. Сейчас членами МВФ являются 187 государств, в том числе и Россия.
Политика МВФ по кредитованию развивающихся стран не всегда бесспорна. Однако следует отметить, что, так или иначе, другой международной организации, занимающейся подобными вопросами, попросту нет.
Международный валютный фонд был создан в 1947 году, а так называемая Хартия МВФ была подписана за три года до этого. МВФ - составная часть так называемой Бреттон-Вудской валютной системы, но сохранил свое значение и при Ямайской валютной системе, которая сделала основные мировые валюты свободно конвертируемыми по рыночному курсу.
alt="" />
Эмблема Международного валютного фонда
Главный офис Международного валютного фонда в Вашингтоне
Источник: Банковская энциклопедия, 2013 г. Проект: www.banki.ru
1) содействовать развитию международного сотрудничества в области решения международных финансовых проблем;
2) способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и связанному с ним развитию производительных сил, поддержанию стабильно высокого уровня занятости и реальных доходов в странах-членах;
3) обеспечивать стабильность валют и соблюдение установленных отношений в валютной сфере для стран-членов, а также препятствовать искусственному обесценению валют с целью получения конкурентных преимуществ;
4) содействовать установлению многосторонней системы платежей и отказу от валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
5) обеспечить возможность получения странами-членами ресурсов фонда в целях устранения временных нарушений равновесия платежного баланса;
6) уменьшить продолжительность и масштаб нарушений равновесия платежных балансов стран-членов.
В рамках достижения целей и задач, зафиксированных в его уставе, МВФ осуществляет следующие функции:
1) регулятивная: заключается в контроле над мерами, ограничивающими потоки по текущим международным операциям или препятствующими им;
2) консультативная: заключается в регулярном мониторинге экономического, финансового состояния и политики стран-членов; анализе состояния мировой экономики и мирового финансового рынка; составлении прогнозов развития мировой экономики;
3) финансовая: ранжируется от предоставления оперативного финансирования для покрытия дефицита платежного баланса и администрирования системы СДР (см. Специальные права заимствования) до концессионного кредитования и финансовой помощи беднейшим странам-членам.
Источник: Что есть что в мировой экономике?
Капитал фонда образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле. Первоначально взносы в капитал производились частично в золоте (25% квоты), частично в национальной валюте. С 1 апреля 1978 г. 25% квоты выплачиваются в СДР (специальных правах заимствования) или в определенных фондом валютах стран-членов.
Источник: Капитал. Энциклопедический словарь
(а) валютные курсы. Вплоть до 1971 г. страны устанавливали фиксированные валютные курсы своих валют, которые обеспечивали их стандартные значения для заключаемых торговых сделок. Любая страна — член МВФ могла, предварительно получив одобрение Фонда, изменять свой валютный курс, поднимая его (ревальвация 2) или понижая его (девальвация 2) до нового фиксированного уровня для устранения ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО неравновесия своего платёжного баланса, т. е. его либо хронического избытка, либо хронического дефицита. Эта процедура гарантировала, что пересмотр валютных курсов был разрешён многосторонним соглашением, а не является односторонним актом. В начале 1970-х гг. вследствие продолжающегося падения курса доллара (основной валюты в операциях Фонда) и общего мирового кризиса были введены свободно колеблющиеся курсы для большого количества валют. Это было сделано с целью обеспечения большей гибкости валютных курсов (см. СИСТЕМА ПЛАВАЮЩИХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ). БОЛЬШИНСТВО основных валют продолжают «плавать», хотя вновь, правда на ограниченной основе, были заключены соглашения о фиксированных валютных курсах (см. европейская валютная система). В результате фонд потерял формальный контроль над изменениями валютных курсов, но страны-члены всё ещё обязаны придерживаться определённых правил «хорошего тона», установленных Фондом, хотя они их не соблюдают, осуществляя ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПОЛИТИКУ РАЗОРЕНИЯ СОСЕДА.
(б) МЕЖДУНАРОДНАЯ ликвидность. Ресурсы Фонда состоят из общего фонда валют и международных валютных резервов (исключая золото), внесённых членами согласно их квотам. Каждая страна платит 75% квоты в собственной валюте и 25% в форме международных резервов. Страны наделяются Фондом заёмными правами или правами заимствования, которые они могут использовать вместе с их собственными международными валютными резервами для финансирования дефицита платёжного баланса.
Члены Фонда, испытывающие трудности с платёжным балансом, могут «заимствовать» (т. е. покупать иностранную валюту у Фонда на свою собственную валюту) вплоть до 125% своей квоты. Первые 25% («резервный транш») могут быть взяты сразу же по первому требованию, оставшиеся 100% раз. деляются на четыре «кредитных транша» по 25% каждый а выплачиваются «условно» при согласии членов по программе Фонда в виде мер (например, дефляция, девальвация 2) для устранения дефицита платёжного баланса. Члены обязаны вы. платить свой долг в течение 3 или 5 лет.
В 1970 г. Фонд создал новый международный резервный актив — специальные права заимствования для увеличения международной ликвидности, а также с целью обеспечения дополнительных льгот при получении займа бедными странами-членами.
См. также внутренняя кредитная экспансия.
Источник: Словарь по экономике (пер. с англ. П.А. Ватника). Colins. 1988
Основной капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учетом экономического значения страны в мировой торговле. Высший орган – Совет управляющих. Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны. Это обеспечивает решающее большинство голосов развитым капиталистическим странам. Исполнительный орган банка – исполнительный директорат, во главе которого стоит председатель, являющийся одновременно директором-распорядителем МВФ.
Задачей фонда с момента его образования является установление твердых паритетов валют. Страны - члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10 %, а также не отклоняться от паритета при проведении операций более чем на ±1 % (с декабря 1971 г. ±2,25 %).
В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчета в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов.
Центральной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остается проблема обеспечения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платежного баланса в валюты, используемые в качестве средств международных расчетов.
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования».
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения.
Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов. Правление МВФ – в Вашингтоне. Имеет отделение в Париже.
Руководящий орган – Совет управляющих, в котором представлены все странычлены, – собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.
Советский Союз в деятельности фонда не участвовал.
Бреттон-Вудская международная валютная система, созданная Фондом, базировалась на политике фиксированных курсов валют, устранении валютных ограничений, конвертируемости валют и развитии многосторонней системы международных платежей. Курсы валют основывались на паритетной системе, требующей от стран-участниц ограничения колебаний курсов их валют относительно паритета, выраженного в долларах, которые, в свою очередь, непосредственно конвертировались в золото по фиксированному курсу. В связи с несоответствующим потребностям ростом добычи золота в начале 1960-х гг. возникла необходимость увеличить международную ликвидность. Поэтому на совещании МВФ в Рио-де-Жанейро в 1967 впервые была предложена схема использования специальных прав заимствования (СДР).
СДР представляют собой расчетное средство без какого-либо обеспечения, которое при соблюдении разнообразных условий страны-должники могут использовать для погашения своего долга. Должники при этом уменьшают свои СДР, тогда как балансы кредиторов возрастают. Первоначально стоимость СДР была эквивалентна одному доллару и изменялась параллельно с изменением золотого содержания доллара. В 1971 США приостановили конвертируемость доллара в золото, вслед за этим страны – участницы МВФ пересмотрели курсы своих валют и установили более широкие границы их колебания. После следующей девальвации доллара в 1973 члены МВФ отказались от системы регулируемых паритетов и ввели систему плавающих курсов своих валют относительно доллара. Вслед за принятием в 1973 системы плавающих валютных курсов СДР стали основываться на средневзвешенной корзине из 16 валют, в которой веса отражали важность валют стран-участниц в соответствии с относительной долей их экономики в мировом экспорте. В дальнейшем корзина стала включать только доллар США, марку ФРГ, французский франк, японскую иену и фунт стерлингов Великобритании. Введение СДР не оказалось успешным мероприятием, так как они занимали очень скромное место в общей системе международных расчетов.
В 1972 после первого кризиса Бреттон-Вудской системы МВФ образовал Комитет по реформе международной валютной системы, которая была утверждена в 1976 в рамках Ямайского соглашения. МВФ финансирует свою деятельность за счет займов и взносов стран-участниц. Величина взносов, выплачиваемых в СДР, валюте других стран-участниц или в своей собственной валюте, определяется квотой, устанавливаемой для страны исходя из ее национального дохода, валютных резервов, отношения экспорта к национальному доходу и других индикаторов.
Кредиты МВФ предоставляются на определенных условиях, касающихся политики стран в отношении платежного баланса, экономического роста и создания рабочих мест, финансовой стабильности, структуры реформ, платежей и ограничений торговли. Эти правила известны как политика траншей.
Помимо предоставления кредитов важной задачей МВФ является надзор за политикой стран-участниц в области валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне.
На 1 янв. 1975 св. 23% общей суммы голосов обладали США, а 10 наиболее развитых капиталистич. стран (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Япония, Италия, Нидерланды, Бельгия и Швеция) располагали св. 60% голосов.
Задачей фонда являлось установление твёрдых паритетов валют. Страны - члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США исходя из расчёта 35 долл. за тройскую унцию (31,1035 г) чистого золота, и не имели права изменять их без согласия фонда больше чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета более чем на f 1% (с дек. 1971 ± 2,25% ). Т.о., в основу валютной системы был положен нереальный, завышенный паритет доллара США, который был установлен ещё 31 янв. 1934. Между тем после войны цены в США выросли почти в 3 раза. Для покрытия временных дефицитов платёжных балансов стран-членов МВФ предоставлял им краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3 - 5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2 - 3,5% годовых. Кредиты предоставлялись в форме купли-продажи нац. валюты данной страны на эквивалент нац. валюты др. стран-членов. До крушения доллара их получали в осн. ведущие империалистич. гос-ва. Так, из общей суммы валютных ресурсов, выданных МВФ странам-членам за 1947 - 71, доля кредитов, предоставленных США и Великобритании, составила более 50%. В первые годы существования МВФ спрос стран-членов на кредиты удовлетворялся в пределах золотой квоты (т. е. 25% квоты). В кон. 50-х гг. он резко возрос в связи с пассивностью платёжных балансов ведущих империалистич. гос-в и развитием валютного кризиса. Увеличился объём кредитов и изменилась валюта, в к-рой они выдавались. До 1960 подавляющая часть средств выплачивалась в долларах США. С ослаблением междунар. позиций амер. валюты роль доллара в операциях МВФ резко снизилась. За 1947 - 60 доля доллара США в общей сумме предоставленных МВФ кредитов составляла ок. 90%, а за 1961 - 71 - лишь ок. 25%.
Кризис доллара США, вызванный хронич. дефицитом платёжного баланса в связи с огромными воен. расходами, ухудшением внешнеторг. баланса и нарастанием инфляции, привёл к его девальвациям в дек. 1971 (на 7,89%) и февр. 1973 (на 10%) и к глубокому расстройству всей системы междунар. расчётов.
Чтобы улучшить позиции амер. доллара и расширить ликвидные резервы США (а тем самым оградить их золотые запасы от истребования странами-кредиторами и предотвратить официальную отмену конвертабельности доллара в золото), с 1955 МВФ периодически увеличивал квоты стран-членов, расширяя свои кредитные возможности. В 1960 в Париже пр-ва 10 развитых капиталистич. стран (т. н. «Клуб десяти») обязались при необходимости предоставлять через МВФ кредиты в своих валютах на общую сумму до 6 млрд. долл. (соглашение вступило в силу в 1962). Важным шагом в расширении междунар. ликвидности явилось создание Специальных прав заимствования (СПЗ) [Special Drawing Rights (СДР)], т. н. бумажного золота. В марте 1968, в связи с обострением «золотой лихорадки» (спекулятивной скупки золота) в условиях углубления валютного кризиса было принято решение об их выпуске. С янв. 1970 эти кредитные суррогаты были включены в валютные резервы МВФ. За 1970 – 1972 их было выпущено на 9,3 млрд. долл. Новые кредитные суррогаты неразменны на золото. Стоимость их выражается в долларах и с учётом девальваций доллара возрастает. Между членами МВФ СДР распределялись пропорционально их квотам в капитале фонда. В годовых отчётах МВФ уже с 1972 финанс. года в качестве счётной единицы был принят не доллар США, а СДР. В СДР был также выражен курс доллара после его девальвации в февр. 1973.
Т. о., за 25 лет своего существования МВФ обнаружил полную неспособность решить поставленные перед ним задачи. Не преодолена хронич. неуравновешенность платёжных балансов стран - членов МВФ; потерпел крушение доллар США, положенный в основу бреттонвудской валютной системы; не выдержал испытания принцип «фиксированных паритетов»; на смену ему в 1973 пришли «плавающие» курсы. Попытки МВФ поддержать доллар США в качестве резервной валюты породил бегство от доллара, «импортируемую инфляцию», рынок евродолларов. В этих условиях МВФ утратил регулирующие функции в валютной сфере. Энергетич. кризис в нач. 70-х гг. и хронич. дефицитность платёжных балансов капиталистич. стран - потребителей нефти вызвали активизацию деятельности МВФ по линии выравнивания платёжных балансов этих стран и содействия «рециркуляции» т. п. нефтяных денег.
В качестве важной задачи МВФ выдвинул также разработку реформы по перестройке и оздоровлению валютной системы капитализма. Глубокие межимпериалистич. противоречия - непреодолимое препятствие её радикального решения.
Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.
(INTERNATIONAL MONETARY FUND - IMF). Основанный одновременно с МЕЖДУНАРОДНЫМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР), МВФ по своему уставу тесно связан с МБРР, поскольку членство в Фонде является непременным условием вступления в Банк. Устав Фонда был сформулирован на конференции Организации Объединенных Наций по валютным и фин. вопросам, проходившей в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир) с 1 по 22 июня 1944 г. Он вступил в силу 27 декабря 1945 г. Организационное заседание Совета управляющих МВФ состоялось 8 марта 1946 г., а первая сессия Совета управляющих - 6 мая того же года. 18 декабря 1946 г. МВФ объявил об установлении золотого и долларового паритета валют 32 стран-членов. 1 марта 1947 г. Фонд объявил о готовности приступить к операциям с валютойЧленами МВФ являются следующие индустриально развитые страны:Австралия СШААвстрия Федеративная республика ГерманияБельгия ФинляндияВеликобритания ФранцияДания ИталияИрландия КанадаИсландия ЛюксембургИспания ШвейцарияНидерланды ШвецияНовая Зеландия ЯпонияНорвегияСемь стран этой группы, обладающие наибольшим ВНП, - Канада, США, Япония, Франция, ФРГ, Италия и Великобритания - обычно объединяются в категорию ведущих индустриальных гос-в.К развивающимся гос-вам относятся остальные члены МВФ, а также некоторые зависимые территории, пользующиеся существенной автономией, по к-рым имеются адекватные статистические данные.Цели МВФ. Официально провозглашенными целями МВФ являются:1. Способствовать международному сотрудничеству в валютной сфере и обеспечивать консультации и взаимодействия по международным валютным проблемам.2. Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и т. о. вносить вклад в создание и поддержание высокого уровня занятости и доходов, в развитие производительных сил всех членов Фонда, что рассматривается как его приоритетная экон. задача.3. Обеспечивать поддержание стабильности валют, упорядоченных валютных отношений между странами - членами Фонда, предотвращая взаимное конкурентное обесценение нац. валют.4. Помогать в формировании многосторонней системы платежей для осуществления текущих операций между странами - членами Фонда и в устранении валютных ограничений, к-рые препятствуют развитию международной торговли.5. Укреплять доверие к фин. положению стран - членов Фонда, предоставляя в их временное распоряжение при определенных гарантиях ресурсы Фонда и т. о. позволяя выправить несбалансированность их платежных балансов, не прибегая к мерам, наносящим ущерб благосостоянию данной страны или мирового сообщества.6. В свете вышесказанного содействовать сокращению продолжительности и масштабов неравновесия платежных балансов стран - членов Фонда. МВФ представляет собой организацию, стремящуюся способствоватя способствовать развитию международного валютного сотрудничества и расширению мировой торговли, т. о. внося свой вклад в повышение занятости и в улучшение экон. положения всех стран-членов.Для достижения этих целей Фондом создан кодекс поведения стран-членов, им предоставляются кредиты в случае дефицита платежного баланса и оказывается техническая помощь в совершенствовании управления экономикой. В 1992 г. членам Фонда были 173 страны, на к-рые приходилось ок. 80% мирового производства и 90% мировой торговли.Страны, входящие в МВФ, принимают на себя обязанность сотрудничать с Фондом и между собой в формировании упорядоченных валютных отношений, поддержании стабильных валютных курсов, а также свободной от ограничений многосторонней системы платежей, т. о. способствуя равновесию взаимных платежей. Страны - члены Фонда свободны в выборе формы этих отношений, исходя из своих обязательств перед МВФ и нац. политики регулирования обменного курса нац. валюты.МВФ располагает разнообразными фин. ресурсами, предоставляемыми на определенных условиях во временное пользование его членам для реализации программы, направленной на ликвидацию дефицита платежного баланса, не прибегая к ограничениям, могущим оказать отрицательное влияние на эти страны и мировое сообщество. Заимствованные у Фонда средства подлежат возвращению, поэтому ресурсы МВФ находятся в постоянном обороте и могут быть использованы теми странами, к-рые в этом нуждаются в связи с фин. затруднениями. Прибегая к заимствованиям у Фонда, страны вносят определенные коррективы в свою политику, что повышает их способность погашать кредиты, следовательно, и возможность получать средства из др. офиц. источников, а также на частном рынке капиталов.Как регулирующие, так и кредитные аспекты политики МВФ направлены на то, чтобы способствовать ликвидации дефицита платежного баланса стран - членов Фонда. Эта политика развивается с учетом изменений в экон. положении в мире и потребностей стран - членов МВФ. Она в равной мере относится ко всем странам - членам МВФ, индустриальным и развивающимся, независимо от состояния их платежного баланса и социальных систем.Чтобы МВФ мог претворять свои политические цели в жизнь, страны-члены постоянно предоставляют в его распоряжение разнообразную фин. и экон. информацию. Со своей стороны, Фонд регулярно консультируется со всеми странами по вопросам их экон. положения. Т. о., МВФ имеет возможность помогать своим членам предпринимать корректирующие меры в тех случаях, когда у них ухудшается платежный баланс, а предпочтительнее - превентивные.Неся свою долю ответственности за состояние международных расчетов, Фонд обращает особое внимание на международную валютную ликвидность, т. е. на объем и структуру резервных активов, к-рыми располагают его члены для выполнения своих обязательств по торговле и расчетам. В 1969 г. МВФ взял на себя ответственность за выпуск и размещение специальных прав заимствования (SDR - СДР), единственного резервного актива, применяемого во всемирном масштабе, к-рый создан на основе международного соглашения.Фонд оказывает своим членам содействие в координации нац. экон. политики в международном масштабе. Фактически он представляет собой международный валютный форум. В фокусе его внимания находятся не только проблемы отдельных стран, но вся мировая валютная система, а также разработка политических и стратегических мер, позволяющих его членам совместно работать над обеспечением стабильности мировой валютной системы и устойчивого экон. роста.Различия в роли МВФ и Всемирного банка (МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ) заключаются в следующем:Международный валютный фонд• наблюдает за состоянием мировой валютной системы и содействует международному сотрудничеству в валютной сфере;• содействует сохранению стабильности валют и поддержанию упорядоченных валютных отношений между входящими в него странами;• помогает своим членам в преодолении временных трудностей в связи с платежным балансом, предоставляя им кратко- и среднесрочные кредиты, позволяя им т. о. избавиться от дефицита;• дополняет резервы стран-членов, предоставляя им специальные права заимствования в случае долгосрочной потребности в них;• привлекает ресурсы по преимуществу в форме взносов стран-членов.Всемирный банк• стремится содействовать экон. развитию и осуществлению структурных реформ в развивающихся гос-вах;• оказывает помощь развивающимся странам, осуществляя долгосрочное кредитование проектов и программ развития;• через Международную ассоциацию развития оказывает специальную фин. помощь беднейшим развивающимся гос-вам;• через свой филиал - Международную фин. корпорацию - стимулирует рост частного предпринимательства в развивающихся странах;• привлекает основную часть своих фин. ресурсов путем заимствования на международных облигационных рынках.Структура. Деятельность МВФ осуществляется на основе международного соглашения, первоначально подписанного 44 странами в 1944 г.Членство в Фонде является обязательным условием вступления во Всемирный банк (МБРР); между этими двумя организациями существует тесное сотрудничество, как и между Фондом и ГЕНЕРАЛЬНЫМ СОГЛАШЕНИЕМ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ и БАНКОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ. МВФ является специализированным институтом ООН, сотрудничая с ней по проблемам, представляющим взаимный интерес.МВФ осуществляет свою деятельность через Совет управляющих, Исполнительный совет, директора-распорядителя и аппарат Фонда. Каждая страна представлена в Совете управляющих одним управляющим и одним кандидатом. Совет является высшим органом Фонда. Он собирается на сессии один раз в год, в промежутках между сессиями голосование может производиться по почте или телеграфу. Число голосов, к-рыми располагает страна, зависит от размеров ее взноса в капитал Фонда; этот взнос определяется удельным весом страны в мировой экономике. Наибольшее число голосов - примерно 20% их общего количества (принадлежит США), а наименьшая доля - значительно меньше одного процента. Повседневное руководство Фондом осуществляет Исполнительный совет, состоящий из 22 исполнительных директоров во главе с директором-распорядителем. Исполнительный совет имеет штаб-квартиру в Вашингтоне. Среди обязанностей Совета оказание фин. помощи странам - членам банка по их просьбе, проведение консультаций с ними, принятие решений по общеполитическим вопросам и представление рекомендаций Совету управляющих по вопросам, требующим согласия членов этого органа, в частности по приему новых членов и расширению ресурсов Фонда.Пять стран - членов банка, располагающих наибольшим числом голосов, - США, Великобритания, Германия, Франция и Япония - назначают по одному исполнительному директору. Кроме того, два самых крупных кредитора среди членов банка, если они не входят в перечисленную пятерку, также имеют право назначить исполнительного директора. В частности, в 1987 г. Саудовская Аравия воспользовалась этим правом. 16 исполнительных директоров назначаются группами др. стран-членов на двухлетний срок. Выборы проводятся через год во время годичных сессий.С начала 70-х гг. мировая валютная система претерпела важные изменения. В это время Совет управляющих стал обращаться к советам специальных комитетов, формируемых из числа его членов. Первым был создан Комитет по реформе мировой валютной системы и сопряженным с этим вопросам (`Комитет двадцати`). Обсуждение в течение двух лет не привело к выработке глобального плана валютной системы, но в 1974 г. Комитет рекомендовал предпринять ряд неотложных мер в качестве начала постепенной реформы. В дальнейшем дискуссии во Временном комитете, сменившем `Комитет двадцати`, имели своим результатом принятие Второй поправки к Уставу, вступившей в силу 1 апреля 1978 г. Временный комитет в составе 22 членов на уровне министров имеет структуру, аналогичную структуре Исполнительного совета. Он собирается два или три раза в год для рассмотрения экон. ситуации в мире, состояния мировой валютной системы и роли Фонда.Исполнительный совет назначает на пятилетний срок директора - распорядителя Фонда, к-рый выступает в качестве председателя Совета и руководителя аппарата Фонда.Состав профессионалов и административного аппарата МВФ состоит из международных служащих, назначаемых исключительно самим Фондом и отчитывающихся в своей работе только перед ним. Состав профессионалов включает преимущественно экономистов, а также бухгалтеров и юристов. Служащие набираются на широкой географической основе из числа граждан стран - членов банка. Численность аппарата достигает 1800 чел., работающих главным образом в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне.Управленческий аппарат Фонда состоит из пяти территориальных департаментов - Азии, Африки, Европы, Среднего Востока и Западного полушария - и нескольких др. департаментов: административного, центральных банков, валютных и торговых отношений, внешних связей, налоговых проблем, Института МВФ, юр., исследовательского, секретариата и Казначейства. В дополнение к этому имеются бюро переводов, статистическое бюро и бюро счетно-вычислительного обслуживания. Небольшие по размеру представительства МВФ имеются в Париже и Женеве, а также при ООН в Нью-Йорке.Контроль за осуществлением валютной политики. На Фонд возложена задача обеспечения эффективного функционирования мировой валютной системы. В этих целях он осуществляет наблюдение за исполнением членами МВФ принятых ими обязательств по сотрудничеству с Фондом и между собой в интересах формирования упорядоченных валютных отношений и стабильного режима валютных курсов. Политика стран - членов МВФ должна быть направлена на обеспечение здорового экон. роста при сохранении в разумных пределах стабильных цен. Должны формироваться основные условия, на базе к-рых может быть достигнута экон. и фин. стабильность.В этих целях Фонд осуществляет наблюдение за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Разработаны и приняты принципы, к-рыми рекомендуется руководствоваться странам - членам Фонда в этом вопросе, и определены методы и процедура контроля. И принципы, и процедура призваны помогать выявлению и устранению негативных явлений в области формирования валютных курсов.При выборе форм валютного регулирования страны - члены Фонда могут выбрать режим плавающих или фиксированных курсов своих валют. В последнем случае имеется в виду искусственное поддержание паритета нац. ден. единицы к валютам др. стран или СДР. Расчет валютного паритета обычно ведется на основе корзины из пяти валют или какой-то иной валютной корзины. Существует и др. метод, используемый в ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЕ (ЕВС), когда группа стран придерживается фиксированных пределов взаимных колебаний курсов своих валют при свободном их колебании в отношении валют др. стран, не входящих в ЕВС.Консультации. МВФ проводит консультации (не реже одного раза в год) со странами-членами для изучения положения и политики этих стран в валютной и экон. областях. Консультации являются главным средством, с помощью к-рого Фонд выполняет свои обязанности по контролю за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Они же позволяют Фонду быстро реагировать на просьбы стран-членов о заимствовании средств МВФ и о тех изменениях курсов валют, к-рые требуют предварительного одобрения Фонда. Страны-члены постоянно снабжают МВФ данными о своем экон. положении, причем часть этой информации становится достоянием широкой публики через издания МВФ.Консультации обычно начинаются со встречи в соответствующей стране между сотрудниками Фонда и представителями местного правительства. На основе этих обсуждений составляется доклад для Исполнительного совета. Конечным результатом консультаций являются выводы, к-рые формулирует директор-распорядитель как отражающие взгляды Фонда на экон. ситуацию страны-члена и проводимую ею политику. Эти выводы направляются от имени Фонда правительству страны.Последние годы ознаменовались необычайным осложнением проблемы внешней задолженности, порожденной устойчиво высоким уровнем инфляции и слабым использованием производственных мощностей во многих странах - членах Фонда. Эти глобальные проблемы все в большей степени требовали от входящих в МВФ гос-в координировать свою внутриэкономическую политику на международном уровне. Для того чтобы способствовать усилиям в этом направлении, сотрудники Фонда время от времени проводят специальные консультации с теми странами, политика к-рых оказывает особенно глубокое воздействие на мировую экономику. Эти консультации становятся как бы подготовкой к последующему обзору экон. положения в мире Исполнительным советом и к дискуссиям по этому вопросу на заседаниях Временного комитета и сессиях Совета управляющих.Обзоры экон. положения в мире и оценка его перспектив являются главным средством, с помощью к-рого Исполнительный совет отслеживает тенденции развития международной валютной системы и оценивает последствия для мировой экономики, к к-рым может привести экон. политика ведущих стран и групп гос-в. Эти обзоры, ежегодно публикуемые под заглавием `Всемирное экон. обозрение`, способствуют лучшему функционированию мировой валютной системы, ставя в центр внимания необходимость координации политических курсов стран - членов Фонда и предоставляя им одновременно средства для такой координации.Квоты и ресурсы. Принятая в МВФ система квот является одной из наиболее характерных его черт. Квоты используются для определения числа голосов, принадлежащих каждой стране, объема ее взноса в капитал Фонда, права ее доступа к использованию этих ресурсов и доли при размещении СДР. Квота страны-члена отражает ее экон. вес в сравнении с остальными членами Фонда вместе взятыми. Каждый член Фонда платит взносы, эквивалентные его квоте, а Совет управляющих решает, какая часть взноса должна быть уплачена в СДР и какая в нац. валюте.Квоты, выделяемые каждому члену Фонда, пересматриваются не реже чем раз в пять лет. В прошлом был достигнут ряд соглашений об общем значительном увеличении квот, с тем чтобы привести их в соответствие с ростом мировой экономики и появлением дополнительной потребности в международной валютной ликвидности. Кроме этого, время от времени достигались отдельные договоренности об изменениях квот с целью согласовать их размеры с темпами экон. роста отдельных членов МВФ и относительными сдвигами в их экон. позициях. Рост общей суммы квот был результатом появления новых членов Фонда и увеличения квот стран-членов. МВФ может также привлекать внешние ресурсы путем заимствования. С этой целью Фондом заключены специальные соглашения, позволяющие удовлетворять потребности его членов в дополнительном кредитовании в случаях, когда эти средства не могут быть предоставлены из собственных ресурсов МВФ.Кроме того, десять индустриальных стран - членов МВФ, заключивших генеральное соглашение о займах, создали группу, куда вошли также Швейцария и занимающая особое положение Саудовская Аравия. Они договорились о взаимном предоставлении займов в случае, когда у какой-то из этих стран возникают трудности с платежным балансом. К этим договоренностям не раз приходилось обращаться, с тех пор как они были достигнуты в 1962 г. Максимальный размер предоставляемого в соответствии с ними кредита составляет сумму, эквивалентную 6,5 млрд СДР (ок. 8,5 млрд дол.) в валюте кредитора.Схема кредитования. Существует несколько постоянных и временных схем кредитования, к-рыми могут воспользоваться гос-ва - члены МВФ для выравнивания своего платежного баланса.Член Фонда, прибегающий к его помощи, закупает у МВФ на нац. валюту эквивалентную сумму валюты др. члена Фонда или СДР. Заимствованные т. о. средства используются для ликвидации дефицита платежного баланса страны-заемщика. При этом счет в нац. валюте страны-заемщика, находящийся в распоряжении Фонда, увеличивается, а сумма СДР или той валюты, в к-рой был предоставлен кредит, уменьшается.По истечении установленного срока или ранее, если позволит состояние платежного баланса и резервов страны-заемщика, она может выкупить у Фонда свою нац. валюту, внесенную при получении кредита. При этом она может расплатиться СДР или валютой др. членов МВФ по усмотрению Фонда.В результате использования нац. валюты одной из стран др. членами МВФ ее сумма, находящаяся в распоряжении Фонда, может уменьшиться до уровня ниже нац. квоты. В этом случае позиция страны в Фонде характеризуется резервной траншей. Эта сумма отличается высокой ликвидностью, и в тех случаях, когда указанная нац. валюта вносится при получении займа, страна-заемщик не обязана ее выкупать. Если сумма нац. валюты одного из членов МВФ опускается ниже установленного уровня, то Фонд выплачивает этой стране вознаграждение за пользование ее валютой. Размеры вознаграждения устанавливаются в зависимости от процентных ставок краткосрочных кредитов на ден. рынке и ежеквартально пересматриваются Фондом.Основная и расширенная схемы кредитования. Пользуясь основным механизмом Фонда - кредитной траншей, - страна при обычных условиях может заимствовать средства на сумму, равную ее квоте, тем самым повышая сумму своей нац. валюты в распоряжении Фонда до 200% квоты. Если же страна-член страдает структурной несбалансированностью производства, торговли или ценообразования, и потому нуждается в привлечении средств Фонда на более долгий срок и в большем объеме, чем это разрешается общими правилами, то такая страна может прибегнуть к расширенной схеме кредитования, по к-рой она может приобрести инвалюту на сумму до 110% своей квоты.Заимствование обычно производится на основе либо резервного (гарантийного) кредита, либо расширенного кредита, в зависимости от того, какая из схем кредитования применяется. В первом случае средства предоставляются на один год, иногда срок продлевается до трех лет. Во втором случае срок кредита - три года. По основной схеме погашение кредита начинается через три года и завершается через пять лет после его получения. При расширенной схеме сроки соответственно составляют четыре года и не более десяти лет.Во всех случаях, когда применяются постоянные схемы, кроме резервных позиций, по кредиту платят комиссию в размере 0,5% плюс ежегодные проценты по ставке, к-рая зависит от срока его погашения. Эти проценты, однако, ниже, чем рыночные процентные ставки, в соответствии с политикой МВФ, имеющей целью помочь своим членам в стабилизации платежных балансов.Поступления от указанных выше платежей по кредиту идут на выплату процентов тем странам, чья валюта использовалась для кредитования, и на текущие нужды Фонда. При образовании излишка поступлений могут быть увеличены процентные ставки по счетам или снижены проценты по кредитам: он может быть включен в основной капитал Фонда или распределен между членами МВФ в зависимости от размеров их квот. Если в течение любого шестимесячного периода выплаты превышают поступления по кредитам, Фонд должен всесторонне проанализировать свое положение, а также ставки комиссии, сборов и процентов.Получив от Фонда средства в соответствии с основной или расширенной кредитной схемой, страна должна принять программу мер по ликвидации дефицита платежного баланса. Этот аспект деятельности МВФ известен как обусловленные кредиты. Как минимум член Фонда должен продемонстрировать, что он предпринимает разумные усилия для преодоления своих трудностей. Если потребности страны-члена в кредитах для стабилизации платежного баланса превышают размер ее квоты, от этой страны потребуется приложить больше усилий для исправления этого положения. Соответственно ей потребуются более детальные и обоснованные аргументы, чтобы убедить др. членов Фонда принять предлагаемую этой страной программу мер. В подобной ситуации помощь МВФ предоставляется траншами, в зависимости от хода выполнения программы. Оценка в этом случае дается на основе таких широких экон. и фин. критериев, как политика данной страны в области кредита, гос. правительственных субсидий, внешних займов, торговых и валютных ограничений. Фонд поощряет гос-ва, испытывающие проблемы с платежами, к своевременному принятию таких мер по исправлению положения, к-рые могли бы быть поддержаны за счет ресурсов МВФ. На своевременность делается особый упор, поскольку по мере того как дестабилизация фин. и экон. положения страны распространяется вширь и вглубь, приходится предпринимать более радикальные, а следовательно, и более трудные шаги для выправления ситуации. Оказывая своим членам помощь в разработке стабилизационных программ, Фонд полностью принимает во внимание социальные и политические цели, к-рые ставят перед собой эти страны, их экон. приоритеты и конкретную ситуацию.Специальные схемы кредитования. МВФ имеет две постоянные модели, применяемые для конкретных случаев, - компенсационное финансирование и финансирование буферных запасов, а также временную систему дополнительного финансирования. Компенсационное финансирование предоставляется членам, у к-рых трудности с платежами возникли вследствие временного падения экспортных доходов, вызванного объективными причинами, напр., снижением цен на соответствующие товары или природными бедствиями, включая неблагоприятные погодные условия. Финансирование буферных запасов имеет целью помочь странам-членам, испытывающим платежные затруднения, оплатить свои взносы в международные буферные запасы. Эти запасы создаются для стабилизации мирового рынка таких товаров, как олово и каучук. Обложение займов, предоставляемых на основе постоянных систем, производится по тому же принципу, что и при основной и расширенной схемах кредитования.Для конкретных случаев иногда создаются специальные схемы кредитования. Напр., членам Фонда предоставлялась возможность заимствовать 6,9 млрд СДР (ок. 9 млрд дол.) в рамках нефтяного фонда, учрежденного для помощи странам в преодолении трудностей платежного баланса, порожденных ростом цен на нефть в 1974 и 1975 гг. В 1979-1984 гг. Фонд предоставил дополнительные средства, чтобы помочь тем странам-членам, где дефицит платежного баланса был непропорционально велик по сравнению с их квотами. Средства по этой схеме выделяются в увязке с займами, получаемыми по основной и расширенной схемам кредитования.Специальные права заимствования. Специальные права заимствования (Special drawing rights - SDR) представляют собой международные резервные активы, созданные МВФ в связи с глобальной потребностью в новых платежных средствах в дополнение к существующим. Новая единица возникла в 1969 г. на основе Первой поправки к Уставу МВФ в качестве ответа на всеобщую озабоченность необходимостью принять адекватные меры в связи с ростом международной ликвидности. Страны - члены Фонда заявили о своем намерении превратить СДР в конечном итоге в главный резервный актив в мировой валютной системе.Размещение СДР осуществляется пропорционально квотам стран-членов, участвующих в специальном соглашении по этому вопросу. Первая эмиссия на сумму 9,3 млрд СДР имела место в 1970-1972 гг. Затем, 1 января 1979 г., - на сумму 4 млрд СДР, и еще на 4 млрд СДР - 1 января 1980 г. После того как еще 4 млрд СДР были размещены 1 января 1981 г., их общая сумма составила 21,3 млрд, что равняется приблизительно 4% основных международных резервных активов, исключая золото.Метод определения стоимости СДР определяется Фондом. СДР оценивалась исходя из рыночных курсов валют, входящих в валютную корзину. С 1992 г. эта корзина состояла из пяти валют странов-членов МВФ, имеющих наибольшую долю в мировом экспорте. Каждый рабочий день Фонд публикует довольно обширный набор курсов валют, оказывающих влияние на котировку СДР; эти данные сообщаются рядом ежедневных газет, передаются по телефонным и телеграфным каналам связи и публикуются МВФ дважды в месяц в `Ай-Эм-ЭФ Сервей` (MF Survey) и в его ежемесячном статистическом издании `Интернэшнл Файнэншл Статистикс` (International Financial Statistics).Любая страна - член МВФ может использовать СДР без ограничений для выполнения широкого круга операций по соглашению с др. страной - членом МВФ, напр., для покупки валюты по сделкам `спот`, для расчетов по фин. обязательствам, таким как ссуда, предоставление обеспечения по ссуде, валютная сделка `своп` или `форвард`. Кроме того, если стране - члену МВФ необходимо урегулировать свой платежный баланс, она может использовать СДР для получения требуемой валюты у др. страны - члена МВФ, указанной Фондом. Страна - член МВФ также может использовать СДР для осуществления платежей Фонду, напр., по сделкам `репо`, а МВФ может переводить СДР своим членам для их использования на различные цели, включая расчеты между ними в СДР, а не в валюте, и за счет ресурсов Фонда.Страна - член МВФ, располагающая счетом СДР, превышающим его долю, получает проценты на сумму превышения, а страна - член МВФ, имеющая сумму СДР меньшую, чем его доля, уплачивает проценты на сумму разницы по той же ставке. Процентная ставка по СДР связана с краткосрочными ставками ден. рынка и еженедельно пересматривается.СДР является счетной единицей, используемой для учета операций Фонда. Вне Фонда СРД широко используется в качестве счетной единицы в частных сделках, таких как депозитные операции банков в СДР, а также международными и региональными учреждениями и организациями, в т. ч. Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Арабский валютный фонд, Азиатский клиринговый союз, Экономическое сообщество Стран Западной Африки, Исламский банк развития и Скандинавский инвестиционный банк.Ряд стран - членов МВФ принял решение привязать их валюты к СДР (в 1997 г. осталось только две валюты, привязанные к СДР. - Прим. науч. ред.). Курс такой валюты фиксируется в СДР, то есть устанавливается исходя из курсов их соотношений, входящих в корзину СДР, курс к-рых ежедневно рассчитывается Фондом.Продажа золота и доверительный фонд. Предпринятые в последние годы усилия по реформированию мировой валютной системы включали меры по постепенному снижению монетарной доли золота. В их числе: отмена официальной цены на золото и каких-либо условий по осуществлению странами-членами платежей в МВФ золотом.Техническое содействие. Странам- членам МВФ, находящимся на различных ступенях развития, оказывается техническое содействие по многим направлениям, связанным с процессом совершенствования управления их экономик. Эксперты, направляемые МВФ в эти страны, дают консультации по организации деятельности центральных и коммерческих банков, в части проведения фин. и кредитно-ден. политики, регулирования платежного баланса, в области статистики, бухучета, обменных и торговых операций, разъясняют цели деятельности МВФ и проводимой им политки.По просьбе стран-членов Фонд занимается оказанием технического содействия с первых лет своего существования, в настоящее время - в форме консультирования, направления в страны специальных миссий по оказанию технического содействия, деятельности постоянных представителей Фонда и привлекаемых экспертов. Для расширения и координации постоянно растущих объемов технической помощи Фонда в 1964 г. были созданы Институт МВФ, Департамент центральных банков и Финансовый департамент, к-рые также участвуют во многих др. сферах деятельности МВФ.Институт МВФ - это департамент Фонда, целью к-рого является повышение качества экспертных оценок, уровня владения современными методиками экон. анализа, методами управления экономикой и знания возможностей и направлений деятельности МВФ гос. служащими стран - членов МВФ. Обучение по программам фин. анализа и фин. политики, а также методологии регулирования платежного баланса проводится в главном офисе Фонда на арабском, английском, французском и испанском языках. Такое обучение прошли около пяти тысяч представителей почти всех стран - членов Фонда: посильную помощь институт оказывает также нац. и региональным учебным центрам.Новые направления деятельности МВФ в последние десятилетия. Сложная экон. обстановка 70-х и 80-х годов потребовала от МВФ наибольшего напряжения за всю 40-летнюю историю его существования. Фонд весьма эффективно отреагировал на крах Бреттон-Вудской валютной системы и ошеломляющий рост цен на нефть. Не менее серьезной проблемой стал и разразившийся в 80-е годы международный долговой кризис, вызванный неспособностью ряда развивающихся стран, имевших значительную внешнюю задолженность, погашать кредиты, полученные от коммерческих банков и правительств стран - членов МВФ. Фонд осуществил не имевшую аналогов широкомасштабную программу кредитования с целью поддержания экон. реорганизации в странах-должниках, МВФ выступил в качестве посредника между ними и странами-кредиторами и оказал помощь в реструктуризации их внешнего долга. Фонд также справился с задачей стабилизации мировой валютной системы. Проблемами долгового кризиса МВФ занимался на протяжении 80-х годов, в этот период он совместно со Всемирным банком и др. кредиторами осуществлял программу чрезвычайно льготного кредитования стран-членов, проводивших полномасштабную экон. реорганизацию с целью устранения затруднений в погашении их внешнего долга. Низкие процентные ставки и длительный период погашения сделали эти кредиты привлекательным инструментом преобразования нац. экономик. В конечном счете МВФ удалось довести объем кредитования по данной программе до 12 млрд дол. за счет полученного при активном содействии Фонда доступа к источникам средств, находящихся в наиболее благополучных странах - членах МВФ.Международная долговая проблема 80-х годов потребовала от МВФ большого фин. напряжения. Его собственные ресурсы в размере 30 млрд СДР были направлены на реализацию программ экон. модернизации в 70-ти странах-членах, помимо этого немалые усилия были затрачены на осуществление комплексной фин. поддержки этих программ правительствами, коммерческими банками и др. кредитно-фин. учреждениями. В 1985 году Секретарь Казначейства США Джеймс Бейкер внес предложение по координации международных усилий в деле решения долговой проблемы развивающихся стран. В июне 1987 года на своей очередной встрече в Вене руководители семи экон. развитых стран пришли к соглашению о необходимости совершенствования координационной деятельности в области внешней политики и дальнейшего оказания фин. помощи развивающимся странам, испытывающим серьезные затруднения в обслуживании своего внешнего долга.Резюме. После краха Бреттон-Вудской валютной системы в 1971г., последовавшего после прекращения США в августе 1971 года обмена на золото офиц. долларовых запасов зарубежных стран и попыток реанимировать в Смитсоновском соглашении систему валютных паритетов с фиксированными пределами взаимных колебаний курсов валют (декабрь 1971 года), наступил период роста усиления их колебаний и введения в 1873 году как свободноплавающих, так и регулируемых плавающих курсов, что привело к появлению опасений возврата к `конкурентной` девальвации и др. недобросовестным и спекулятивным методам, к-рые весьма негативно отразились на международной торговле и движении капиталов в годы перед второй мировой войной.За время своего существования Бреттон-Вудская валютная система бесспорно способствовала существенному увеличению международной торговли и международным инвестициям за счет создания необходимых условий в виде относительной стабилизации валютных курсов, минимизации протекционизма во внешней торговле и нахождения источников ликвидных средств для преодоления несбалансированности платежных балансов. Все это, по возможности, заслуживало сохранения. Поэтому утвержденный Раздел IV Устава МВФ, касающийся соглашений о регулировании валютных курсов, предусматривал возможность выбора странами-членами какого-либо режима валютного курса, включая свободноплавающие и регулируемые плавающие валютные курсы, а также сохранение роли МВФ в поддержании как обусловленной, так и необусловленной платежеспособности, что закрепило основополагающую позицию МВФ в обеспечении международной валютной системы.Печатные издания. МВФ выпускает большое количество отчетов, докладов, книг и др. изданий.Отчеты и др. документы (в свободном доступе):Ежегодный отчет исполнительного совета за фин. год.Ежегодный отчет о валютных соглашениях и валютных ограничениях.Правила и инструкции.Подборка решений и документов МВФ.Итоговые отчеты о ежегодных собраниях совета управляющих фонда.Подписные издания:Данные платежного баланса.Данные по международной торговле.Ежегодный правительственный фин. статистический справочник.Данные международной фин. статистики.Рабочие прочие документы.Международные экон. фин. обзоры.
Источник: Словарь-справочник экономика внешняя торговля выставки 2012