МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МВФ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Международный валютный фонд (МВФ)
одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций, осуществляющая помощь странам-членам на кредитной основе в периоды макроэкономических кризисов.

Источник: Словарь-справочник внешнеэкономических терминов. – Донецк – 2000.-203с.

Международный валютный фонд МВФ
(International Monetary Fund, EMF)-организация, созданная участниками Бреттон-Вудского соглашения с целью содействия международному сотрудничеству в сфере денежных отношений.

Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД МВФ
специализированная валютно-финансовая организация ООН, созданная в 1944 г. Основные задачи МВФ: содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредитные ресурсы своим членам.

Источник: Словарь предпринимателя 2016

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
международная финансовая организация, созданная в ходе окончания второй мировой войны, для предоставления займов в иностранной валюте странам с временным дефицитом платежного баланса, для осуществления мер по поддержке национальных валют, регулированию их курсов, разработке реформ по усовершенствованию мировой валютной системы. Обладает статусом специализированного учреждения ООН.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

Международный Валютный фонд МВФ
(International Monetary Fund, IMF) международная (межправительственная) валютно-кредитная организация, основанная в 1945 году. В его составе – 175 стран, ресурсы оцениваются в 125 млрд. долларов. МВФ осуществляет финансирование экономических реформ, временных колебаний экспорта, кредитование резервного запаса иностранной валюты, пролонгирование среднесрочных кредитов для преодоления структурных трудностей платежного баланса и др.

Источник: Экономический глоссарий в 2 ч.Учебно-методическое пособие.

Международный валютный фонд (МВФ)
ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 г. в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами; координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, финансирует страны-члены и консультирует их по различным экономическим вопросам, выпускает СДР; ресурсы МВФ состоят из взносов странчленов и рыночных заимствований.

Источник: Новый англо-русский банковский и экономический словарь. 2006

Международный валютный фонд (МВФ)
создан в 1945 году в качестве независимой международной организации ООН. Уполномочен пополнять свои ресурсы путем заимствований; его цели включают содействие международному валютному сотрудничеству, расширению международной торговли и стабильности валютных курсов; помощь в устранении валютных ограничений и создание многосторонней платежной системы, а также облегчение серьезных затруднений в платежных балансах стран-участниц путем предоставления им средств фонда под соответствующие гарантии.

Источник: Современный экономический словарь-справочник.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций. Основные задачи МВФ: содействие развитию международной торговли и валютно-финансового сотрудничества, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредитные ресурсы своим членам. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США).

Источник: Термины рыночной экономики

Международный валютный фонд (МВФ)
организация, созданная в 1944 г. как часть Бреттон-Вудских соглашений. Основной целью МВФ является помощь странам в стабилизации платежного баланса (баланс импорта/экспорта). Тем странам, у которых наблюдается дефицит, предоставляются займы. Однако в обмен МВФ требует соблюдения строгих условий - часто их относят к Вашингтонскому консенсусу, - направленных на либерализацию рынков и уменьшение государственного регулирования. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия, в настоящее время включает в себя 188 стран-участниц.

Источник: Экономика за 30 секунд. Глоссарий по книге.

Международный валютный фонд (МВФ)
межправительственная кредитная организация, созданная для наблюдения за соблюдением странами-членами согласованных правила поведения в международной торговле и финансах. Финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странамичленами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов. Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
начал свою деятельность в 1947 г. в соответствии с Бреттон-Вудсским соглашением 1944 г. Цель его деятельности — поддержание и стабилизация валютных курсов, создание условий для осуществления многосторонних клиринговых расчетов и устранение необоснованных ограничений в международной торговле. МВФ обладает правом авансировать денежные средства странам, испытывающим трудности с регулированием платежного баланса. Срок погашения таких авансов составляет несколько лет. Фонд также предоставляет странам кредитные гарантии, т.е. обязуется предоставить кредиты в случае необходимости. Разумеется, этими возможностями могут воспользоваться только члены фонда. Капитал фонда образуется из взносов стран- членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле.

Источник: Экономика фирмы. Словарь-справочник.Инфра-М. 2000

Международный валютный фонд, МВФ
Учрежден по Бреттонвудским соглашениям в 1944 г. Международная финансовая организация, членами которой являются более 180 стран мира. Объявленные цели МВФ: содействие развитию международного сотрудничества в денежной и валютной сферах, создание механизма консультаций и взаимодействия в этой области; содействие экономическому развитию стран – членов; содействие международной валютной стабильности; оказание поддержки созданию многосторонней системы платежей, обслуживающей международную торговлю, и ликвидации ограничений в валютной области; улучшение состояния платежных балансов стран – членов МВФ. Выполняет функции регулирования международной валютной системы, стабилизационного (кредитного) финансирования стран, находящихся в состоянии структурной перестройки экономики, хозяйственного и финансового кризисов, функции наблюдения за валютной, финансовой и экономической стабильностью в странах – членах, их консультационного сопровождения по вопросам достижения макроэкономической, финансовой и валютной стабильности, проведения структурных реформ. Общеизвестна и является признанным информационным источником международная финансовая статистика, публикуемая МВФ. Функции МВФ, выполняемые относительно мировой экономики, отчасти схожи с функциями центральных банков, осуществляемых ими в национальных экономиках. В Совете управляющих МВФ участвуют, как правило, министры финансов или руководители центральных банков стран – членов.

Источник: Словарь-справочник инвестора компании Еврофинансы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
Межправительственная экономическая организация, содействующая международному валютному сотрудничеству на основе консультаций ее членов, регулирующая валютные отношения между странами-членами и предоставляющая им кредиты. Является специализированным учреждением ООН, созданным на основе соглашения, принятого на Бреттон-Вудской (США) конференции в июле 1944 г. Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется с учетом ее экономического потенциала и места в мировой торговле. Помимо взносов стран-членов в национальных валютах собственные средства МВФ включают СДР и золотые резервы. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Голоса в руководящих органах МВФ распределяются между странами в соответствии с размерами квот. Каждая страна имеет 250 «базовых» голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. МВФ начал операции с 1 марта 1947 года. Если до начала 70-х гг. основное содержание деятельности МВФ сводилось к поддержанию системы фиксированных паритетов (страны-члены должны были соблюдать пределы курсовых отклонений на уровне ±1%), то в 80-х гг. его деятельность сконцентрировалась в большей мере в сфере взаимосвязи валютно-финансовых проблем с макро- и микроэкономическим развитием на страновом и глобальном уровнях. Если страны-члены МВФ имеют хронический дефицит платежного баланса, то они могут покупать иностранную валюту у МВФ на свою национальную валюту до 125 % собственной валюты. При этом «резервный транш», т.е. первые 25% они могут получить по первому требованию, а остальные 100% делятся на четыре «кредитных транша» по 25% каждый. Члены МВФ обязаны погасить свой долг в течение 3 или 5 лет. МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных курсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.

Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ
) – финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. В его состав входят 49 стран. В 1992 г. в состав МВФ вошли Российская Федерация и другие страны СНГ. Был организован в 1944 г., начал функционировать в 1947 г. Основными целями МВФ являются содействие развитию внешней торговли и международного валютно-финансового сотрудничества, поддержание равновесия платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. Еще не кончилась Вторая мировая война, а воюющие державы уже думали о восстановлении экономики. Так появилась организация, нацеленная на создание благоприятных условий для мировой торговли. Эту функцию МВФ выполняет и сегодня. До сих пор в фонд не вступили лишь Куба, Северная Корея Швейцария. Советы, которые получают правительства от МВФ, – всегда доброкачественные советы. Репутация фонда очень высока. Там собраны лучшие эксперты-экономисты со всего мира. Механизм действия фонда прост: кредиты (гораздо более выгодные, чем кредиты коммерческих банков) в обмен на строго определенный курс в проведении экономической политики. Между правительством и МВФ подписывается документ – «Письмо о намерениях», в котором все предполагаемые экономические меры жестко оговариваются. Кредитование ведется, как правило, по частям и прекращается, если на каком-то этапе правительство отступает от принятого курса. Например, помощь России обуславливается проведением реформ, главная цель которых стабилизировать рубль, обеспечить его внутреннюю конвертируемость. А для стабилизации рубля, по мнению экспертов МВФ, обязательно устранение бюджетного дефицита. Главный же источник решения бюджетных проблем – это освобождение цен на топливо. Поэтому осуществлению этой меры в МВФ придается принципиальное значение. МВФ предоставление кредитов России напрямую увязывает с выполнением известных условий. Однако толковать это как ущемление национальных интересов так же бессмысленно, как упрекать врача, прописавшего напряженный курс лечения от смертельной болезни в том, что он хочет на этом деле больше подзаработать. Кредитоспособность наша в долгосрочном плане ни у кого в мире не вызывает сомнения. А наши затруднения с оплатой кредитов вызваны временным явлением – кризисом ликвидности. Сказались реформа внешней торговли, банкротство Внешэкономбанка. Долг наш не так страшен, как порой его представляют. Есть надежный показатель степени задолженности – отношение выплат по обслуживанию долга к годовому объему экспорта, так называемая норма обслуживания. Так вот, этот показатель у нас гораздо ниже, чем в странах Латинской Америки, чем в Болгарии и Венгрии. Какие же кредиты ожидает получить Россия от МВФ? Размеры их зависят от квоты, на которую можем мы претендовать в этой организации. Квота же определяет и размер взноса в Валютный фонд. Рассчитывается она на основе достаточно сложных формул, которые учитывают уровень экономического развития страны, степень вовлеченности ее в мировое хозяйство в целом. Наша доля в капитале МВФ составила 3 %. Россия на девятом месте после стран «большой семерки» и Саудовской Аравии, которая имеет совершенно особые условия в МВФ, так как является главным донором и предоставляет фонду большие кредиты. Для сравнения: доля Канады в капитале фонда составляет 3,1 %, Италии – 3,2 %, Саудовской Аравии – 3,57 %, Соединенным Штатам, находящимся на первом месте, принадлежит в капиталах Международного валютного фонда 18,48 %. Квота же всех вместе взятых государств СНГ составляет 4,76 %. Но чем больше квота, тем большей взнос, который должна внести страна в капитал Валютного фонда.

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МВФ
International Monetary Fund) международная валютно-кредитная организация. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Создан на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Начал функционировать с марта 1947 г. В настоящее время членами МВФ являются 182 страны. РФ - член ВМФ с 1992 г. Официальная цель МВФ - содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов. Первоначально в рамках Бреттон-Вудской валютной системы МВФ стремился к поддержанию устойчивых курсов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах (страны-члены не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкций МВФ и обязаны были не допускать при проведении операций отклонений от паритета свыше +1%, а с декабря 1971 г. - свыше +2,25%). После крушения Бреттон-Вудской системы, отмены фиксированных паритетов валют и введения плавающих валютных курсов в соответствии с поправками, внесенными в устав МВФ, он осуществляет наблюдение за курсами валют. В связи со стремлением вывести золото из обращения в качестве мировых денег, страны, сохраняя режим плавающих курсов, устанавливают паритет национальной валюты не в золоте, а в СДР (специальные права заимствования) или другой национальной валюте. СДР как международные резервные и платежные средства были введены МВФ с 1970 г. Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой, которая определена в зависимости от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и торговле. На начало 1998 г. капитал МВФ составлял 199 млрд. долл. Принято решение о его увеличении до 288 млрд. долл. Наибольшие квоты имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония. Руководящие органы МВФ - Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих - высший орган, решающий принципиальные вопросы, состоит из министров финансов или управляющих центральными банками, которые ежегодно собираются на сессии. Исполнительный орган - Директорат, в который на постоянной основе входят представители стран с наибольшей квотой. Директорат назначает директора-распорядителя. В руководящих органах МВФ каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Штаб-квартира МВФ находится в г. Вашингтоне. МВФ для выравнивания платежных балансов государств-членов предоставляет им кредиты в иностранной валюте в форме ее продажи за национальную валюту. Кредиты погашаются путем покупки национальной валюты за иностранную валюту. Кредиты МВФ делятся на несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платежного баланса. Обычный кредит МВФ предоставляется для преодоления временных трудностей платежного баланса на срок до 1 года (с возможностью продления до 4-5 лет). Эти кредиты выделяются при условии, что наличие национальной валюты в МВФ не должно в течение года возрастать более чем на 25% квоты и в общем объеме не превышать 200% квоты. Для получения кредита в больших размерах страна-заемщик должна заключить соглашение "стэнд-бай" (Stand-by arrangement) о получении кредита на срок до 12 месяцев (в отдельных случаях до 3 лет), в течение которого страна имеет право на получение иностранной валюты в обмен на национальную в пределах заранее оговоренной суммы. Кредит выдается по частям (траншам) при условии выполнения страной-заемщиком условий выполнения стабилизационной программы. Кредиты МВФ, которые получила РФ, в том числе на условиях "стэнд-бай", в 1992-1995 гг. составили около 5 млрд. долл. Заключено соглашение о представлении РФ в 1996-1998 гг. кредита МВФ на сумму 10,2 млрд. долл., который выплачивается траншами. Основные условия предоставления кредитов - удержание дефицита государственного бюджета, либерализация внешнеэкономической деятельности. Во время финансового кризиса 1998 г. МВФ выделил кредит РФ на сумму 4,8 млрд. долл. МВФ предоставляет также кредиты для компенсаций временного сокращения экспортной выручки по независящим от страны-заемщика причинам, "буферные" (стабилизационные) кредиты для финансирования создания запасов сырья в условиях неблагоприятной для него конъюнктуры на мировых рынках. С середины 70-х гг. в МВФ созданы специальные фонды средств, в частности фонд Виттевеена (директор-распорядитель МВФ в 1973-1978 гг.), формируемый за счет ресурсов ведущих промышленно развитых государств, а также нефтедобывающих стран и выделяемый странам, имеющим значительный дефицит платежного баланса и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд МВФ.

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ)
валютно-финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Создан в 1944 г. по решению международной валютно-финансовой конференции Объединенных наций в Бреттон-Вудсе (США). Руководящие органы МВФ — совет управляющих и директорат. Согласно своему уставу МВФ призван содействовать международному валютному сотрудничеству путем регулирования валютных курсов и платежных балансов стран-членов, контролировать систему многосторонних платежей и внешнюю задолженность развивающихся стран, предоставлять кредиты странам членам для решения их валютно-финансовых проблем. Капитал МВФ формируется на основе дифференцированных квот — членских взносов, размеры которых определяются экономическим потенциалом страны. Размеры квот дают странам—участникам Фонда право голоса и право на получение кредита. С 1970 г. МВФ выпускает международные платежные и резервные средства — специальные права заимствования (СДР), используемые в качестве расчетных единиц МВФ при безналичных международных расчетах. Взносы в капитал Фонда, которые первоначально производились в золоте (25% квоты) и в национальной валюте, в настоящее время оплачиваются частично в СДР (25% квоты) и в валютах стран-членов. В сфере регулирования валютных курсов деятельность МВФ в период существования фиксированных валютных курсов (до 70-х годов) была направлена на поддержание валютных паритетов, предотвращение неоправданного манипулирования валютными курсами. Страны — члены Фонда, зафиксировав паритет своей валюты в золоте или долларах США, не имели права менять паритеты своих валют без санкции Фонда более чем на 10%. С переходом к «плавающим» курсам валют в 1978 г. был пересмотрен устав МВФ, который исключил использование золота как базы валютных курсов и одновременно предусмотрел усиление контрольных функций МВФ как основы межгосударственного валютного регулирования. При регулировании платежных балансов и внешней задолженности кредитование, проводимое МВФ, осуществляется через официальные органы стран-членов: казначейства, центральные банки, валютные стабилизационные фонды. Условия и размер кредитования зависят от размера квоты страны-заемщика. Кредиты в пределах резервной позиции страны (25% взноса в СДР или свободно конвертируемой валюте плюс займы, предоставленные страной Фонду) выделяются без каких-либо ограничений. Условием предоставления кредитов сверх резервной позиции является проведение страной-заемщиком определенных изменений в экономической политике. Такие изменения — в виде программы финансово-экономической стабилизации сроком от одного года до трех лет — согласовываются с Фондом и рассматриваются как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны. Кредитные ресурсы предоставляются стране в зависимости от хода выполнения программы. Аналогичные программы являются условием получения кредитов для стран Восточной Европы и Российской Федерации. Наряду с регулированием валютных курсов и платежных балансов стран-членов МВФ в последние годы уделяет внимание координации макроэкономической политики развитых стран Запада, с тем чтобы препятствовать возникновению дисбалансов в мирохозяйственных связях или смягчать их. Согласно базовым принципам функционирования МВФ в нем предполагается универсальное членство. Вопрос о приеме в эту организацию решается простым большинством голосов, хотя для решения всех др. важнейших вопросов формируется «специальное большинство» (от 85% голосов по наиболее важным вопросам и не менее 70% по менее важным). Количество голосов определяется удельным весом квоты данной страны в Фонде. Обладающие наибольшим числом голосов США (18,48%) и страны ЕС (28,62%) имеют и наибольшее влияние в Фонде. На момент создания в МВФ входило 49 стран с общей суммой квот 7,7 млрд дол. К началу 1992 г. членами этой организации являлись 156 государств, а ее капитал превышал 120 млрд дол. На сессии М ВФ, состоявшейся 27 апреля 1992 г., было принято решение о приеме в МВФ России и др. стран СНГ. Размеры квот для новых государств-членов определены следующим образом: России выделена доля, соответствующая 3% капитала Фонда, Украине — 0,69, Беларуси — 0,2, Казахстану — 0,17, Узбекистану — 0,14, Грузии — 0,08, Литве — 0,07, Молдове и Латвии — по 0,06, Армении — 0,05, Кыргызстану и Таджикистану — по 0,04, Туркменистану и Эстонии — по 0,03%. По величине квоты Россия находится на 9-м месте после стран «большой семерки» и Саудовской Аравии, которая является одним из главных доноров, предоставляющих Фонду большие кредиты. Взнос, который должна внести Россия в капитал Фонда, определен в 2,876 млрд СДР (в пересчете на доллары — 3,5 млрд дол.). Часть этой суммы (22,8%) необходимо будет выплатить в свободно конвертируемой валюте, остальное — в национальной. Получение кредитов нашей страной связываемся с выполнением программ стабилизации и реформирования экономики. Содержание программ и ход их выполнения согласовываются с экспертами МВФ. Главные условия — сокращение дефицита бюджета и уменьшение вмешательства государства в хозяйственные процессы; ограничение роста денежной массы и прекращение кредитования нежизнеспособных предприятий; переход к единому обменному курсу рубля на основе рыночных котировок ит. п. Успешная реализация этих мер позволит получить кредиты не только в самом МВФ, но и по программам финансовой помощи (24 млрд дол. — России; 20 млрд дол. — остальным странам СНГ), предоставляемой странами «большой семерки» и международными финансовыми организациями. Из 24 млрд дол. кредита 6 млрд должно пойти на создание стабилизационного валютного фонда для поддержания курса рубля. Остальные 18 млрд дол. будут использованы для закупки продовольствия и медикаментов, отсрочки платежей по кредитам прошлых лет, поддержания импорта, в т. ч. для нужд предприятий, остановку которых нельзя допускать. С реализацией программ реформирования экономики России связывается не только получение разовой 24-миллиардной помощи, но и выделение ежегодных кредитов на сумму 4 млрд дол., которые Россия сможет получать в соответствии со своей квотой в МВФ. Вступление в МВФ и Всемирный банк — для России и стран СНГ шанс на преодоление изоляционизма и автаркии, которые были характерны для экономического развития стран в прежние годы. Для МВФ оно означает окончательное превращение Фонда в универсальную специализированную организацию ООН, охватывающую все страны мира.

Источник: Рыночная экономика. Словарь.-М. Республика 1993.

Международный валютный фонд МВФ
Международный валютный фонд был основан в декабре 1945 г. вслед за ратификацией соответствующих статей соглашения, принятого на Бреттон-Вудской (Bretton Woods) конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, проходившей в июле 1944 г. В 1947 г. Фонд стал специальным органом ООН. Задачи Фонда состоят в стимулировании международного валютного сотрудничества, в содействии сбалансированному росту международной торговли (international trade), в помощи странам-участницам в корректировке дефицитов их платежных балансов (balance of payments) и дости-жении стабильности валютных курсов (foreign exchange). «Бреттон-Вудская» международная валютная система, созданная Фондом, базировалась на политике фиксированных курсов валют (fixed exchange rates), устранении валютных ограничений, конвертируемости валют (currency convertibility) и развитии многосторонней системы международных платежей. Курсы валют основывались на паритетной системе, требующей от стран-участниц ограничения колебаний курсов их валют в пределах плюс-минус одного процента относительно паритета, выраженного вдолларах, которые, в свою очередь, непосредственно конвертировались в золото по фиксированному курсу. Вслед за решением США в 1971 г. приостановить конвертируемость доллара в золото, министры и руководители центральных банков (central bank) Группы десяти встретились в декабре 1971 г. в Смитсоновском институте в Вашингтоне и ратифицировали «Смитсоновское соглашение», предусматривающее десятипроцентную девальвацию доллара, пересмотр курсов всех валют и установление более широких границ их колебания. Однако после следующей девальвации доллара в 1973 г. от этой системы с регулируемым паритетом также отказались, и страны Ев-ропейского Сообщества (European Community) ввели систему плавающих курсов своих валют относительно доллара. В 1972 г. вслед за первым кризисом БреттонВудской системы Фонд образовал Комитет по реформе международной валютной системы и сопутствующим вопросам, который выпустил комплект рекомендаций, окончательно принятых в 1976 г. в рамках Ямайского соглашения. Фонд финансирует свою деятельность за счет займов и взносов стран-участниц. Величина взносов, выплачиваемых в специальных правах заимствования (СПЗ) (см. ниже), валюте других стран-участниц или своей собственной валюте, определяется с помощью системы, устанавливающей квоту для каждой страны-участницы, исходя из ее национального дохода (national income), валютных резервов (monetary reserves), отношения экспорта (exports) к национально му доходу и других экономических индикаторов. Квота страны-участницы, которая регулярно пересматривается и изменяется, определяет также ее права заимствования как по регулярным, так и по специальным кредитам, выделение ей СПЗ и права при голосовании. В 1962 г. было заключено соглашение, по которому страны, входящие в Группу десяти, т.е, Бельгия, Канада, Франция, Федеративная Республика Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Швеция, Великобритания и США, а также Швейцария (ассоциированный член Фонда), обязались предоставить при необходимости 6900 млн.долл. в своих валютахдля удовлетворения потребностей Фонда. Это Общее положение о заимствовании было пересмотрено в 1983 п, а затем еще неоднократно обновлялось в течение пяти лет после 1988 г. До 1983 г. только страны Группы десяти и Швейцария могли получать кредиты из этого фонда, после пересмотра положения эти права распространились на все страны-участницы Международного валютного фонда, а сами фонды возросли до 17 млрд.долл. СПЗ. Этот рост вместе с увеличением квот был необходим для того, чтобы МВФ мог контролировать проблему долгов развивающихся стран. Эти страны очень энергично брали займы в коммерческих банках в 70-е годы, но в результате резкого скачка цен на нефть в 1975 - 1980 гг. и резкого падения цен на сырье в начале 80-х годов (в результате всемирного спада) они оказались не способны обслуживать свои долги. Международный валютный фонд, тесно сотрудничая с Международным банком реконструкции и развития, сыграл решающую роль в заключении ряда специальных «спасательных» соглашений, поскольку обе эти организации занимают уникальное положение, позволяющее им предоставлять финансовую поддержку програм-мам регулирования стран-должников и служить катализатором для частных и государственных кредитных операций. Многочисленные правила предоставления кредитов (известные как политика траншей) контролируют доступ членов МВФ к его общим ресурсам. Вообще говоря, правила ограничивают приобретение иностранной валютыстранами-участницами некоторой величиной, кратной их квоте в МВФ, однако эта величина может достигать 440% для стран, которые смогут воспользоваться всеми существующими возможностями. Доступ к этим возможностям предоставляется только тем странам, которые принимают выдвигаемые МВФ условия, касающиеся их политики в отношении платежного баланса, экономического роста и создания рабочих мест, финансовой стабильности, структурных реформ, платежей и ограничений торговли. Эти условия, которые должен принять заемщик, называются обусловленностью кредитов. В дополнение к обычным резервным или гарантийным кредитам МВФ «стендбай» установлены компенсационная схема для финансирования временных колебаний экспорта, кредитование резервного запаса иностранной валюты (buffer stock), пролонгированные среднесрочные кредиты (до четырех лет), позволяющие странамучастницам преодолеть структурные трудности платежного баланса, и кредитование структурных реформ. (Две последние услуги разработаны, чтобы помочь странам с низким доходом улучшить свои возможности экономического роста.) В связи с неадекватным ростом добычи золота в начале 60-х годов возникла дискуссия, касающаяся необходимости увеличения международной ликвидности (liquidity). На совещании МВФ в Рио-де-Жанейро в 1967 г. впервые была предложена схема использования специальных прав заимствования. В 1969 г. члены МВФ согласились с включением поправок в положение о Фонде, позволяющих работу с СПЗ, а первое их размещение произошло в 1970 г. с последующими выпусками в 1971,1972, 1979, 1980 и 1981 гг. СПЗ представляют собой расчетное средство без какого-либо обеспечения, которое при соблюдении разнообразных условий страны-должники могут использовать для погашения своего долга. Должники при этом уменьшают свои права заимствования, тогда как балансы кредиторов возрастают. СПЗ были также приняты и другими международными и региональными финансовыми организациями. Первоначально стоимость СПЗ была эквивалентна одному доллару. Однако вслед за принятием в 1973 г. системы плавающих валютных курсов СПЗ стали основываться на средневзвешенной корзине из 16 валют, в которой веса отражали важность вал ют стран-участниц в соответствии с относительной долей их экономики в мировом экспорте. В 1981 г. содержание корзины, определяющей стоимость СПЗ, было изменено и стало включать только доллар США, марку ФРГ, французский франк, японскую иену и фунт стерлингов Великобритании, т.е. валюты стран-участниц, имевших наибольший объем экспорта в период между 1975 и 1979 гг. МВФ продолжал распределять СПЗ в соответствии с упомянутой выше системой квот в дополнение резервных активов стран-участниц. Введение СПЗ не оказалось столь успешным мероприятием, как предполагали его сторонники, так как они занимают очень скромное место в общей системе международных расчетов. Устав МВФ подвергся значительным изменениям после Ямайского соглашения, заключенного в Кингстоне, Ямайка, в мае 1976 г. Соглашение понизило значение золота в международной валютной системе, одобрило систему плавающих валютных курсов, пересмотрело оценку и сферы возможного использования СПЗ и разрешило продажу золотых резервов МВФ в пользу развивающихся стран-участниц. Помимо предоставления кредитов другой важной задачей МВФявляется надзор за политикой стран-участниц в области валютных курсов с целью сохранения последовательности макроэкономической политики на мировом уровне. Это осуществляется путем организации ежегодных или проводящихся раз в два года совещаний стран-участниц. Исполнительная власть в МВФ принадлежит Совету управляющих, включающему по два представителя от каждой страныучастницы. Повседневная работа Фонда осуществляется постоянным штатом под руководством Директора-распорядителя и Совета директоров,. См. de Vries, M.G., The International Monetary Fund, 3 vol., IMF, ‘ Washington (1985).

Источник: Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. Инфра-М 2003

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МВФ
англ. International Monetary Fund, IMF) – международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Имеет статус специализированного учреждения ООН. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН (1944) в Бреттон-Вудсе (США), начал функционировать в мае 1946, к финансовым операциям приступил с 1 марта 1947. Местопребывание руководящих органов – Вашингтон (США). На нач. 2001 в МВФ входили 182 страны. Россия стала членом МВФ в 1992. В соответствии со Статьями соглашения (уставом) МВФ его высшим руководящим органом является Совет управляющих, в к-ром каждая страна представлена управляющим центрального банка и его заместителем. Важные функции выполнял образов. в 1974 Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы. В сент. 1999 он был преобразован в Международный валютный и финансовый комитет Совета управляющих. Этот орган осуществляет выработку стратегич. решений, относящихся к деятельности МВФ и реформированию междунар. валютной и финансовой системы. Исполнительный совет несет ответственность за широкий круг вопросов, в частн., за предоставление кредитов странам-членам. С 1992 в его состав входят 24 исполнит. директора (включая представителя России). Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя, к-рый ведает текущими делами (с мая 2000 им является Хорст Келер, Германия). Капитал МВФ складывается из взносов государствчленов. Каждая страна имеет выраж. в спец. правах заимствования (СДР) (см. Международные валютные единицы) квоту, определяющую сумму подписки (взноса) на капитал МВФ. Размеры квот устанавливаются на основе уд. веса стран в мировой экономике. Образующие резервную долю 25% взноса оплачиваются используемыми Фондом конвертируемыми валютами или СДР, ост. часть – нац. валютой. Не реже 1 раза в 5 лет производится пересмотр квот. Совет управляющих в янв. 1998 в завершение очередного, 11-го по счету пересмотра квот принял решение об увеличении общей их суммы на 45%; это решение вступило в силу 22 янв. 1999, в результате чего капитал МВФ возрос с 145,6 млрд до 212 млрд СДР. На февраль 2001 он составляет 212,4 млрд СДР, или 290,4 млрд долл. (пересчет в доллары здесь и далее – по среднегодовому курсу доллара к СДР за 1999: 1,36732 долл. за 1 СДР). Суммарная доля 25 развитых стран составляет 62,8% общей суммы квот в МВФ, в т.ч.: США – 17,5%, Японии – 6,3, Германии – 6,1, Великобритании – 5,1, Франции – 5,1, Италии – 3,3 и Канады – 3,0%; 15 стран-членов ЕС – 30,3%. Россия по величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,1 млрд долл.) занимает 10-е место. На нее приходятся 2,8% капитала МВФ; на квоты всех стран СНГ и Балтии – 4,46%, что соответствует 9,5 млрд СДР, или 13,0 млрд долл. Величина квоты определяет кол-во голосов, к-рыми страна-член располагает в руководящих органах МВФ (оно исчисляется по принципу 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты плюс 250 базовых голосов независимо от квоты). Поскольку принятие решений по наиболее важным вопросам требует квалифицир. большинства голосов (85%), США, как и страны-члены ЕС, могут практически всегда контролировать (вплоть до вето) процесс принятия решений. МВФ предоставляет кредиты в ин. валюте для выравнивания платежных балансов стран-членов, а также для поддержки макроэкономич. стабилизац. программ и структурной перестройки экономики этих стран. По форме кредиты представляют собой «покупку» (заимствование) страной-членом ин. валюты или СДР в обмен на эквивалентную сумму в нац. валюте. В пределах резервной доли страна может получать в МВФ валютные средства по первому требованию и без обязательства вернуть их МВФ. Кредит сверх резервной доли делится на 4 кредитные доли (транша), каждая по 25% величины квоты. Предоставление ресурсов в счет «верхних» кредитных долей, как правило, производится в форме договоренности страны с МВФ о резервном кредите, или «договоренности стэнд-бай» (см. Кредит «Стэнд-бай»), т.е. об открытии Фондом кредитной линии. Эти договоренности имеют срок действия от года до 18 мес. (могут продлеваться до 3 лет). С 1974 резервная и кредитные доли дополнены механизмом расшир. кредитования. Он предназначен для предоставления кредитов странам-членам в случае особенно серьезных нарушений равновесия платежного баланса на срок до 3 лет (с возможностью продления на 4-й год). Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расшир. кредитования устанавливаются Исполнительным советом и время от времени пересматриваются. С окт. 1994 они составляют: предоставление кредитов на протяжении года – до 100% квоты страны; предельная величина, включающая задолженность по ранее получ. кредитам, – 300% квоты. В исключит. случаях эти лимиты могут быть превышены. По истечении установл. срока страна-член обязана произвести обратную операцию – «выкупить» нац. валюту у МВФ (погасить задолженность), вернув ему долг в СДР или в иностр. валютах. Возврат кредитов «стэнд-бай» производится в течение периода от 31/4 года до 5 лет со дня приобретения валюты и при расшир. кредитовании – от 41/2 года до 10 лет. Для увеличения масштабов ссудных операций с целью смягчения острых междунар. валютных проблем МВФ практикует создание спец. кредитных механизмов в дополнение к кредитным долям (траншам). В рамках одной группы спец. механизмов кредитование осуществляется за счет собств. средств МВФ. Прежде всего – это механизм компенсац. финансирования стран, чей дефицит платежного баланса вызван независящими от них причинами, напр. сокращением валютных поступлений вследствие падения цен на экспортируемые товары. Реакцией МВФ на мировой финансовый кризис 1997–98 гг. явилось образование механизма финансирования дополнительных резервов (в дек. 1997) и чрезвычайных кредитных линий (апр. 1999). Др. группу составляют периодически учреждаемые временные механизмы (фонды) льготного кредитования наиболее бедных развивающихся стран, формируемые по преимуществу на основе соглашений МВФ с промышленно развитыми гос-вами и странами-членами ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) о предоставлении Фонду заемных ресурсов. В 1986–93 гг. существовал механизм финансирования структурной перестройки (2,7 млрд СДР); с 1987 действовал ставший его преемником механизм расшир. финансирования структурной перестройки (6 млрд СДР, в 1994 был продлен и увеличен на 5 млрд СДР). В рамках этого механизма предоставлялись льготные кредиты развив. странам с низким уровнем дохода с целью поддержки осуществляемых ими среднесрочных программ макроэкономич. стабилизации и структурных реформ. В ноябре 1999 механизм расширенного финансирования структурной перестройки был преобразован в механизм для борьбы с бедностью и содействия экономич. росту. На 30 апр. 2000 итоговая сумма обязательств МВФ по выделению кредитов с 1986 в рамках названных механизмов льготного кредитования составила 11,7 млрд СДР, или 16,0 млрд долл. (фактически предоставлено 9,5 млрд СДР – 13,0 млрд долл.). Роль МВФ при формировании механизмов льготного финансирования состоит в посредничестве между странамикредиторами, с одной стороны, и нуждающимися в валютных ресурсах странами-заемщицами, с другой. Всего за период 1947–2000 гг. МВФ предоставил странам-членам кредитные ресурсы на общую сумму 192,7 млрд СДР (263,5 млрд долл.), а вместе с льготными займами за счет специальных механизмов – 205,5 млрд СДР, что соответствует 281,0 млрд долл. На протяжении первых 20 лет деятельности МВФ кредитовал по большей части развитые государства, на долю к-рых в 1947–66 гг. пришлось 56,4% всех кредитов. Однако с 70-х гг. МВФ переориентировался на оказание финанс. содействия развивающимся странам. В 90-е гг. значит. кредиты были предоставлены гос-вам Центральной и Восточной Европы и быв. СССР, что связано с большими трудностями, к-рые они испытывают в процессе перехода к рыночной экономике. Общая сумма выделенных МВФ России с 1992 валютных средств составляет 25,8 млрд СДР, или 35,3 млрд долл. [включая согласов. 26 марта 1996 кредит в рамках механизма расшир. кредитования в размере 6,9 млрд СДР (10,1 млрд долл.) сроком на 3 года, одобр. 20 июля 1998 срочный антикризисный кредитный пакет на сумму 8,5 млрд СДР (11,2 млрд долл.) и договоренность от 28 июля 1999 о резервном кредите («стэнд-бай») объемом в 3,3 млрд СДР (4,5 млрд долл.) на срок 17 мес.]. Однако поскольку договоренности были реализованы лишь частично, фактически до конца 2000 были предоставлены только 15,6 млрд СДР (21,3 млрд долл.). Предоставление МВФ средств связано с выполнением странами-заемщицами определ. условий (принцип «обусловленности кредитов»). Выдвигаемые МВФ требования, к-рые, как правило, имеют жесткую дефляц. направленность, призваны устранить разбалансированность экономики страны, обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и тем самым гарантировать погашение ею долга Фонду. Подобные меры не всегда достигают желаемой цели. В то же время при определ. обстоятельствах они могут способствовать свертыванию инвестиций, экономич. застою, снижению жизн. уровня населения. МВФ осуществляет регулирование междунар. валютно-финансовых отношений, вносит необходимые изменения в структурные принципы мировой валютной системы. Во-первых, он выступил проводником принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота. В соответствии с вступившими в силу в 1978 поправками к Статьям соглашения (уставу) страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости своих ден. единиц. Во-вторых, согласно уставу МВФ наделен полномочиями создавать «при возникновении долговрем. глобальной потребности в пополнении существующих резервных активов» ликвидные средства в виде СДР, предназначенные для увеличения резервов стран-членов и распределяемые пропорционально величине их квот. Всего с 1970 в 2 приема (в 1970–72 и 1979–81) выпущено в общей сложности 21,4 млрд СДР (около 30 млрд долл.). В сент. 1997 Совет управляющих принял решение о внесении новой поправки в устав МВФ, к-рая позволяет осуществить спец. одноразовое распределение СДР на сумму 21,4 млрд. В результате этого общая сумма СДР должна удвоиться, составив 42,9 млрд (около 60 млрд долл.). Соответств. мера трактуется как решение «вопроса о справедливости» в отношении более чем 1/5 стран-членов МВФ, включая республики быв. СССР, к-рые до тех пор не получали СДР в порядке распределения. Предполагается, что все страны-члены будут иметь средства в СДР в размере 29,32% относительно их квот. Однако к началу 2001 эта поправка все еще не была ратифицирована государствами-членами, к-рые в сумме бы располагали требуемыми 85% голосов. Россия ратифицировала ее в феврале 2001. В-третьих, МВФ производит регулирование режима валютных курсов стран-членов. Поправки 1976–78 к уставу МВФ предоставили странам возможность выбора практич. любого валютного режима: либо плавающий (свободно или в тех или иных пределах), либо фиксиров. валютный курс, к-рый может быть выражен в одной из нац. валют, в единице СДР или в избр. страной наборе ряда валют (см. Валютная корзина). При этом страны должны руководствоваться при проведении политики в области валютного курса определ. нормами. Страна обязана «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами». МВФ контролирует соблюдение странами этих норм. В-четвертых, МВФ постоянно (особенно настойчиво с 1993) добивается от стран-членов устранения валютных ограничений на осуществление платежей и переводов по текущим междунар. операциям. К апр. 2000 соотв. обязательства приняли на себя 149 стран (св. 4/5 стран-членов), в т.ч. Россия (с июня 1996). МВФ предполагает внести поправки в устав, к-рые распространили бы требование относительно устранения ограничений также на область валютных операций, связанных с движением капиталов. В-пятых, МВФ участвует в регулировании междунар. кредитных отношений путем предоставления кредитов странам-членам, посредством оказания кредиторам и заемщикам посреднических услуг, а также как гарант платежеспособности стран-должников (достижение договоренности о предоставлении МВФ кредита расценивается как показатель междунар. доверия к стране-заемщице). Наконец, в-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор за макроэкономич. и валютной политикой стран-членов и за состоянием мировой экономики. Госва обязаны регулярно предоставлять Фонду широкий набор сведений о состоянии их экономики и постоянно консультироваться с ним. МВФ активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами, прежде всего со Всемирным банком. За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универс. орг-цию, признан в качестве гл. межгос. органа регулирования мировых валютно-кредитных отношений. Вместе с тем страны-члены добиваются совершенствования как институцион. механизмов МВФ, так и реализуемых им программных установок к выгоде всего мирового сообщества

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь