МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Найдено 1 определение
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
форма движения ссудного капитала в сфере междунар. экономич. отношений, связанная с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заёмщиков выступают банки, монополии, частные капиталисты, гос. учреждения, пр-ва, а также междунар. и регион, орг-ции.
В эпоху пром. капитализма кредит способствовал интернационализации произ-ва и обмена, образованию мирового рынка, служил средством повышения конкурентоспособности товаров наиболее развитых стран, был одной из форм финансирования войн и усиления эксплуатации экономически отсталых стран. Особенно широкое распространение М. к. к. с. получил в эпоху империализма, одним из осн. признаков к-рого является вывоз капитала. До 1-й мировой войны 1914 - 18 крупными кредиторами были Великобритания, Франция и Германия. В годы 1-й мировой войны гл. страной-кредитором стали США. М. к. к. с. применялся в основном для финансирования воен. поставок. В послевоен. период США широко использовали займы и кредиты как средство подчинения др. стран. Мировой экономич. кризис 1929 - 33 нанёс сокрушительный удар по М. к. к. с. Произошло банкротство тысяч фирм, сотен банков, целых гос-в.
В период 2-й мировой войны 1939 - 45, в отличие от прошлых войн, М. к. к. с. не играл существенной роли, т. к. финансирование поставок воен. и др. материалов производилось в основном в формах, не связанных с предоставлением кредита (напр., ленд-лиз). В послевоен. период до сер. 50-х гг. США оставались почти монопольным междунар. кредитором. За первые пять послевоен. лет (1946 - 50) сумма правительств, кредитов и «помощи» США (включая поставки по «плану Маршалла») др. странам составила 30,2 млрд. долл. Самым крупным был кредит, предоставленный США Великобритании в 1945 (3750 млн. долл.), условия к-рого дали возможность амер. капиталу проникнуть в страны стерлинговой зоны (см. Валютные зоны). На совр. этапе общего кризиса капитализма в результате действия закона неравномерности развития США перестали быть монополистами в сфере междунар. кредита, т. к. страны Зап. Европы, особенно члены «Общего рынка», превратились из должников в кредиторов. В условиях энергетич. кризиса нач. 70-х гг. нек-рые развивающиеся нефтедобывающие страны стали выступать в роли кредиторов промышленно развитых стран, у к-рых усилилась неустойчивость платёжных балансов. Это обострило межимпериалистич. противоречия в сфере кредита.
М. к. к. с. выполняет ряд функций: стимулирует экспорт товаров и услуг; создаёт благоприятные условия для частных иностр. инвестиций; служит инструментом выкачивания прибыли в виде процентов из стран-должников; способствует установлению в этих странах выгодных для иностр. монополий экономич. и политич. режимов. Значение перечисленных функций не равноценно и меняется по мере развития общего кризиса капитализма.
М. к. к. с. выступает в самых разнообразных формах. Их можно классифицировать по неск. гл. признакам, характеризующим отд. стороны кредитных отношений.
В зависимости от объекта кредитования различают товарные кредиты, предоставляемые в основном экспортёрами своим покупателям, и финанс. кредиты, предоставляемые банками-заёмщиками. По экономич. содержанию кредиты подразделяются на коммерческие, связанные с внешнеторг. операциями, и финансовые, к-рые могут использоваться на любые цели, включая погашение задолженности, инвестирование в ценные бумаги, прямые капиталовложения и т. д. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора, кредиты различаются как: 1) частные, предоставляемые фирмами, банками и брокерами (посредниками); правительственные; 3) кредиты, предоставляемые междунар. финанс. орг-циями, напр. Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Международным валютным фондом (МВФ), Межамериканским банком развития, Азиатским банком развития, Африканским банком развития и др.
По срокам М. к. к. с. различают: а) краткосрочные - до 1 года; б) среднесрочные - от 1 года до 5 лет; в) долгосрочные - св. 5 лет. В ряде случаев среднесрочными считаются кредиты сроком до 7 лет, а долгосрочными - св. 7 лет.
Условия М. к. к. с. определяются состоянием междунар. рынка капиталов, соотношением экономич. и политич. сил на междунар. арене.
Новым явлением после 2-й мировой войны стало удлинение традиц. сроков фирменных кредитов до 7 - 8 лет и более, а также создание спец. системы долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования, включая кредит по «лизингу» (аренда оборудования). С этой целью в нач. 70-х гг. в ряде стран были проведены реформы кредитования экспорта.
Стоимость кредита выражается в годовых процентах путём сопоставления всех расходов, связанных с получением кредита, и суммы кредита, фактически использованной в течение года. Сверх осн. процентной ставки взимается банковская комиссия, а также скрытые формы вознаграждения. Напр., завышается цена товаров, проданных в кредит; часто банки требуют дополнит. гарантий, страхования кредитного риска в определённых орг-циях, а также принудительного депонирования денег в определённом размере от суммы кредита. Стоимость кредита зависит от его срока, формы, обеспечения. Существенное влияние на неё оказывают инфляция, девальвация и ревальвация валют. Наиболее дорогим считается фирменный кредит, а наиболее дешёвым - гос. кредит и кредит из спец. фондов междунар. и региональных кредитно-финанс. учреждений, поскольку часть последнего покрывается за счёт госбюджета или особых резервов.
С развитием гос. монополистич. капитализма гос-во становится активным участником междунар. кредитных отношений, выступая в роли должника, кредитора и гаранта. Оно предоставляет кредиты и финансирует внешние операции частных фирм и банков. Распространённой формой кредитования выступают смешанные кредиты гос. и частных капиталов. Нередко гос-во субсидирует банки с целью снижения взимаемого с заёмщиков процента (т. н. бонификация). Монополии возложили функцию страхования М. к. к. с. на гос-во, к-рое берёт на себя риск неуплаты долга в срок импортёром или должником. Гарантии по фирменным и банковским кредитам предоставляют специально созданные полугос. или гос. орг-ции («ДГЭК» в Великобритании, «КОФАСЕ» во Франции, «Гермес» в ФРГ) или частные («Тройарбайт» в ФРГ). Эти орг-ции действуют от имени пр-ва и за его счёт в рамках лимита гос. гарантий по экспортным кредитам, утверждаемым при принятии госбюджета. Фирмы и банки платят за гарантии определённый процент (от 0,1 до 2% и более), который перекладывают на получателей кредита, удорожая его стоимость. При несостоятельности должников или при непогашении кредита в срок страховые орг-ции возмещают кредиторам определённые суммы. Тем самым убытки монополий, связанные с завоеванием внешних рынков, перекладываются на гос. бюджет, т. е. покрываются за счёт налогов, взимаемых с широких масс населения, и высоких ставок страховых премий, перелагаемых на развивающиеся страны.
Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы спец. гос. или полугос. экспортно-импортные банки, к-рые осуществляют кредитование и страхование гл. обр. внешнеторг. операций. В США эту функцию выполняет Ассоциация страхования экспортных кредитов - самостоятельно до 150 тыс. долл. по коммерч. рискам и совместно с Экспортно-импортным банком сверх указанной суммы. Экспортно-импортный банк, играющий важную роль в экспансии амер. монополий, берёт на себя полную ответственность за возмещение ущерба в связи с политич. риском. Банки сходного типа учреждены в Японии (Экспортно-импортный банк), Франции («Банк франсэз дю коммерс экстерьер»), ФРГ («Аусфур кредитгезелынафт») и в др. странах.
М. к. к. с. является объектом гос.-монополистич. регулирования с целью координации условий предоставления экспортных кредитов монополиям-экспортёрам, а также согласования размера «помощи» в условиях огромной внешней задолженности развивающихся гос-в. Первой попыткой унифицировать условия экспортных кредитов явилось создание в 1934 Бернского союза (Союза страхователей междунар. кредита). Этот Союз, объединявший 29 страховых компаний из 23 стран, был создан с целью обмена информацией о практике гарантирования экспортных кредитов. Хотя он не вырабатывает обязательных правил, в результате его деятельности достигнута нек-рая унификация максимального покрытия кредитов, обеспеченных товарами. Участники Конвенции Бернского союза (1960) договорились не превышать пятилетний срок кредитов при экспорте в промышленно развитые страны и информировать о случаях нарушения этого соглашения. Это требование, однако, не всегда соблюдается. С 1969 по инициативе Великобритании разрабатывается единая политика в области финансирования и страхования экспортных кредитов в рамках Орг-ции экономич. сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, в 1972 17 капиталистич. стран подписали соглашение о регулировании условий экспортных кредитов, к-рые используются как орудие торговой войны. В странах «Общего рынка» практикуется система консультаций с целью согласования экспортных кредитов, вырабатываются единые принципы определения политич. и коммерч., в т. ч. валютных, рисков по среднесрочным и долгосрочным кредитам. Кроме того, предоставление экспортных кредитов координируется на двусторонней основе (между гос-вами) на уровне фирм и отраслевых объединений. Однако регулирование М. к. к. с. в условиях господства частной собственности не может выйти за рамки стихийных рыночных законов. Это определяет его границы и противоречия.
С возрастанием интернационализации произ-ва и обмена усиливается роль М. к. к. с. Расширяются кредитные отношения между развитыми капиталистич. странами. Новые элементы в М. к. к. с. вносят междунар. сверхмонополии, к-рые борются за экономич. передел мирового капиталистич. рынка и господство над ним. Увеличивается кредитная экспансия империалистич. держав - кредиты предоставляются развивающимся странам на таких условиях, к-рые усиливают их экономич. и политич. зависимость от развитых капиталистич. стран. Значительно возрастают суммы кредитов на финансирование междунар. торговли; на урегулирование платёжных балансов (напр., в связи с энергетич. кризисом) и поддержку осн. валют капиталистич. мира (кредиты, предоставляемые МВФ, операции «своп» - взаимные краткосрочные кредиты центр. банков и др.). С 60-х гг. составным элементом М. к. к. с. стали т. н. еврозаймы - междунар. частные, преим. облигационные, займы, выпускаемые в иностр. валюте. При этом нац. рынок капиталов выполняет посреднические функции как для кредиторов, так и для заёмщиков. Еврозаймы предоставляются преим. в долларах, а с нач. 70-х гг. и в зап.-европ. валютах (марках ФРГ, швейц. франках и др.). Это чисто финанс. займы, не связанные с обязательствами закупки товаров в определённой стране. Разновидность М. к. к. с. - накопление иностр. валют центр. и коммерч. банками. Страны, к-рым принадлежат авуары иностр. валют, несут потери при девальвации последних. М. к. к. с., особенно краткосрочный, связанный с рынком евровалют (см. Евродоллары), - это сфера гигантской междунар. спекуляции, потрясающей капитализм в периоды острых вспышек валютного кризиса.
М. к. к. с. - средство внешней экспансии монополий. Империалистич. державы, прежде всего США, используют кредит для проведения агрессивной внешней политики. Подавляющая часть займов направляется в страны, связанные с военно-политич. блоками. Втягивание стран-заёмщиков в воен. орбиту империализма сопровождается экономич. подчинением этих стран.
М. к. к. с. используется монополиями для приобретения источников дешёвого сырья и расширения рынков сбыта, сфер приложения капиталов и т. д. Обострение проблемы рынков способствует усилению роли М. к. к. с. как орудия конкурентной борьбы с др. странами-экспортёрами и пром-стью стран-заёмщиков. Резко возросла «связанность» кредитов с экспортными поставками из страны-кредитора. Об этом писал В. И. Ленин ещё на заре империализма: «Самая обычная вещь: условием займа становится расходование части его на покупку продуктов кредитующей страны, особенно на предметы вооружения, на суда и т. д.» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 363). В совр. условиях нередко весь заём должен быть использован в кредитующей стране. Напр., кредиты Экспортно-импортного банка США предназначены только для закупки товаров у амер. фирм.
Кредитная экспансия империалистич. держав в развивающиеся страны используется их монополиями для борьбы с нац.-освободит. движением, насаждения марионеточных режимов, экономич. и политич. давления. М. к. к. с. предоставляется, как правило, в обмен на определённые уступки стран-заёмщиков; предпочтение отдаётся тем странам, в к-рых господствуют монополии ведущих капиталистич. гос-в, а также реакционные антинар. режимы, странам, используемым как военно-политич. плацдарм в борьбе против коммунизма и нац.-освободит. движения. Снижение объёма «помощи» развитых капиталистич. стран в отд. годы усиливает роль кредита как средства давления на экономич. политику развивающихся стран.
Гос. формы М. к. к. с. подготавливают почву для частных иностр. инвестиций, т. к. выдача кредитов связывается с требованием о предоставлении льгот монополиям, осуществляющим капиталовложения в стране-заёмщике. Часто выдача кредитов сопровождается требованием о предоставлении частным фирмам стран-кредиторов концессий на разработку природных богатств стран-заёмщиков. Своим «дочерним» компаниям в др. странах монополии предоставляют фирменные кредиты сроком до 10 - 12 и даже 15 лет для приобретения оборудования, материалов, услуг. В целом при помощи М. к. к. с. в 60-е - нач. 70-х гг. осуществлялось примерно 1/4 экспорта товаров из промышленно развитых стран в развивающиеся, в т. ч. 2/3 экспорта машин и оборудования.
М. к. к. с. влияет на экономич. структуру стран-займополучателей. Он используется преим. для сохранения развивающихся стран на положении поставщиков дешёвого сырья и рынков сбыта готовой продукции. Напр., в нач. 70-х гг. Экспортно-импортный банк США отказался кредитовать экспорт нефтяного оборудования для нац. пром-сти развивающихся стран Азии. М. к. к. с. используется для развития инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в первую очередь иностранных, а также способствует укреплению позиций нац. буржуазии, связанной с междунар. капиталом.
Важное место в системе М. к. к. с. занимают кредиты, предоставляемые промышленно развитыми странами с целью рефинансирования и консолидации огромной задолженности развивающихся стран. Последняя достигла в нач. 70-х гг. 80 млрд. долл. (против 10 млрд. в 1955), а их ежегодные платежи составляли 9 млрд. в иностр. валюте. Расходы по погашению ранее полученных иностр. кредитов и процентов по ним создают напряжение в платёжных балансах стран-должников и ухудшают их валютно-экономич. положение.
Для совр. системы М. к. к. с. характерно дальнейшее углубление межимпериалистич. противоречий и обострение антагонизма между промышленно развитыми капиталистич. и развивающимися странами. По мере расширения сотрудничества двух систем - капитализма и социализма - между ними, особенно в 60 - 70-х гг., развиваются кредитные отношения. Заключаются различные кредитные соглашения, в частности капиталистич. банки предоставляют кредиты для экспорта оборудования и др. товаров в социалистич. страны. Империализм постепенно теряет свои позиции в сфере междунар. кредитных отношений. Страны социализма всё чаще выступают в качестве кредиторов на мировой арене. Кредитная помощь социалистич. гос-в развивающимся странам - новый тип международного экономического сотрудничества (см. Международный кредит социалистических стран).

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.