межгосударственные (межправительственные) соглашения, регламентирующие вопросы налогообложения; разновидность международных договоров. Могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние соглашения. По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на следующие группы: - соглашения по вопросам взимания таможенных пошлин — таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли, Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких организаций, как:
— Европейское Экономическое Сообщество;
— Европейская Ассоциация Свободной Торговли;
— Латиноамериканская Ассоциация Интеграции;
— Латиноамериканская экономическая система;
— Карибское Сообщество; - соглашения об избежании двойного налогообложения — многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:
— доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;
— имущества и доходов от реализации имущества;
— доходов и имущества в сфере международных перевозок;
— доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности); - соглашения о предоставлении на основе взаимности привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот определенным категориям учреждений (организаций) и лиц (и членам их семей):
— по дипломатическим представительствам — дипломатические конвенции (Венская конвенция 1961 г. и двусторонние соглашения);
— по консульским учреждениям — консульские конвенции (Венская конвенция 1963 г. и двусторонние консульские конвенции);
— по международным организациям — конвенции о льготах международным организациям и их служащим (Венская конвенция 1969 г.). - соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах:
— соглашения и протоколы к соглашениям, устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми органами (налоговыми властями, компетентными органами) по вопросам применения соглашения об избежании двойного налогообложения;
— международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; - соглашения о стандартизации и унификации систем налогообложения:
— доходов;
— имущества;
— по применению единых ставок и общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов (НДС, акцизов, государственной пошлины и т.д.). - комбинированные соглашения — соглашения, регламентирующие взимание различного рода налогов, освобождения от двойного налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов (наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество). Первым международным налоговым соглашением считается соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества.
После Первой мировой войны 1914—1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация. С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. — Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977 г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов. Впоследствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.). Модельные конвенции распространяются на все виды налогов на доходы и капитал. Основными целями являются:
— устранение двойного налогообложения;
— предотвращение уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога. Модельные соглашения содержат:
— перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;
— определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;
— определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве — источнике дохода таких видов доходов, как: - прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды; - проценты; - роялти; - доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); - доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); - других доходов;
— определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);
— установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.). В отличие от Модельной конвенции ООН Модельная конвенция ОЭСР разрабатывалась с учетом отношений, сложившихся между развитыми странами, что обусловило применение в качестве основного принципа обложения доходов по месту резидентства получателя дохода, а не по месту источника дохода. Установлена модельная конвенция по имуществу.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юридич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринимательской деятельности. Как правило, соглашения об избежании двойного налогообложения заключаются на двусторонней основе. Однако в ряде случаев заключались и многосторонние соглашения, напр. Андское соглашение (Andean Treaty, между странами Андской группы в Латинской Америке), Северный договор (Nordic Treaty, между странами Скандинавии и Северного моря), Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц от 27 мая 1977 и аналогич. соглашение применительно к юридическим лицам от 19 мая 1978 (между странами-членами СЭВ). Проблемами, связанными с избежанием двойного налогообложения, начала заниматься Лига Наций в 1921. В 1928 была проработана первая модель двусторонней конвенции. С 1961 вопросами междунар. юридич. двойного налогообложения занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1963 ОЭСР утвердила «Проект Конвенции двойного налогообложения по доходу и капиталу» и соотв. рекомендации по избежанию двойного налогообложения, к-рые пересмотрены и уточнены в 1977 и в 1992. Влияние модели Конвенции вышло далеко за пределы стран-членов ОЭСР. Она использовалась в качестве базового документа в переговорах между странамичленами ОЭСР и др. странами, а также в работе всемирных и региональных междунар. орг-ций в области двойного налогообложения и связанных с ним проблем и в качестве основы для модели конвенции двойного налогообложения ООН между развитыми и развивающимися странами (воспроизводящей значит. часть положений и комментариев модели Конвенции ОЭСР). Типовая модель Конвенции ОЭСР по устранению двойного налогообложения состоит из 30 статей, объединенных в 7 глав. Модель Конвенции определяет сферу действия (глава 1) и нек-рые выражения (глава 2). Осн. часть составляют главы 3, 4, 5, в к-рых рассматриваются вопросы о мере обложения налогом дохода и капитала каждым из двух договаривающихся гос-в и способы устранения междунар. двойного налогообложения. Спец. положения (глава 6) и заключит. положения (глава 7) регулируют вступление в силу и прекращение действия Конвенции. Кроме двусторонних конвенций заключаются многосторонние, напр. Конвенция Скандинавских стран по доходу и капиталу и др. В 1992 Постановлением Правительства РФ № 352 утверждена типовая модель Соглашения по избежанию двойного налогообложения доходов и имущества, к-рая по содержанию близка к Типовой модели конвенции ОЭСР и на основе к-рой ведутся переговоры по пересмотру старых и заключению новых соглашений. При применении соглашений о налогообложении отд. видов предпринимательской деятельности необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 23 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991), если междунар. договорами Российской Федерации или СССР установлены иные правила, чем те, к-рые содержатся в законодательстве РФ по налогообложению, то применяются правила международного договора. При этом международные договоры РФ подлежат ратификации, если их исполнение требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также если они устанавливают иные правила, чем предусмотр. законом. В этой связи продолжают действовать те междунар. договоры РФ, содержащие налоговые вопросы, к-рые прошли процедуру ратификации. Также действуют и те соглашения, на к-рые есть ссылка в новых соглашениях об избежании двойного налогообложения, прошедших процедуру ратификации. (См. табл. 1.) Во всех ост. случаях положения международных договоров РФ, касающиеся налоговых вопросов, применяются на территории Российской Федерации только в части, не противоречащей действ. российскому законодательству. Соглашения об устранении двойного налогообложения в области морского судоходства (иногда сюда включается и речное судоходство) упорядочивают налогообложение при осуществлении морских перевозок. Многие из них содержат правила, в соответствии с к-рыми судоходные компании, имеющие свой орган управления на тер. одной из договаривающихся сторон, не облагаются налогами на доходы, полученные в результате осуществления деятельности компании (в сфере морских перевозок и(или) пассажиров) на тер. др. страны. Аналогичные правила распространяются и на порядок уплаты налогов с имущества судоходных организаций, осуществляющих междунар. перевозки. Как правило, в договорах указывается, что не подвергаются налогообложению вознаграждения, крые получают члены экипажей судов, занятых в международных перевозках. Такие граждане уплачивают налог в государстве, под флагом к-рого плавает судно. (См. табл. 2.) Соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушного транспорта регулируют вопросы освобождения от двойного налогообложения авиатранспортных организаций: при осуществлении ими деятельности, связанной с перевозками грузов и пассажиров; при определении налогообложения на имущество авиатранспортных организаций. Кроме того, в ряде соглашений устанавливается освобождение от взимания налогов с оплаты труда сотрудников представительств авиатранспортных организаций. (См. табл. 3.) Соглашения об устранении двойного налогообложения в области перевозок автомобильным транспортом, как правило, регламентируют целый комплекс вопросов, связанных с автомобильными сообщениями двух государств. Одним из них является устранение двойного налогообложения. Почти всегда стороны указывают на то, что перевозки (пассажиров и(или) грузов) взаимно освобождаются на территории обеих стран от любых сборов и налогов за пользование дорогами. В ряде соглашений дополнительно указывается на устранение обязанностей по уплате сборов за разрешение выполнения перевозок и нек-рые иные взаимные освобождения. (См. табл. 4.) v:shapes="_x0000_i1076"> v:shapes="_x0000_i1077"> v:shapes="_x0000_i1078"> v:shapes="_x0000_i1079">Налоговые положения, содержащиеся в Венских конвенциях о привилегиях и иммунитетах сотрудников дипломатических и консульских учреждений и соглашениях о создании и деятельности международных чреждений и организаций, напрямую не связаны с налогообложением, но тем не менее содержат положения, касающиеся налогообложения, в соответствии с к-рыми дипломатические представительства иностранных государств и представительства международных организаций освобождаются от всех видов налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, за исключением тех, к-рые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Соглашения и конвенции вступают в силу только после проведения процедуры их ратификации. Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи по вопросам соблюдения налогового законодательства аключаются в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства. Договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу содействие в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства, предоставлении информации о текущих изменениях в нац. налоговых системах, обучении кадров и др. областях, требующих совместных действий. Соглашения предусматривают также требования по соблюдению конфиденциальности получаемой информации. (См. табл. 5.) Страны по-разному интегрируют международные налоговые соглашения в национальное налоговое законодательство. Один из распростран. вариантов – включение в нац. законодательство специального положения относительно того, что в случае наличия международного соглашения его положения будут в любом случае превалировать над нормами нац. налогового законодательства. Этот порядок применяется и в Российской Федерации.