МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ
отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налогов юрисдикции (сферы применения законодательства).

Источник: Энциклопедический словарь терминов по менеджменту маркетингу экономике предпринимательству.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства. К основным сферам международных налоговых отношений относятся:
— применение таможенных пошлин и других налогов и сборов, взимаемых при пересечении товарами таможенных границ;
— налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;
— налогообложение доходов нерезидентов, полученных из источников, расположенных на территории страны;
— налогообложение имущества, расположенного за пределами территории страны, и доходов от реализации такого имущества;
— налогообложение наследств и дарений, получаемых из-за рубежа;
— налогообложение международных перевозок, услуг по экспедированию и хранению товаров;
— налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений, не относящихся к внешней торговле (банковских, страховых, инвестиционных и т.д.);
— установление иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, а также их сотрудников в отношении таможенных пошлин, налогов на доходы и имущество, а также в отношении отдельных видов внутренних налогов на потребление и различного рода сборов;
— сотрудничество налоговых властей по вопросам применения норм международных договоров и применения мер против избежания налогов (международные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства). Регулирование международных налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений. Одностороннее регулирование осуществляется путем издания законодательных актов, определяющих особенности условий налогообложения как для иностранных юридических лиц и иностранных физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических лиц и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом. Односторонними мерами по устранению международного двойного налогообложения для национальных граждан и компаний являются различного рода налоговые скидки на сумму уплаченных за рубежом налогов (иностранный налоговый кредит). Эти меры используются странами — экспортерами капитала для облегчения экспорта товаров, услуг и капитала. Наиболее широкое распространение получили двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество. Страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны — участницы Европейского Союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивы Совета ЕЭС о единых принципах построения системы НДС). Проблемы международных налоговых отношений находятся в центре внимания таких международных организаций, как ООН (Модельная конвенция ООН), ОЭСР (Модельная конвенция ОЭСР), ГАТТ и Всемирная торговая организация (взимание таможенных пошлин и сборов, ограничения по применению мер нетарифного регулирования), Европейский Союз (отмена таможенных пошлин в торговле между странами ЕЭС, создание общего рынка, унификация систем обложения НДС и других налогов и сборов). Специализированной международной неправительственной организацией, занимающейся проблемами международных налоговых отношений, является международная налоговая ассоциация. К традиционным проблемам международных налоговых отношений относятся:
— практические проблемы применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
— унификация правил исчисления налогооблагаемой прибыли юридических лиц и налогооблагаемых доходов физических лиц, получаемых за пределами страны постоянного пребывания;
— влияние изменений валютного курса на налогооблагаемый доход (проблема налогообложения курсовых разниц);
— влияние инфляции на налогообложение и применение методов индексации налогов;
— устранение налоговых препятствий международному движению капитала и создание условий для международной экономической интеграции;
— применение налоговых льгот с целью привлечения иностранного капитала;
— зачет убытков, понесенных в одной стране, для целей налогообложения прибыли в другой стране;
— избежание дискриминации в национальном и международном налогообложении;
— унификация внутренних налогов на потребление;
— трансфертное ценообразование и применение мер против избежания налогов, как при наличии, так и при отсутствии информации о сравнимых рыночных ценах;
— трактовка постоянного представительства для целей налогообложения;
— налогообложение интеллектуальной собственности и доходов от ее использования в международных экономических отношениях (налогообложение импорта и экспорта технологий, ноу-хау, патентов и других не осязаемых активов и технической помощи);
— международные налоговые проблемы, связанные с взаимным участием в капитале и реорганизацией дочерних иностранных предприятий;
— налоговые проблемы международного сотрудничества развитых и развивающихся стран (применение режима наиболее благоприятствуемой нации, режимов предоставляемых развивающимся странам — пользователям схемой преференций и наименее развитым странам — пользователям схемой преференций, а также предоставление иностранного налогового кредита лицам, получающим доходы из развивающихся стран);
— стандартизация мер против избежания налогов, применяемых в отношении дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых взаимозависимым лицам;
— тонкая капитализация и единообразное применение мер против избежания налогов при выплате процентов;
— налогообложение недвижимого имущества и доходов от его использования и продажи в международных экономических отношениях;
— устранение международного двойного налогообложения наследств и дарений при различиях методологии налогообложения в стране постоянного проживания донора и стране постоянного проживания реципиента;
— избежание двойного налогообложения доходов от капитала в международных экономических отношениях при использовании в стране — источнике дохода и стране — регистрации компании (стране постоянного места жительства физического лица) различных методов налогообложения;
— разграничение понятий «избежание налога» и «уклонение от налоговдля целей применения норм национальных налоговых законодательств, международных соглашений об избежании двойного налогообложения, международных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. К числу новейших проблем международного двойного налогообложения относятся:
— применение мер против избежания налогов в отношении налогоплательщиков, использующих схемы с участием компаний и международных трастов, учрежденных в офшорных зонах и странах (территориях) с льготными режимами налогообложения;
— налогообложение компьютерного программного обеспечения и доходов от его реализации (продажи и сдачи в аренду);
— проблема защиты конфиденциальности информации, передаваемой в рамках международного сотрудничества налоговых властей разных стран;
— налогообложение доходов от операций с производными финансовыми инструментами;
— налогообложение инвестиционных фондов и доходов от вложений в такие фонды;
— налогообложение доходов, полученных от электронной торговли (e-business).

Источник: Энциклопедия российского и международного налогообложения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
сфера международных экономических отношений, субъектами в которых выступают государства и налогоплательщики. В условиях глобализации мировой экономики существование национальных границ государств начинает иметь все меньшее значение для ведения коммерч. деятельности. Необходимость открытия новых рынков сбыта, стремление к получению дополнит. прибылей, доступа к ресурсам, технологиям или производственным мощностям приводит к тому, что предпринимат. деятельность перерастает границы одного гос-ва и выходит на международную арену. На экономическую эффективность международной деятельности существенно влияет налогообложение. В национальной системе налогообложения любого государства имеется определ. набор правил налогообложения налогоплательщиков: резидентов, частично осуществляющих деятельность за рубежом как в форме инвестиций, так и непосредственно через открываемые отделения (или филиалы), и нерезидентов – иностранных предпринимателей, ведущих деятельность на территории этого государства путем создания совместных предприятий, дочерних фирм, покупки предприятий у резидентов и т.п. Анализ показывает, что, хотя механизмы функционирования национальных налоговых систем различаются, в сфере налогообложения доходов и капиталов между ними существует определенная унификация. Она может являться либо результатом действия взаимных договоров, заключаемых между странами по вопросам налогообложения доходов и капиталов, либо результатом введения соответств. правил непосредственно во внутреннее налоговое законодательство страны с учетом международной практики. Заключение большого количества налоговых договоров между странами во всем мире привело к выработке нескольких международно признанных стандартов, к-рым стремятся следовать страны при подписании соглашений об избежании двойного налогообложения. Возникновение стандартов объясняется гл. обр. удобством применения таких налоговых договоров, а также тенденцией к унификации подходов разл. стран в налогообложении нерезидентов. В мировой практике существует три стандарта договора об избежании двойного налогообложения (англ. double taxation treaties): договор, разработанный ООН, обычно заключаемый между развитой и развивающейся страной; т.н. «многосторонний договор», предназначенный для подписания несколькими странами; договор, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для двух развитых стран. Следует также выделить группу договоров, заключаемых США с др. странами и в значительной мере привязанных к американской модели налогообложения доходов и капиталов. Так как большинство договоров, заключенных и заключаемых Россией, следуют модели договора, разработанной ОЭСР, осн. внимание будет уделено этому стандарту. Анализ осн. правил налогообложения резидентов и нерезидентов в развитых государствах и в России позволяет выделить осн. междунар. принципы налогообложения доходов и капиталов. К ним относится принцип определения налоговой юрисдикции – по гражданству или по территориальности. Поскольку данный принцип по-разному действует в отношении разл. типов доходов, выявляется принцип деления доходов на активные и пассивные. Межстрановые различия в подходах к распространению налоговой юрисдикции на активные и пассивные доходы приводят к двойному налогообложению доходов и капиталов, причем в междунар. практике налогообложения речь идет прежде всего о юридическом двойном налогообложении. В качестве след. принципа выделяют устранение двойного налогообложения как характеристики, присущей совокупности налоговых систем, взаимодействующих через соглашения об избежании двойного налогообложения, а также каждой налоговой системе в отдельности. Если проблема двойного налогообложения решается самим налогоплательщиком с учетом международного законодательства, возникает возможность налогового планирования, результатом к-рого может являться общее снижение налогового бремени. Под междунар. налоговым планированием понимается деятельность налогоплательщика, направленная на повышение налоговой эффективности внешнеэкономич. деятельности, в особенности при осуществлении иностранных инвестиций, цель к-рой: избежание двойного налогообложения, общее снижение налогового бремени и максимально возможное отложение момента уплаты налога во времени. Основополагающий принцип налогообложения в междунар. практике: принцип распространения налоговой юрисдикции на налогоплательщиков – резидентов и нерезидентов. Государства распространяют свою налоговую юрисдикцию либо на основе принципа гражданства (резидентства), либо на основе принципа территориальности. В соответствии с принципом гражданства налогом могут быть обложены доходы граждан данной страны или компаний, инкорпорированных (т.е. созданных и зарегистрированных в ней) лишь на основе их юридической связи с этой страной. В России в отношении граждан действует принцип территориальности, потому что юридическая связь – гражданство – не имеет значения для определения налогового статуса физического лица. Россия распространяет налоговую юрисдикцию на физических лицрезидентов (лиц, пробывших в России больше 183 дней в календарном году, согласно внутреннему законодательству). При этом налоговая юрисдикция распространяется на компании, инкорпорированные в РФ, независимо от места происхождения доходов. Т.о., в отношении налогообложения компаний Россия следует международному принципу резидентства, в отношении физических лиц – принципу территориальности. Общепризнанно, что двойное налогообложение может иметь место лишь в случае конфликтующего распространения налоговых юрисдикций государств. Принципы резидентства или территориальности применяются как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении объектов налогообложения. Комплексное применение этих принципов неизбежно ведет к тому, что доход или капитал может быть подвергнут налогообложению более чем один раз. Из анализа действ. российских соглашений, а также типовых моделей международных налоговых соглашений можно сделать вывод о том, что существует норма налогообложения в междунар. практике, уступающая приоритет налоговой юрисдикции стране, обладающей территориальной связью с рассматриваемым доходом, а распространение налоговой юрисдикции по принципу гражданства имеет при этом второстепенный характер. Для устранения двойного налогообложения существует только два решения. Первое основывается на введении в действие национальных законодат. норм, устраняющих двойное налогообложение, второе состоит в заключении междунар. соглашений по вопросам двойного налогообложения. К осн. внутренним методам устранения двойного налогообложения относят: полное исключение дохода, полученного за границей, из налоговой базы (англ. tax exemption), возможность отнесения уплаченного (удержанного) налога на затраты предприятия (англ. tax deduction) и ограниченный налоговый зачет (англ. limited foreign tax credit). Соглашения об избежании двойного налогообложения между странами также позволяют в той или иной степени снизить или полностью устранить эффект двойного налогообложения. Большая часть таких соглашений относится к «общим» налоговым соглашениям, они регулируют налогообложение доходов и капиталов нерезидентов путем установления взаимоприменяемых правил налогообложения разл. видов доходов, а также вводят понятия налоговой «недискриминации» нерезидентов по отношению к компаниям, инкорпорированным в данной стране. Анализ взаимодействия принципов налоговой юрисдикции и разделения доходов на активные и пассивные позволяет сделать след. обобщение. Иностранная компания в зависимости от вида деятельности может иметь след. налоговый статус: если она будет признана резидентом данной страны, то налогообложению в этой стране будут подлежать все ее доходы, включая активные и пассивные; если компания не является резидентом данной страны, но осуществляет деятельность на ее территории через постоянное представительство, то налогами облагаются только доходы, непосредственно связанные с деятельностью данного постоянного представительства; если компания-нерезидент не имеет постоянного представительства, то налогообложению подлежат только ее пассивные доходы от местных источников. Необходимо отметить, что российское налоговое законодательство предусматривает исключение из данного правила, а именно, распространяет действие налога у источника на активные доходы от оказания услуг или выполнения работ на тер. России, что противоречит обычному ограниченному применению принципа территориальности к активным доходам. Критерий постоянного представительства применяется только для определения налогового статуса доходов и капиталов от «активной» коммерч. деятельности. Для определения активной деятельности считается достаточным признак регулярного участия сотрудников компании в ее осуществлении. Для целей налогообложения пассивных доходов (включающих доходы от прироста капиталов), в получении к-рых деятельность сотрудников компании является эпизодической, существенным является критерий налогового источника. С учетом значимости определения категории «постоянное представительство» на основе анализа типовой модели ОЭСР формулируются достаточные признаки постоянного представительства: необходимо наличие активной коммерч. деятельности, т.е. эта деятельность должна быть направлена на извлечение прибыли (напр., постоянная деятельность некоммерческой организации образовывать постоянного представительства не может). Два др. признака данного налогового режима предлагается считать признаками постоянства. Первый из них – постоянство места (так, постоянная деятельность транспортной компании, регулярно осуществляющей поставки в то или иное государство, постоянного представительства не образует). Второй признак – постоянство времени. Именно регулярная деятельность компании может привести к возникновению постоянного представительства. Каждая страна по своим правилам определяет, занимается ли компания деятельностью регулярно или нет. В Российской Федерации при определении регулярности de facto действует правило 30 дней в календарном году. На основе сформулированных междунар. принципов налогообложения (распространение налоговой юрисдикции, деление доходов на активные и пассивные, устранение двойного налогообложения и налоговое планирование) можно сделать вывод о том, что в наст. время активно формируется новое направление в сфере налогообложения – международные налоговые отношения. Причем наиболее явно этот процесс заметен в сфере налогообложения доходов и капиталов. Под налогообложением доходов и капиталов в сфере междунар. налоговых отношений понимают параллельное налогообложение доходов и капиталов лица в рамках налоговых систем двух и более государств, урегулированное нормами междунар. налогового права. Характерным для отношений в сфере междунар. налоговых отношений является то, что для отд. страны национальные налоговые нормы действуют в отношении иностранного объекта налогообложения или иностранного налогоплательщика, а также то, что налогоплательщик подпадает под действие двух или более взаимодействующих между собой налоговых систем. В идеальной ситуации взаимодействие налоговых систем должно быть урегулировано общими соглашениями, заключенными по налоговым вопросам. При этом исключит. особенностью рассматриваемых отношений является то, что налогоплательщик волен сам избирать налоговую юрисдикцию государства, действие крой будет в той или иной мере влиять на его налоговый статус, либо полностью отказаться от деятельности в данной стране

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
712.42 кб

Исполнение обязанности налогового агента в отношении процентного дохода по международным займам и кр

Коломеец Д.С.
Читать PDF
238.75 кб

2010. 03. 039. Маташева О. Д. Международно-правовое регулирование налоговых отношений в европейском

Четвернина А. В.