Международная экономическая интеграция регионализация

Найдено 1 определение
Международная экономическая интеграция регионализация
это процесс сближения и взаимопереплетения экономик двух и более стран с однородной социально-экономической системой, нацеленный на достижение той или иной формы (стадии) сращивания национальных процессов воспроизводства, которое постепенно становится необратимым и нацеленным на формирование единого полигосударственного хозяйственного организма. Глубинная (фундаментальная) причина м.э.и. – противоречие между интернациональным характером производительных сил и общественного производства на этапах их зрелой индустриализации и постиндустриализации, с одной стороны, и сохранением узких национально-государственных границ, препятствующих прогрессу интернационализации хозяйственной жизни, – с другой. Участники интеграционных блоков стремятся использовать м.э.и. как инструмент повышения своей глобальной конкурентоспособности путем создания друг для друга определенных льготных условий взаимодействия в общем экономическом пространстве, которыми не могут пользоваться хозяйствующие субъекты третьих стран. Роль м.э.и. как средства международной конкуренции во многом обусловливает ее региональный характер. В том же направлении действует фактор географической «сопредельности»: наличие у нескольких интегрирующихся стран общих границ, что формирует регионально-территориальную общность, облегчающую процесс хозяйственного сращивания. Напротив, отсутствие такой общности затрудняет интеграцию (например, Армении в ЕврАзЭС).
Поскольку м.э.и. носит региональный характер, в российской литературе ее нередко называют регионализацией. В ЕС регионализацией называют формирование в ходе м.э.и. тесных хозяйственных связей между регионами сопредельных стран – например, юго-западной Германии с западной и северной Италией. По интенсивности они превосходят связи с другими регионами своих стран.
М.э.и. – это комплексный феномен, распространяющийся и на базисные (производственные, или экономические), и на различные надстроечные отношения (политические, социальные, гуманитарные и др.). Она пронизывает самые разнообразные стороны общественной жизни интегрирующихся стран и образует тесное, но диалектически противоречивое единство объективных и субъективных процессов, формирующих интеграционную политику участвующих в ней государств. Последняя оказывает определенное влияние на конкретный состав и формы создаваемых интеграционных блоков. При этом интеграция охватывает три взаимосвязанных, но не тождественных уровня организации хозяйственной жизни в зрелой рыночной экономике – спонтанно-рыночный механизм конкурентной борьбы, частно-корпоративного и государственного регулирования, постепенно формируя в дополнение к ним наднациональный («коммунитарный») уровень регулирования.
Как подчеркивалось в приведенной выше дефиниции м.э.и., последняя возможна лишь между странами с однородной социально-экономической системой. При этом негативный исторический опыт «социалистической экономической интеграции» в рамках Совета экономической взаимопомощи, учрежденного в 1949 г., и его обвальный крах в 1990–1991 гг. показали, что национальные командно-распределительные механизмы, по сути, автаркические и управляемые авторитарно, не поддаются интеграционному сращиванию, допуская лишь их поверхностное взаимодействие (идеологические обозначенное как «братское сотрудничество»), главным образом в форме торговли на основе бартера или многостороннего клиринга. Сути планового (центрально-администрируемого) хозяйства чужды свободная конвертируемость национальных валют, свободная миграция товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами, необходимые для сцепления национальных процессов воспроизводства.
Подлинная, реальная интеграция возможна лишь между странами с рыночной экономикой, где хозяйственные связи и внутри каждого государства, и внутри интеграционных объединений опосредуются одним и тем же механизмом рынка, хотя и корректируемым государством, а также межгосударственными и (или) наднациональными структурами. Только между странами со зрелым, высокоразвитым рыночным хозяйством процесс м.э.и. может приобретать всеохватывающий и необратимый характер. Об этом наглядно свидетельствует провал проекта создания к 2005 г. зоны свободной торговли между государствами Северной и Южной Америк, в которую вошли бы как развитые (США, Канада), так и развивающиеся страны. Проблемы совместимости социально-экономических систем в общем хозяйственном пространстве, острые противоречия между первой и второй группами стран оказались неразрешимыми, во всяком случае к настоящему времени.
Сущность м.э.и. проявляется в ее основных формах, которые одновременно рассматриваются и как последовательно достигаемые стадии интеграции по мере движения последней от простого к сложному, от высшего к низшему. Собственно переходу к м.э.и. обычно предшествует образование зоны преференциальной торговли (ЗПТ) как прединтеграционной формы (стадии). Участники ЗПТ не полностью либерализуют взаимную торговлю товарами, но предоставляют друг другу более льготные условия товарообмена по сравнению с теми, на которых они торгуют с третьими странами. Собственно формами м.э.и. являются:
- зона свободной торговли, участники которой в течение установленного ими переходного периода полностью либерализуют взаимную торговлю определенным кругом товаров (как правило, промышленными изделиями, на аграрную же продукцию сохраняются те или иные ограничения) путем поэтапного снижения вплоть до полной отмены тарифных (таможенные пошлины и т. д.) и нетарифных (квот и лицензий на ввоз определенных товаров) барьеров. В отношении третьих стран участники ЗСТ продолжают проводить самостоятельную внешнеторговую политику;
- таможенный союз, воплощает в себе более высокую ступень (стадию) интеграции именно благодаря тому, что либерализация взаимной торговли между ее участниками дополняется единой внешнеторговой политикой в отношении третьих стран, для чего формируются наднациональные, стоящие над компетенциями национальных органов, механизмы регулирования международной торговли, призванные обеспечивать реализацию согласованных членами ТС внешнеторговых регламентов. В ТС устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран, дифференцированный по конкретным товарным позициям.
В общем рынке обеспечивается все более полная либерализация, а затем и свобода межстранового движения результатов и факторов производства – товаров (в форме материального продукта), услуг, капиталов и рабочей силы.
Общий рынок нередко рассматривается не как одна из основных форм м.э.и., а как один из элементов следующего, более совершенного интеграционного формирования – экономического союза (ЭС). В последнем ТС постепенно дополняется либерализацией движения услуг, капиталов и рабочей силы, все более тесным согласованием (гармонизацией) экономической и социальной политики государств-членов, созданием наднациональных органов регулирования экономики и социальной сферы. Своего рода «венцом» в формировании ЭС выступает введение единой валюты, построение интегрированного валютно-финансового пространства. Такой ЭС именуют также экономическим и валютным союзом (ЭВС).
Высшая форма интеграции, которую чаще всего именуют политическим союзом или стадией тотальной интеграции, означает сочетание ЭВС с политической унией и военной общностью, формированием квазифедеративного наднационального образования с единым гражданством (но без упразднения национальных гражданств).

Источник: Что есть что в мировой экономике?