МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
способы достижения основной цели социалистич. производства, к-рые предусматривают как систему мер воздействия на коллективы работников, занятых в различных звеньях нар. х-ва, обеспечивающих повышение активности и заинтересованность в повышении эффективности произ-ва, так и меры по осуществлению научно-технического прогресса и социальному развитию трудящихся. М. у. - важнейший элемент в механизме использования объективных законов социализма.
Создание материально-технической базы коммунизма в СССР требует рациональной организации хоз. руководства и прежде всего правильного использования М. у. нар. х-вом. Исходными здесь являются положения В. И. Ленина о том, что методы и организационные формы управления нар. х-вом не являются застывшими, что необходимо искать и находить такие М. у., к-рые наиболее соответствуют особенностям и задачам данного этапа развития экономики. Примером творч. применения этих ленинских идей могут служить решения Сентябрьского пленума ЦК КПСС (1965), Директивы 24-го съезда КПСС, пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» от 2 марта 1973. В ходе осуществления этих директив проводится комплексное совершенствование М. у. обществ. произ-вом - руководства, планирования и экономич. стимулирования. Усилено сочетание: единого гос. планирования с полным хоз. расчётом предприятий, централизованного управления с широкой хоз. инициативой мест, единоначалия с повышением роли производственных коллективов, отраслевого и территориального принципов руководства нар. х-вом.
В практике коммунистич. строительства используются экономические, административные, организационные и воспитательные М. у. Важнейшая задача управления - правильно сочетать на каждом этапе развития экономики различные М. у., прежде всего экономич. и административные методы. Её решение связано с установлением рационального соотношения централизации и децентрализации в управлении.
Административные методы руководства - это воздействие вышестоящего органа на подчинённую ему орг-цию, предприятие при помощи адм. актов, имеющих обязательную силу и непосредственно влияющих на управляемый объект. Преобладание адм. М. у. вызывается обычно особыми обстоятельствами, например условиями военного времени. Адм. методы применяются вместе с экономическими и воспитательными методами, составляя единый процесс управления.
Экономич. методы обеспечивают выполнение того или иного мероприятия путём создания системы условий, к-рые делают его экономически выгодным для общества, с учётом интересов коллектива предприятия и каждого работника.
Развитое социалистич. общество характеризуется бурным технич. прогрессом во всех отраслях нар. х-ва, быстрым ростом объёма и номенклатуры произ-ва, дальнейшим углублением разделения труда, усложнением структуры производств. и хоз. связей. В этих условиях дальнейший рост экономич. эффективности обществ. произ-ва и повышения на этой основе благосостояния народа, потребовал более широкого использования экономич. М. у. Их всестороннее применение повышает роль товарно-денежных отношений и свойственных им категорий прибыли, финансов, торговли и др., позволяет на этой базе улучшить связь произ-ва и потребления, предложения и спроса, повысить обоснованность планового руководства экономикой.
Новая система планирования и экономич. стимулирования создала благоприятные условия развития экономич. методов руководства: предприятия финансируют расширение произ-ва, как правило, за счёт собственных средств, усилена материальная заинтересованность коллективов в улучшении общих итогов хоз. деятельности предприятий, созданы фонды материального поощрения, культурно-бытовых мероприятий и жилищного строительства, развития произ-ва.
Экономия. М. у. нар. х-вом охватывают планирование, хоз. расчёт, материальное стимулирование, ценообразование и др.
Планирование является важнейшим звеном экономич. М. у. Сущность его состоит прежде всего в сознательном применении экономич. законов в процессе управления нар. х-вом. В планировании участвуют широкие массы трудящихся (см. Планирование народного хозяйства). Нар.-хоз. планирование включает лишь осн. задания, предоставляя предприятиям право на их основе самостоятельно разрабатывать планы развития своего произ-ва. Количество показателей плана, утверждаемых предприятию централизованно, значительно сокращено. центр. планирующие органы сосредоточивают внимание на научно обоснованном определении перспектив развития экономики, установление главнейших народно хоз. пропорций. Решение же задач текущего планирования всё более передаётся местным органам, предприятиям и объединениям. Одновременно возрастает роль экономич. рычагов (цены, прибыли, систем поощрения и т. д.) руководства нар. х-вом. По мере их совершенствования происходит дальнейшее расширение самостоятельности предприятий.
Это создаёт благоприятные условия для последовательного укрепления хозяйственного расчёта во всех звеньях нар. х-ва. Хоз. расчёт, отражающий действие экономич. законов, служит экономич. методом планового управления и могучим рычагом осуществления режима экономии на социалистич. предприятиях. Он основан на соизмерении затрат и результатов хоз. деятельности, на соблюдении принципа эквивалентного обмена, экономич. заинтересованности, ответственности и служит достижению рентабельности произ-ва. Одно из цаправлений развития хоз. расчёта - организация всесоюзных и республиканских пром. объединений, что вызвано необходимостью установления между предприятиями и вышестоящими орг-циями таких отношений, при к-рых аппарат управления был бы экономически заинтересован и ответствен за результаты деятельности подведомственных предприятий.
Осуществление хоз. расчёта органически связано с применением материального стимулирования (см. Материальное и моральное стимулирование, Экономическое стимулирование). Материальная заинтересованность играет ведущую роль в развитии произ-ва при социализме. Через материальное стимулирование достигается наиболее полное соответствие вознаграждения с количеством и качеством затраченного труда. Оно обеспечивает коллективную и личную заинтересованность работников в наилучших результатах деятельности в повышении своей квалификации, совершенствовании техники и технологии произ-ва.
Одним из главных экономич. методов, опосредствующих планирование, хоз. расчёт, материальное стимулирование, является ценообразование (см. Ценообразование в социалистическом хозяйстве). Цены играют важную роль в экономич. жизни, поскольку в соответствии с ними исчисляются прибыль и рентабельность работы предприятия.
Большое значение в управлении нар. х-вом имеют организационные методы, к к-рым относятся: разработка наиболее рациональной структуры органов управления и планирования; определение круга прав и обязанностей работников управленч. аппарата; подбор и расстановка кадров; составление административных распоряжений и проверка их исполнения (см. Управленческий труд). В совр. условиях важное значение приобретает совершенствование структуры аппарата управления и планирования. Структура аппарата управления характеризуется составом, соотношением и формами взаимосвязи отдельных его подразделений и строится в соответствии с осн. его функциями: планированием, контролем и регулированием. Для того чтобы обеспечить выполнение этих задач, пром. мин-во, напр., строится по функционально-отраслевому принципу. В его составе имеется ряд функциональных подразделений, в т. ч. управления: планово-экономическое, производственное, техническое, организации труда и заработной платы, финансовое, капитального строительства, материально-технич. снабжения, центральная бухгалтерия и др. Вместе с тем для осуществления специализированного руководства в структуре нек-рых мин-в имеются отраслевые управления. В мин-ве чёрной металлургии, напр., управления: металлургия., коксохимия., горнорудной, трубной, метизной пром-сти и др. Объективной основой научного управления пром. произ-ва являются его структура, организация, экономика и техника. Поэтому для определения структуры органов управления необходимо исходить из объёма и содержания информации, к-рую должно давать и получать произ-во. Осн. требования к организационной структуре органов управления - минимальное количество управленч. звеньев, правильная их подчинённость; отсутствие дублирования в работе подразделений, рациональное распределение функций и ответственности между ними; оперативность работы. Очень важное значение имеет чёткое определение круга прав и обязанностей работников управления. Одной из главных функций организационных М. у. является правильный подбор и расстановка кадров.
Одной из актуальных задач орг.-адм. М. у. является укрепление гос. дисциплины, безусловное выполнение плана и адм. распоряжений. Надёжным рычагом укрепления гос. дисциплины служит систематич. контроль за деятельностью каждого звена. Причём контроль осуществляется не только вышестоящей орг-цией, но и широкими массами трудящихся через их парт. и обществ. орг-ции.
Большую роль в управлении нар. х-вом играют воспитательные методы, моральное поощрение и др. формы морального воздействия на трудящихся. Эти методы способствуют воспитанию коммунистич. отношения к труду, стимулируют повышение деловой квалификации, активное участие в обществ. производстве. Воспитательные методы предполагают широкое разъяснение коллективам стоящих перед ними задач, их нар.-хоз. значения. Осн. место занимает воспитание работников в ходе их трудовой деятельности, направленное на использование передового опыта, на мобилизацию имеющихся резервов. В осуществлении воспитательных методов большую роль играют обществ. орг-ции, общие собрания и др. формы коллективного воздействия. Трудящиеся СССР заинтересованы в быстром развитии произ-ва, но эта заинтересованность ещё более возрастает, когда руководители уделяют внимание нуждам работников, воспитывают у них чувство ответственности, творческой инициативы и самостоятельности.
Рациональное ведение процесса управления предполагает разностороннее применение и правильное сочетание всех методов руководства. Это создаёт условия для повышения эффективности произ-ва, достижения в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах. См. также Демократический централизм, Управление народным хозяйством.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.