МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ
МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ
способы исследования, включающие: а) наблюдение; б) собеседование; в) составление вопросников. Наблюдение может быть сплошным и выборочным. При выборочном наблюдении (оно более сложное, чем первое) за операциями, выполненными на рабочем месте, информация собирается в произвольные (случайные) интервалы времени за время полного рабочего цикла. Исследуется моментная картина того, что работник делает в выбранном интервале времени и фиксируется частота выполнения исследуемых операций. Хотя метод наблюдения прост и эффективен, его эффективность редко повышается при использовании в комбинации с др. методами, напр. собеседованием. С др. стороны, т.к. лучшим методом изучения является практика, то обоснованным является подход, при котором аналитик перед проведением собственного анализа выполняет данную работу в течение короткого промежутка времени, чтобы ее «почувствовать». Большинство собеседований представляет собой интервью прямой диалог между аналитиком и работником и/или его/ее руководителем. При значительном числе идентичных работ применяют «групповые» интервью собеседование с группой работников, выполняющих одну и ту же работу. При таком исследовании очень сильно влияние субъективных факторов, т.к. люди на любом уровне обычно преувеличивают важность своей работы. Кроме того, одни и те же операции могут по-разному восприниматься исполнителями работы и интервьюерами. Для уменьшения вероятности получения и обработки неточной информации целесообразно разработать процедуру ее перепроверки, напр. путем консультации с непосредственным начальником анализируемого работника или путем регулярной стыковки записей различных интервьюеров по схожим операциям/работам. Одним из условий эффективного применения метода собеседования при анализе работы является четкое его планирование. Вопросники имеют важное и очевидное преимущество они структурированы и могут быть разработаны для того, чтобы охватить совокупность рабочих операций. Вопросник составлен качественно, если в нем преобладают вопросы типа: что?, кто?, как?, почему?, когда?, где? Более того, вопросник должен быть протестирован и, в случае необходимости, пересмотрен. Несмотря на четкость и ясность вопросов, они могут быть по-разному интерпретированы отвечающими. Поэтому неиндивидуальный подход к разработке этого документа может привести к достаточно поверхностным результатам и не даст получить «чувство самой работы».
Источник: Управление персоналом. Энциклопедический словарь. Инфра-М. 1998