МЕРКОСУР
Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015
общий рынок субрегиональный торгово-экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира находится в г. Монтевидео (Уругвай). Договор о создании общего рынка был подписан в декабре 1991 г. Его основные цели - свободное движение товаров и услуг, введение единого внешнего импортного тарифа (ЕВТ), проведение общей торговой политики в отношении третьих стран и экономических группировок. Рынок открыт для всех стран - членов ЛАЙ.
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Внешне-экономический толковый словарь
Источник: Зоны свободной торговли краткий словарь.
Источник: Международный менеджмент ключевые дефиниции.-Иркутск Издательство АДИС 2016
Основные цели Асунсьонского договора – создание ЗСТ и ТС, введение единого таможенного тарифа к 1995 г., свободное движение капиталов, координация экономической политики и образование общего рынка без конкретизации сроков. Модель интеграции МЕРКОСУР основана на стратегии ускоренной либерализации взаимной торговли, открытия рынков как средства проведения структурных реформ и модернизации национальных экономик. Рыночный характер интеграции, отсутствие существенных преференций для малых стран, автоматизм механизма либерализации взаимного товарообмена способствовали образованию ЗСТ и ТС в установленные сроки, но затем привели к быстрому накоплению противоречий между малыми и крупными странами, Аргентиной и Бразилией, более развитыми и отсталыми районами. Основные выгоды от интеграции достаются наиболее сильным участникам – Бразилии и отчасти Аргентине. Малые страны, имеющие постоянный дефицит в торговле с двумя грандами, ставят вопрос о компенсационных механизмах и о праве на заключение сепаратных торговых соглашений с третьими странами для диверсификации своих торговых связей.
Институциональная структура МЕРКОСУР основана на межправительственной модели. Управление процессом интеграции осуществляется представителями национальных государственных структур, интеграционным органам делегируется мало полномочий. Наднациональный характер имеют лишь технический Секретариат МЕРКОСУР и созданный в декабре 2006 г. Парламент МЕРКОСУР с совещательными функциями. Основные органы объединения состоят из государственных чиновников стран-членов, которые совмещают работу в них с обязанностями в национальных администрациях. Высшими руководящими органами МЕРКОСУР являются периодические (каждые полгода) президентские саммиты, определяющие стратегические направления процесса интеграции, и Совет общего рынка (СОР), состоящий из министров иностранных дел и экономики. На СОР возложена разработка политики группировки, наблюдение за выполнением Асунсьонского договора, подписание соглашений с третьими странами. Главные исполнительные органы – Группа общего рынка (ГОР) и Комиссия по торговле (КТ) с множеством консультативных и рабочих групп по различным вопросам. Решения СОР, ГОР и КТ равнозначны с юридической точки зрения и обязательны, принимаются консенсусом. Прочие институты объединения (всего их 280) – вспомогательные и совещательные. Президенты стран-членов в порядке ротации исполняют сроком на полгода (Pro Tempore) функции Президента МЕРКОСУР при помощи Секретариата МЕРКОСУР. Для решения торговых споров созданы Арбитражный суд ad hoc (в 1993 г.) и Постоянный ревизионный суд (в 2002 г.). Данная институциональная модель отличается большой сложностью, аморфностью, недостаточной оперативностью, она постоянно корректируется и совершенствуется.
Результаты деятельности МЕРКОСУР неоднозначны. Объем взаимной торговли в 1991–2008 гг. вырос более чем в 10 раз и превысил 40,7 млрд долл., но ее доля в общем экспорте не достигает 14 %. Процесс интеграции развивается медленно вследствие сходной структуры экспорта стран-членов, недостаточного развития транспорта и прочей инфраструктуры, слабой дисциплины в выполнении общих решений. Создание ЗСТ и ТС не завершено, поскольку существует множество исключений из режима свободной торговли и единого внешнего тарифа. Постоянно откладывается принятие таможенного кодекса. Создание общего рынка остается отдаленной целью. Вместе с тем интеграция способствовала быстрому росту иностранных и взаимных инвестиций в страны субрегиона, ускорению их экономического развития, политической сплоченности, повышению авторитета на международной арене, во многом связанного с активностью неоспоримого лидера группировки – Бразилии.
Внешнеэкономическая стратегия МЕРКОСУР направлена на всемерную диверсификацию торговых связей, укрепление отношений с развивающимися странами различных континентов. В 2004–2008 гг. подписаны соглашения о торговле и сотрудничестве МЕРКОСУР с Индией, Египтом, Марокко, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южноафриканским ТС, Кубой, Израилем, Сингапуром, Южной Кореей. С 1995 г. ведутся переговоры о свободной торговле с ЕС, завершению которых мешает протекционизм союза в отношении сельскохозяйственных товаров.
Источник: Что есть что в мировой экономике?