Механизм регулирования потребительского рынка

Найдено 1 определение
Механизм регулирования потребительского рынка
логическая структура и целенаправленная последовательность воздействий органов государственного управления на систему социально-экономических отношений между участниками рынка в процессе обмена товарами для личного потребления. Отправным методологическим аспектом механизма государственного регулирования потребительского рынка является утверждение, что социально-экономические элементы первичны в системе приоритетов на потребительском рынке. Это означает, что товарное предложение как элемент потребительского рынка и механизм его регулирования должны быть вторичными по отношению к спросу и механизму его регулирования. Главная цель регулирования потребительского рынка — оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных необходимостью достижения общественно значимых и приемлемых целей. Задачи регулирования потребительского рынка: обеспечение максимального объемного и структурного соответствия спроса населения и предложения товаров; рационализация спроса населения на товары и услуги в соответствии с социально и экономически обоснованными нормами, ориентирами, традициями; постоянное совершенствование объемной и ассортиментной структуры товарного предложения на основе широкого внедрения передовых производственных и торговых технологий; всестороннее развитие рыночной инфраструктуры, включающей розничную торговую сеть, складское хозяйство, транспорт и т. д.; обеспечение социальной гармонии и справедливости в сфере потребления, создание льгот молодым семьям, лицам пенсионного возраста и др.; создание равновыгодных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйствования — участников рынка; стимулирование развития, заимствование и внедрение в практику современных технологий продвижения товаров на рынок; законодательное и нормативно-правовое обеспечение механизма регулирования рынка на всех уровнях; кадровое обеспечение системы регулирования рынка товаров, включая эффективную систему повышения квалификации персонала и стажировки за пределами регионального рынка; внедрение современных коммуникационных систем с использованием передовых информационных и компьютерных технологий; создание эффективного механизма ценового регулирования в соответствии с социальными приоритетами на рынке товаров и экономической целесообразностью; разработка и периодическое уточнение рациональных норм обеспеченности и потребления и физиологических норм питания как основных ориентиров в процессе прогнозирования рынка; осуществление на научной основе мониторинга рыночных процессов и их прогнозирование; социально-экономическая диагностика потребительского рынка, профилактика негативных явлений и их устранение; создание эффективного механизма хозяйственных отношений между торговлей и промышленностью; осуществление результативной и социально приемлемой рекламной деятельности, не противоречащей общественным нормам, установкам, традициям и здоровью людей; создание эффективной системы обеспечения и защиты прав потребителей; проектирование, построение и обеспечение нормального функционирования организационных структур управления рынком товаров и услуг.

Источник: Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник