МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ
государственные сельскохозяйственные предприятия, обладающие машинно-тракторным парком, кадрами специалистов, организуемые для производственно-технического обслуживания колхозов. В первый период массового колхозного строительства колхозы не имели достаточных средств, чтобы покупать тракторы и другие сложные машины, приобретать горючее, строить ремонтные мастерские, не имели квалифицированных кадров. Многие мелкие колхозы не могли рационально использовать крупную машинную технику. Кроме того, промышленность в этот период производила недостаточное количество машин для снабжения всех колхозов. В этих условиях государство организовало производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС. Машинно-тракторные станции в руках Советского государства явились важным средством воспитания трудящегося крестьянства в духе коллективизма, в духе общенародных интересов, их историческое значение состояло в том, что они помогли укрепить союз рабочего класса и крестьянства в борьбе за строительство социализма. Государство создавало МТС для того, чтобы помочь трудовому крестьянству перейти на путь производственной сельскохозяйственной кооперации и закрепиться на этом пути. Благодаря МТС колхозы в большинстве своем стали крупными, экономически сильными социалистическими предприятиями.
Первая МТС в СССР была создана в 1928 г. (при совхозе имени Шевченко, в Одесской области). В последующие годы МТС были созданы в большинстве сельскохозяйственных районов страны. Опыт работы первых МТС показал, что в них была найдена наиболее целесообразная форма подведения под сельское хозяйство крупной машинной техники и осуществления с их помощью социалистической перестройки индивидуальных крестьянских хозяйств. В послевоенные годы с помощью МТС были быстро восстановлены колхозы, восстановлен довоенный уровень сельскохозяйственного производства. Машинно-тракторные станции сыграли большую роль в осуществлении крутого подъема сельского хозяйства, организованного партией на основе решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС и других решений партии и правительства, принятых по сельскому хозяйству в последние годы. В 1957 г. в 8 тыс. МТС имелось свыше 2 млн. постоянных работников, 1178 тыс. тракторов (в 15-сильном исчислении) (на начало 1957 г.), несколько сот тысяч зерновых комбайнов и много другой сельскохозяйственной техники.
Опыт МТС Советского Союза в организации крупного сельскохозяйственного производства широко используется в других странах социализма в кооперировании сельского хозяйства, в создании индустриальной, материально-технической базы социалистического производства в деревне. На новом этапе колхозного строительства, когда большинство колхозов СССР стали крупными, экономически крепкими хозяйствами, когда они технически оснащены значительно лучше, чем прежде, получают высокие доходы, обеспечены квалифицированными кадрами руководителей и специалистов сельского хозяйства, отпала необходимость в производственно-техническом обслуживании колхозов через МТС. В связи с этим отпал и ряд важных функций, которые раньше осуществляли МТС: убеждать крестьянство в преимуществах крупного коллективного хозяйства, быть организаторами колхозного производства и технического прогресса в сельском хозяйстве, источниками накопления сельскохозяйственных продуктов. В этих условиях дальнейшее сохранение МТС стало тормозить развитие производительных сил в сельском хозяйстве, поскольку на земле оказались два хозяина — колхоз и МТС. В связи с этим февральский Пленум (1958 г.) ЦК КПСС разработал мероприятия по реорганизации МТС и продаже техники колхозам. В марте 1958 г. Верховный Совет Союза ССР после всенародного их одобрения принял соответствующий Закон (См. Ремонтно-технические станции). После победы в СССР политики коллективизации реорганизация МТС, переход к новым формам производственно-технического обслуживания колхозов являются самым крупным событием в сельском хозяйстве СССР важнейшей революционной мерой. Она свидетельствует о новом этапе в развитии колхозного строя, поднимает руководство сельским хозяйством на более высокий уровень, будет способствовать развертыванию творческой инициативы масс, наиболее полному использованию производительных сил, быстрому росту сельскохозяйственной продукции, укреплению связи промышленности с сельским хозяйством, укреплению союза рабочего класса и колхозного крестьянства. Эти меры, разработанные партией и правительством, имеют большое теоретическое программное значение для решения задач построения коммунизма, представляют собой творческое развитие марксистско-ленинской теории.

Источник: Краткий экономический словарь. 1958

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ
гос. социалистич. предприятия в с. х-ве СССР, осуществлявшие в 1928—59 производств.-технич. обслуживание с.-х. кооперативов (колхозов) машинной техникой.
Организация МТС была обусловлена рядом экономич. и социальных причин. В ходе массовой коллективизации крест. х-в и образования большого количества небольших и экономически слабых с.-х. артелей возникла необходимость централизованного обслуживания их с.-х. техникой. Возможности полного обеспечения с. х-ва машинами и кадрами специалистов в то время были в стране ограниченны. В этих условиях государственные МТС явились той орг. формой, к-рая позволяла более рационально использовать имевшуюся технику для механизации с.-х. работ на основе совместного использования общего парка машин группой колхозов. Важной социально-политич. предпосылкой возникновения МТС явилась необходимость обеспечения руководящей роли партии и гос-ва при решении орг., хоз. и воспитат. задач на селе и укрепления союза рабочего класса и крестьянства.
Первые МТС были созданы в 1928 в результате обобщения опыта совхозов по оказанию с.-х. артелям и крест. х-вам материально-технич. и организационно-хоз. поддержки (тракторные отряды), а также деятельности простейших производств. кооперативов 20-х гг. по использованию техники (машинные товарищества и тракторные колонны). Индустриализация СССР обеспечила необходимые условия для массового произ-ва с.-х. техники. В 1930—31 были введены в строй заводы тракторного и с.-х. машиностроения в Сталинграде, Харькове, Кировограде, Саратове, Ростове-на-Дону, Гомеле, Ташкенте. В 1932 функционировали 2.4 тыс. МТС, колхозы использовали 53% всего машинно-тракторного парка страны.
В своём развитии МТС прошли несколько этапов. Первый этап (примерно 1928—35) охватывает период коллективизации крест. х-в, когда происходило орг. становление МТС как новой формы гос. с.-х. предприятий и велись поиски правильных экономич. и социально-политич. взаимоотношений с колхозами. Первые МТС чаще всего предоставляли колхозам принадлежавшую им технику напрокат. Каждая МТС обслуживала от 15 до 50 колхозов. Тракторный парк МТС делился на отряды (по 2—4 трактора в отряде), за к-рыми закреплялись определённые х-ва. Отряд возглавлял бригадир, координировавший работу колхоза и тракторного отряда. За работу, выполненную в колхозах, МТС получали определённую плату деньгами по твёрдым гос. расценкам (вплоть до 1933).
В период коллективизации МТС играли большую организационно-политич. роль. В районах деятельности МТС, как правило, успешнее осуществлялся процесс кооперирования крестьянства. Так, в июне 1931 процент коллективизации в зонах деятельности МТС и в районах, не обслуживавшихся МТС, составлял: по СССР—71 и 48,6 соответственно, по РСФСР — 73,8 и 47,7, по Ср. Азии — 65,4 и 41,4. В янв. 1933 при МТС были созданы политотделы, куда были направлены 15 тыс. парт. работников. Политотделы МТС стали центрами организаторской и партийно-политич. работы на селе и внесли большой вклад в укрепление колх. строя. По выполнении поставленных перед ними задач они были упразднены (1934). Вместо нач. политотделов был введён институт заместителей директоров МТС по политич. части.
В период коллективизации быстро укреплялась материально-технич. база МТС (см. табл.). Только за 1932— 1936 количество МТС возросло более чем в 2 раза, парк тракторов в них увеличился в 4 раза (при этом его общая мощность возросла в 5,6 раза). Во много раз больше в МТС стало зерноуборочных комбайнов. В несколько раз увеличилась численность работников. Общий объём работ, выполненных в колхозах техникой МТС, за те же годы возрос в 7 раз.

Снижение показателей в 1957 по сравнению с 1956 обусловлено преобразованием большого числа колхозов в совхозы.
На втором этапе (сер. 30-х — кон. 50-х гг.) в деятельности МТС произошли существ. количеств, и качеств. сдвиги. Введённая ещё в нач. 30-х гг. система обязат. натуральных расчётов с колхозами стала одним из важных каналов поступления зерна в гос. фонды (ежегодно ок. 16 млн. т зерна). Всё большую роль играли МТС в подготовке кадров механизаторов. К 1940 МТС обслуживали уже 94,5% посевных площадей колхозов.
Великая Отечеств, война 1941—45 нанесла огромный ущерб нар. х-ву, фашистскими захватчиками было разграблено 2890 МТС. Сразу после изгнания оккупантов на освобождённой территории стали восстанавливаться старые и создаваться новые МТС. Уже к кон. 40-х гг. все осн. показатели их деятельности намного превзошли уровень 1940. Был осуществлён ряд мер по дальнейшему укреплению материально-технич. базы МТС, по созданию сети ремонтных предприятий, введена новая система стимулирования труда механизаторов и др. работников станций. Наивысшего уровня развития по осн. показателям МТС достигли к сер. 50-х гг. За 1936—56 парк тракторов в МТС увеличился более чем в 2,2 раза, а его общая мощность—в 3,3 раза, парк зерноуборочных комбайнов вырос в 9,4 раза. Объём выполненных работ (в пересчёте на пахоту) возрос почти в 4 раза. Существенно увеличилась численность работников в сети МТС. Была изменена и система партийно-политич. работы в МТС и закреплённых за ними колхозах. Должность заместителя директора МТС по политич. части была упразднена. В райкомах партии были созданы группы работников во главе с секретарями райкомов, к-рые отвечали за партийно-политич. работу в зоне каждой МТС. Общее руководство всеми зональными группами было возложено на 1-го секретаря райкома партии.
В послевоенные годы ускоренными темпами расширялось с.-х. машиностроение. Если в 1937 тракторная пром-сть СССР выпустила 51 тыс. тракторов, то в 1957— 203,8 тыс. При этом существенно возросла их единичная мощность. Особенно быстро увеличивался выпуск пропашных тракторов: с 17,8 тыс. до 103,5 тыс. соответственно. За те же годы произ-во тракторных плугов возросло в 1,3 раза, культиваторов — в 4,4 раза, косилок — в 35,7 раза, комбайнов зерноуборочных — в 3 раза, зерноочистит. машин — в 10 раз, соломорезок и силосорезок — в 17,8 раза. Выпуск с.-х. техники, её ассортимент продолжали непрерывно расширяться, что позволяло обеспечить насущные потребности колхозов в механизации осн. наиболее трудоёмких технологич. процессов.
К сер. 50-х гг. колхозы прошли большой путь экономии., организационно-хозяйств. и социального развития. Их материально-производств. и финанс. база значительно окрепла. Колхозы существенно укрупнились. Если в 1937 насчитывалось 242,5 тыс. колхозов, то в 1957 их было 76,5 тыс. (при этом число колхозных дворов на одно х-во увеличилось в 3,2 раза, а площадь пашни — почти в 3,3 раза). За это же время неделимые фонды колхозов возросли в 8,3 раза, ден. доходы — в 6,7 раза (отчисления от ден. доходов на пополнение неделимых фондов — в 9,3 раза). Поголовье крупного рогатого скота в колхозах за те же годы возросло почти в 2 раза, свиней — в 3,2 раза. Большинство колхозов оказалось в состоянии самостоятельно приобретать и использовать с.-х. технику, что позволяло повысить её производительность, ускорить технич. прогресс в с. х-ве, увеличить производство и снизить себестоимость с.-х. продукции.
В сложившихся условиях система производственно-технич. обслуживания колхозов через МТС уже не соответствовала дальнейшему развитию колхозного произ-ва, связывала инициативу колхозов, порождала обезличку в организации произ-ва, снижала ответственность за повышение урожайности, вызывала рост расходов на содержание параллельно действующего управленч. аппарата. Кроме того, существование наряду с другими формами гос. заготовок с.-х. продуктов натуроплаты за работу МТС делало многоступенчатой и дорогостоящей всю систему заготовок, усложняло порядок планирования произ-ва товарной продукции в колхозах.
Поэтому в ходе третьего этапа развития МТС в 1957—59 была проведена их реорганизация. Сущность её заключалась в коренном изменении сложившейся системы производственно-технич. обслуживания колхозов. Трактора, машины, оборудование, ранее принадлежавшие МТС, были проданы колхозам, им же стала непосредственно продаваться вся новая техника. К моменту реорганизации в МТС и колхозах, вместе взятых, работали 211 тыс. агрономов, зоотехников, ветеринаров и др. специалистов с высшим и средним с.-х. образованием. В 1957 общая численность механизаторов в МТС и колхозах составляла 1883 тыс. чел. В ходе реорганизации на работу в колхозы перешла осн. масса работников МТС. Вместо МТС к кон. 1959 в стране было создано 3,5 тыс. ремонтно-технич. станций (РТС).
МТС сыграли огромную роль в становлении, развитии и укреплении сов. колхозов. Опыт организации производственно-технич. обслуживания с.-х. предприятий в СССР на основе МТС широко используется в ряде др. социалистич. стран. Особенно эффективна эта форма социалистич. предприятия при использовании такой техники и оборудования, к-рые необходимы с.-х. предприятиям для выполнения лишь отд. технологич. операций и невыгодны для приобретения и постоянного использования. Такими формами чаще всего являются станции машинно-мелиоративные, машинно-сенокосные, машиноиспытательные и т. п. Принцип проката техники и оказания различных производств. услуг с.-х. предприятиям сохраняет своё значение для организации с. х-ва в СССР. На совр. этапе в СССР идёт процесс специализации предприятий и орг-ций по оказанию таких услуг, что отвечает уровню развития производит. сил колхозов и совхозов, уровню обществ. разделения труда в с. х-ве и смежных с ним отраслях агр.-пром. комплекса.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
371.03 кб

Определение рационального состава машинно-тракторного парка машинно-технологической станции

Крылов Д.Н., Тихомиров Н.С.
Приведена и рассмотрена блок-схема алгоритма принятия решения сельскими товаропроизводителями о необходимости привлечения техники со стороны, в т. ч. из МТС.