Манипулятивные коммуникации

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Манипулятивные коммуникации
тип коммуникации, при котором основным намерением коммуникатора является достижение одностороннего выигрыша путем целенаправленного и скрытого внедрения в сознание реципиента своих установок, целей и программы действий. Конечной целью подобных актов коммуникации является контроль над получателем сообщения, а основным условием успеха — маскировка истинных намерений коммуникатора и широкое использование различных психологических эффектов внушения. В М.к. основную роль играет не “убеждение” в риторическом смысле (т. е. убеждение аргументами, диалог, в котором “ожидается истина”), а использование различных эффектов восприятия, спроса на информацию, психологических установок и других факторов, которые позволяют коммуникатору добиваться своих целей без компромиссов и дискуссий.
Само слово “манипуляция” (от лат. manipulus — горсть, рука) со временем приобрело значение скрытого воздействия на кого-либо с корыстными целями. Манипуляция обозначает в обыденном сознании использование людей в каких-либо интересах с помощью скрытого обмана. Манипуляция сохранила и первое свое значение, свидетельствующие о “ловкости рук” и “ручной работе, требующей особого мастерства”. Таким образом, отношение к манипуляции сочетает в себе как неприязнь к “использованию” и “обману”, так и уважение к “мастерству”.
С точки зрения теории игр, рассматривающей “поведенческие роли” в межличностном общении, в ситуации манипуляции всегда существуют “манипулятор” и “жертва манипуляции”, причем каждый человек в своей повседневной жизни выступает и в той и в другой роли. Ролевой подход к проблеме позволяет снять негативное значение слова “манипуляция” и перейти от обличения и оценочных характеристик к объективному изучению процесса.
Техника М.к. широко используется в психотерапии, педагогике, управлении и других областях общественной жизни. Манипулятивные тактики в процессе управления персоналом признаются более “щадящими” и более эффективными по сравнению с диктатом, приказом и т. п. Однако качество манипуляции задается не технологией, а намерением манипулятора — добиться одностороннего выигрыша, навязать адресату собственную цель, добиться того, чтобы “жертва” рассматривала “внедренные” в ее сознание цели как свои собственные. Для манипуляции требуется особая психологическая ситуация, то есть относительно устойчивое на определенном промежутке времени сочетание намерений и условий их осуществления. Степень успешности манипулятивных попыток будет определяться тем, насколько широк арсенал средств СМИ и психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

Источник: Паблик-рилейшенз Толковый словарь. — 2-е изд. — М. Издательско-торговая корпорация Дашков и К° 2016. — 200 с.

Манипулятивные коммуникации
тип коммуникации, при котором основным намерением коммуникатора является достижение одностороннего выигрыша путем целенаправленного и скрытого внедрения в сознание реципиента своих установок, целей и программы действий. Конечной целью подобных актов коммуникации является контроль над получателем сообщения, а основным условием успеха — маскировка истинных намерений коммуникатора и широкое использование различных психологических эффектов внушения. В М.к. основную роль играет не «убеждение» в риторическом смысле (т. е. убеждение аргументами, диалог, в котором «ожидается истина»), а использование различных эффектов восприятия, спроса на информацию, психологических установок и других факторов, которые позволяют коммуникатору добиваться своих целей без компромиссов и дискуссий.
Само слово «манипуляция» (от лат. manipulus — горсть, рука) со временем приобрело значение скрытого воздействия на кого-либо с корыстными целями. Манипуляция обозначает в обыденном сознании использование людей в каких-либо интересах с помощью скрытого обмана. Манипуляция сохранила и первое свое значение, свидетельствующие о «ловкости рук» и «ручной работе, требующей особого мастерства». Таким образом, отношение к манипуляции сочетает в себе как неприязнь к «использованию» и «обману», так и уважение к «мастерству».
С точки зрения теории игр, рассматривающей «поведенческие роли» в межличностном общении, в ситуации манипуляции всегда существуют «манипулятор» и «жертва манипуляции», причем каждый человек в своей повседневной жизни выступает и в той и в другой роли. Ролевой подход к проблеме позволяет снять негативное значение слова «манипуляция» и перейти от обличения и оценочных характеристик к объективному изучению процесса.
Техника М.к. широко используется в психотерапии, педагогике, управлении и других областях общественной жизни. Манипулятивные тактики в процессе управления персоналом признаются более «щадящими» и более эффективными по сравнению с диктатом, приказом и т. п. Однако качество манипуляции задается не технологией, а намерением манипулятора — добиться одностороннего выигрыша, навязать адресату собственную цель, добиться того, чтобы «жертва» рассматривала «внедренные» в ее сознание цели как свои собственные. Для манипуляции требуется особая психологическая ситуация, то есть относительно устойчивое на определенном промежутке времени сочетание намерений и условий их осуществления. Степень успешности манипулятивных попыток будет определяться тем, насколько широк арсенал средств СМИ и психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

Источник: Паблик-рилейшенз. 2016 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
223.01 кб

Проблемы коммуникационной безопасности стран Латинской Америки: манипулятивный потенциал коммуникати

Полунина Ольга Сергеевна
В статье представлена попытка рассмотреть манипулятивные возможности коммуникативного пространства, формируемого ведущими западными СМИ, вокруг стран Латинской Америки.