Малые предприятия
Малые предприятия
(small-scale business enterprises) - предприятия с ограниченной численностью работающих. В РФ принято: в промышленности и строительстве - до 100 человек, в научно-технических и сельхозпредприятиях - до 60 человек, для организаций оптовой торговли - не более 50 человек, розничной торговли - до 30 человек.
Источник: Оценка бизнеса. Словарь-справочник.
Малые предприятия
«По «Новой экономической энциклопедии» приводятся различные критерии определения субъектов малого предпринимательства в 12-ти странах СНГ» («Новая экономическая энциклопедия», 1-е изд., С. 278).. Бронский А. И. Дифференцированный подход в государственной поддержке малых предприятий. — М., 2006. — С. 14–15.
Малые предприятия
предприятия с численностью работающих: в промышленности и строительстве - до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100 человек, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные и осуществлять все виды хозяйственной деятельности.
Источник: Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
(small enterprices) важнейший элемент рыночной структуры, необходимой обществу, эффективная форма организации производственной и непроизводственной деятельности. Малый бизнес за рубежом получил широкое распространение. М.п. эффективны в торговле, легкой промышленности, строительстве, электронной промышленности и т.п. В США в машиностроительной промышленности 27 % предприятий имеют численность работающих менее 100 чел. Форма собственности М.п. может быть различна: государственная, частная, кооперативная, индивидуальная, семейная, арендная и т.д.
В РФ к М.п. относятся предприятия численностью до 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; до 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; до 50 человек - в оптовой торговле; до 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; до 50 человек - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности.
В РФ к М.п. относятся предприятия численностью до 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; до 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; до 50 человек - в оптовой торговле; до 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; до 50 человек - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности.
Источник: Экономический словарь от теории к практике. 2016 г.
ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛЫЕ
предприятия с численностью работающих: в промышленности и строительстве — до 200 чел.; в науке и научном обслуживании — до 100 чел.; в других отраслях производственной сферы — до 50 чел.; в отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.; в розничной торговле — до 15 человек. П.М. способствуют насыщению рынка товарами и услугами, преодолению монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала, создают новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий, способны значительно укрепить экономическую базу региональных и местных органов власти, оказать положительное влияние на развитие сел, небольших городов. П.М. создаются гражданами, государственными, арендными, коллективными предприятиями, общественными организациями, кооперативами, акционерными обществами, государственными органами, а также совместно с указанными выше органами, предприятиями, организациями и гражданами; могут быть выделены из состава действующих предприятий, объединений, организаций по инициативе коллективов и их подразделений.
Источник: Словарь предпринимателя 2016
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятия, создаваемые во всех отраслях экономики на основе любых форм собственности, включая смешанный капитал, и имеющие ограничения по числу работающих и объему производства. Малые предприятия осуществляют любые виды деятельности, кроме запрещенных законом, В странах СНГ к малым предприятиям относят компании с численностью занятых менее 100 чел. в промышленности, на транспорте и в строительстве; менее 60 чел. в сельском хозяйстве и сфере науки; менее 50 чел. в других отраслях производственной и непроизводственной сферы, включая оптовую торговлю; менее 30 чел. в розничной торговле и бытовом обслуживании. Допустимые для малого предприятия объемы хозяйственной деятельности регулируются законодательствами государств. Многопрофильные предприятия относятся к малым по критерию основного вида деятельности. В своей деятельности малое предприятие руководствуется законодательством и нормативными актами, регламентирующими функционирование соответствующего вида собственности. С целью стимулирования малого бизнеса, в котором в развитых странах занято 50 70% работающих, имеется целый ряд налоговых льгот и льгот по использованию основных фондов.
Источник: Экономический словарь. Толково-терминологический словарь 2007
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В РФ критерием отнесения предприятия к М.п. является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего по договорам. Комиссия Евросоюза (КЕС) относит к категории М.п. фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 70 млн. ЭКЮ. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 8 человек и мелкие — от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах численность занятых на М.п. значительно колеблется. В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государственной и муниципальной собственности общественных организаций и (или) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: а) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; б) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в) в оптовой торговле — 50 человек; г) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; д) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. М.п., осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников М.п. определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В экономике России среднесписочная численность работников М.п. в 1994 г. составила 10 млн человек. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и его региональные агентства. С 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"», согласно которому критерий отнесения предприятий к малым устанавливается Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Закон содержит ряд норм, прямо или косвенно направленных на государственную поддержку малого предпринимательства.
В соответствии с действующим законодательством вновь созданные М.п. в течение первых двух лет работы не уплачивают налог на прибыль, если выполняют следующие виды деятельности: а) производство и переработка сельскохозяйственной продукции; б) производство продовольственных товаров и товаров народного потребления; в) производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; г) производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; д) строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
При этом выручка от указанных видов деятельности должна превышать 70% общей суммы от реализации М.п. всей своей продукции (работ, услуг).
В последующие третий и четвертый годы деятельности М.п. уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% общей суммы выручки от реализации М.п. продукции (работ, услуг).
Данная льгота действует при условии, что М.п. с момента его государственной регистрации действует не менее пяти лет. Если М.п. прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период деятельности предприятия, увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из учетной ставки ЦБ РФ, действовавшей в соответствующих отчетных периодах.
Для М.п. с минимальной численностью работников (до 15 человек, включая работающих в филиалах и представительствах, а также по договорам) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г.). Предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (кроме тех малых предприятий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности).
Выбор объекта налогообложения по упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации — это может быть либо совокупный доход, либо валовая выручка, полученные за отчетный период. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход — 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом годовой совокупный размер выручки данного налогоплательщика не должен превышать суммы 100 000- кратного минимального месячного размера оплаты труда. М.п. могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.
М.п. могут функционировать в различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности юридических и гражданских лиц РФ. В Закон № 227 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» внесены установленные ранее Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» нормы, освобождающие М.п. от авансовых взносов на-. лога на прибыль и предоставляющие льготы по налогообложению в третий и четвертый годы работы предприятия.
Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку отчисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов М.п., и для страховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков М.п.
При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в общую сумму не включается выручка по видам деятельности, для доходов по которым применяется особый порядок налогообложения (раздел 6 Инструкции ГНС РФ № 4 «О налоге на прибыль»).
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. М.п., осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников М.п. определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В экономике России среднесписочная численность работников М.п. в 1994 г. составила 10 млн человек. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и его региональные агентства. С 1 января 1996 г. вступил в силу Федеральный закон № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"», согласно которому критерий отнесения предприятий к малым устанавливается Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Закон содержит ряд норм, прямо или косвенно направленных на государственную поддержку малого предпринимательства.
В соответствии с действующим законодательством вновь созданные М.п. в течение первых двух лет работы не уплачивают налог на прибыль, если выполняют следующие виды деятельности: а) производство и переработка сельскохозяйственной продукции; б) производство продовольственных товаров и товаров народного потребления; в) производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; г) производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; д) строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
При этом выручка от указанных видов деятельности должна превышать 70% общей суммы от реализации М.п. всей своей продукции (работ, услуг).
В последующие третий и четвертый годы деятельности М.п. уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% общей суммы выручки от реализации М.п. продукции (работ, услуг).
Данная льгота действует при условии, что М.п. с момента его государственной регистрации действует не менее пяти лет. Если М.п. прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет в полном размере за весь период деятельности предприятия, увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из учетной ставки ЦБ РФ, действовавшей в соответствующих отчетных периодах.
Для М.п. с минимальной численностью работников (до 15 человек, включая работающих в филиалах и представительствах, а также по договорам) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставлена возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г.). Предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (кроме тех малых предприятий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности).
Выбор объекта налогообложения по упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта Федерации — это может быть либо совокупный доход, либо валовая выручка, полученные за отчетный период. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход — 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом годовой совокупный размер выручки данного налогоплательщика не должен превышать суммы 100 000- кратного минимального месячного размера оплаты труда. М.п. могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.
М.п. могут функционировать в различных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности юридических и гражданских лиц РФ. В Закон № 227 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» внесены установленные ранее Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» нормы, освобождающие М.п. от авансовых взносов на-. лога на прибыль и предоставляющие льготы по налогообложению в третий и четвертый годы работы предприятия.
Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку отчисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов М.п., и для страховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков М.п.
При определении доли выручки от указанных видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в общую сумму не включается выручка по видам деятельности, для доходов по которым применяется особый порядок налогообложения (раздел 6 Инструкции ГНС РФ № 4 «О налоге на прибыль»).