Махлуп Фриц

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Махлуп (Machlup) Фриц (1902-1983)

американский экономист, специалист по теории финансов, вопросам международной торговли и валютных отношений, представитель неоклассического направления экономической мысли. Махлуп разработал теорию знания как товарного продукта, ставшую одной из основ теории «информационного общества». Стремился оградить экономическую теорию от нарастающего проникновения эмпирических методов.

Источник: Бизнес-словарь

Махлуп Фриц
Machlup Fritz (1902 — 1983)
img border="0" width="114" height="159" src="/upload/content/1579766831_6.files/image034.jpg"> alt="http://www.seinst.ru/images/mahlup.jpg">
Фриц Махлуп был прирожденным педагогом, и все его труды в определенной степени адресованы изучающим экономику — они упорядочивают термины, разъясняют концепции и рассеивают распространенные заблуждения. В определенном смысле он не сказал ничего нового, но, безусловно, предложил новый взгляд на то, что было сказано его предшественниками. Сохранившийся у Махлупа на протяжении всей его жизни интерес к философии науки и методологии экономики был неотъемлемой частью его горячего желания просвещать непосвященных.
Махлуп родился в 1902 г. в пригороде Вены, Австрия. В 1920 г. он поступил в Венский университет и в 1923 г. под руководством Людвига фон Мизеса завершил работу над докторской диссертацией, посвященной золотому стандарту. Идя по стопам отца, Фриц Махлуп становится совладельцем компании, производящей картон, но продолжает изучать экономику в качестве активного участника семинара Мизеса (см. Хайек Ф.). К 1931 году он опубликовал три книги и много газетных статей о мировой экономике и стал признанным специалистом по валютным проблемам. В 1933 г. Махлуп в качестве стипендиата Фонда Рокфеллера посетил США и побывал во многих ведущих американских университетах. Результатом этой поездки стала его первая профессорская должность в Университете г. Буффало, в котором он и проработал вплоть до перехода в 1947 г. в Университет Джонса Хопкинса, откуда в 1960 г. переехал в Принстон. В 1971 г. Махлуп оставил Принстон и, будучи уже в отставке, занял пост профессора Нью-Йоркского университета, в котором и проработал вплоть до самой своей смерти в 1983 г.
В 1943 г. Махлуп опубликовал книгу «Международная торговля и мультипликатор национального дохода» (International Trade and the National Income Multiplier, Blakiston, 1943), которая внесла большой вклад в популяризацию теории Кейнса о роли изменения (колебания) дохода в уравновешивании баланса платежей. Спустя три года в своей знаменитой статье «Предельный анализ и эмпирические исследования» (Marginal Analysis and Empirical Research), опубликованной в 1946 г. в сентябрьском номере журнала American Economic Review, он защитил ортодоксальную теорию максимизирующей прибыль фирмы от эмпирической критики Ричарда Лестера, специалиста по экономике труда из Принстона. По мнению Махлупа, у Лестера было достаточно оснований для критики, поскольку бизнесменам часто не хватает знаний для определения предельных затрат и доходов, и, даже имея необходимые знания, они нередко предпочитают оптимизировать другие переменные, а не прибыль. Однако Махлуп возразил Лернеру, отметив, что ортодоксальная теория предназначена для описания поведения не какой-то конкретной фирмы, а типичной фирмы, и даже в последнем случае не для толкования всех ее действий, а только для объяснения ее реакции на определенные изменения спроса, цен на вводимые ресурсы, налогообложения и т.п.
Иными словами, ортодоксальная концепция фирмы — это просто скромная абстракция по сравнению с конкретными фирмами, которые изучал Лестер.
Эти аргументы Лестера Махлуп изложил в двух своих работах — «Экономическая теория конкуренции продавцов» (The Economics of Sellers Competition, Johns Hopkins University Press, 1952) и «Политическая экономия монополии» (The Political Economy of Monopoly, Johns Hopkins University Press, 1952) и вновь вернулся к ним в своем президентском послании Американской экономической ассоциации «Теории фирмы: маржиналистские, поведенческие, управленческие»1 (Theories of the Firm: Marginalist, Behavioral, Managerial, American Economic Review, March 1967), развив ответ Лестеру, но ни в коем случае не изменив его сути: ортодоксальная теория фирмы имеет свои ограничения, но для той цели, для которой она предназначена, она безупречно верна. Вторым важным вкладом Махлупа в теорию экономического поведения была его мастерски написанная книга «Ценообразование по базисным пунктам» (The Basing-point System, Blakiston, 1949), о которой говорят, что именно под ее влиянием президент Трумэн наложил вето на принятый Конгрессом Закон, заставляющий производителей цемента взимать со всех потребителей одну и ту же цену, независимо от их местоположения.
Вторым излюбленным предметом Махлупа была экономическая теория патентной системы, результатом чего явился ряд статей и фундаментальный труд для одного из комитетов Конгресса «Экономический обзор патентной системы» (Ап Economic Review of the Patent System, Goverment Printing Office, 1958). Переход в 1960 г. в Принстонский университет ознаменовал собой начало десятилетия, в ходе которого он вернулся к теме, заинтересовавшей его еще в юности, — к мировой валютной реформе. В этот период Махлупом написаны следующие книги: «Планы перестройки международнойвалютной системы»2 (Plans for Reform of the International Monetary System, Princeton University Press, 1962; 2nd edn, 1964), «Международные валютные соглашения: проблема выбора» (International Monetary Arrangements: The Problem of Choice, edited by Machlup and B.G. Malkiel, Princeton University Press, 1964), «Поддержание и восстановление международногоплатежного баланса» (Maintaining and Restoring Balance in International Payments, Princeton University Press, 1966), «Реформирование международной валютной системы» (Remaking the International Monetary System, Johns Hopkins University Press, 1968) и «Экономическая интеграция в истории экономической мысли» (A History of Thought on Economic Integration, Columbia University Press, Macmillan, 1977). В общей сложности проблемам мировой экономики Махлуп посвятил около 17 книг и около сотни статей.
Одним из увлечений Махлупа была философия экономики. Ряд замечательных статей, посвященных трактовке основных экономических концепций, собраны в книгах «Очерки по экономической семантике» (Essays on Economic Semantics, ed. M. Miller, New York University Press, 1963; 2nd edn, Transaction Books, 1991) и «Методология экономической теории и другихсоциальных наук» (Methodology of Economics and Other Social Sciences, Academic Press, 1978). Примеры чрезвычайной озабоченности автора точностью экономической лексики содержатся также и в книге «Избранные экономические произведения Фрица Махлупа» (Selected Economic Writings of Fritz Machlup, ed. G. Bitros, New York University Press, 1976).
Заслуги Махлупа не остались незамеченными: он был почетным доктором нескольких университетов, а также президентом Южной экономической ассоциации (1960), Американской ассоциации профессоров университетов (1962-64), Американской экономической ассоциации (1967) и Международной экономической ассоциации (1971-74). В старости он мог бы спокойно любоваться своей блестящей карьерой, но только это занятие было не для него. В 1978 г., когда Махлупу было уже 76 лет, он преспокойно сообщил о своем желании подготовить второе издание своей классической книги «Производство и распространение знаний в США»3 (The Production and Distribution of Knowledge in the United States, Princeton University Press, 1962) — не менее чем в 8 томах! Первые три тома этого второго издания под общим названием «Знание: создание, распространение и экономическое значение» (Knowledge: Its Creation, Distribution, and Economic Significance) уже вышли в свет: том 1: «Знания и их производство» (Knowledge and Knowledge Production, 1980), том 2: «Отрасли обучения» (The Branches of Learning, 1982), том 3: «Экономическая теория информации и человеческий капитал» (The Economics of Information and Human Capital), все изданы издательством Принстонского университета (Princeton University Press). Остальные пять томов, увы (!), не появятся никогда.

Источник: 100 великих экономистов после Кейнса. Пер. с англ. под ред. A.A. Фофонова.