ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА
направление экономической мысли, сложившееся в конце XI X в., сторонники которого считают, что общественное производство основано исключительно на свободной игре рыночных сил, а хозяйствующие индивиды руководствуются в своей деятельности главным образом психологическими соображениями получения прибыли. Рыночный механизм выступает как естественное и непременное условие производства, возможности сознательного общественного контроля над которым весьма ограничены. Основным предметом экономической науки они считают изучение проблем обмена, спроса и предложения. Основатель школы У. С. Джевонс изложил свои взгляды в следующих работах: «Теория политической экономии» (1871 г.), «Деньги и валютный механизм» (1875 г.), «Исследование денежного обращения и финансов» (1884 г.) и др. Его виднейшие последователи - Э. Кенван, Ф. А. Хайек, Л. Роббинс.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА
направление в политической экономии, сложившееся в конце XIX в. вокруг кафедры политэкономии Лондонского университета. Идейный основатель школы – У.С. Джевонс (см. разд. 1.1), его последователи – Э. Кеннан, Ф.А. Хайек (см. разд. 1.2) и Л. Роббинс. Теоретическая концепция этой школы основывается на субъективно-психологическом объяснении экономических явлений и отрицании наследия классической школы. Согласно концепции Л. ш. общество представляет собой совокупность хозяйствующих индивидов, руководствующихся в своей деятельности чисто психологическими соображениями выгоды, а развитие общественного производства зависит от свободной игры рыночных сил. Джевонс одновременно с австрийской школой сформулировал теорию предельной полезности; придерживался количественной теории денег. Кеннан по всем основным вопросам экономической теории придерживался взглядов Джевонса. Хайек пытался совместить в едином учении психологический метод австрийской школы с математической теорией. Роббинс – идейный последователь Хайека.

Источник: Экономика от А до Я: Тематический справочник

ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА
В буржуазной политической экономич. направление в бурж. политич. экономич. сложившееся в кон. 19 в. вокруг кафедры политич. экономии Лондонского ун-та. Идейный основатель школы - У. С. Джевонс. Его последователи - Э. Кеннан, Ф. А. Хайек и Л. Роббинс. Теоретич. концепция этой школы основывается на субъективно-психологич. объяснении экономич. явлений и отрицании наследия классич. школы, стремившейся найти объективные экономич. законы, регулирующие произ-во, распределение и обмен материальных благ. Согласно концепции Л. ш., общество представляет собой совокупность хоз. индивидуумов, руководствующихся в своей деятельности чисто психология, соображениями выгоды, а развитие обществ. произ-ва подчинено свободной игре рыночных сил. При этом частный рынок и механизм свободного действия рыночных сил трактуются как естеств. и вечные категории. Ортодоксальные представители школы исключают возможность сознат. контроля общества над экономич. развитием, ограничивая всю сферу экономич. науки изучением проблем спроса, предложения и обмена, к-рые, по их мнению, являются важнейшими экономич. категориями, регулирующими обществ. развитие.
Джевонс изложил своё учение в работах: «Теория политической экономии» («Theory of political economy», - N.Y.,1871), «Деньги и валютный механизм» («Money and the mechanism of exchange», L., 1875), «Исследование денежного обращения и финансов» («Investigation in currency and finance», L., 1884) и др. Он противник марксистской теории стоимости. Одновременно с австрийской школой сформулировал теорию предельной полезности (см. Предельной полезности теория). Большое внимание он уделял исследованиям в области денег и ден. обращения, придерживаясь количественной теории денег. Стремился найти функциональные зависимости между уровнем рыночных цен, количеством благ и деньгами, модернизируя теорию спроса и предложения классич. школы. Занимался вопросами демография, статистики. Первоначально Джевонс придерживался взглядов манчестерской школы в буржуазной политич. экономич. потом от них отказался. Он защитник фабричного законодательства, сторонник использования математич. методов и статистики при экономич. исследованиях движения цен, заработной платы, процента. Рассматривал циклич. характер развития капиталистич. экономики с позиций вульгарной политической экономии и пытался связать кризисы с возникновением тёмных пятен на солнце.
Кеннан по всем осн. вопросам экономич. теории придерживался взглядов Джевонса. Его важнейшие работы: «История теорий производства и распределения в английской политической экономии» («А history of the theories of production and distribution in English political economy», L., 1893), «Богатство» («Wealth», , 1914), «Деньги» («Money», L., 1918).
Наиболее реакционный совр. представитель и идейный оруженосец Л. ш. - Хайек. Его основные работы: «Цены и производство» («Prices and production», L., 1931), «Денежная теория и торговый цикл» («Monetary theory and the trade cycle», N. Y., 1933), «Прибыль, процент и инвестиции» («Profits interest and investment», 1939), «Чистая теория капитала» («The pure theory of capital», L., 1941), «Индивидуализм и экономический порядок» («Individualism and economic order», L., 1948), «Конституция свободы» («The constitution of liberty», Chi., 1960). Хайек получил образование в Венском ун-те, где специализировался в области экономики и философии. Влияние австрийской школы сказывается на всех его экономич. исследованиях. Он пытается совместить в едином учении психология, метод австрийской школы с математич. теорией и идеалистич. философией. В области экономич. теорий Хайек даёт ненауч. трактовку капитала как запаса товаров, который может быть воспроизведён, тем самым признавая капитал вечной категорией, присущей всем общественно-экономич. формациям, и отрицает эксплуатацию, классовые антагонизмы. Причину кризисов он видит в чрезмерных вложениях капитала и неправильной денежно-кредитной политике банков. Как средство регулирования экономики, особенно в периоды спадов и депрессий, предлагает снижение уровня потребления трудящихся и сокращение Заработной платы, а также стимулирование добровольных сбережений. Хайек требует полной свободы капиталистич. предпринимательства, свободной игры рыночных сил. Противник всякого вмешательства в хоз. деятельность со стороны гос-ва, он резко возражает против планирования и регулирования развития экономики, грубо извращает теорию и практику коммунистич. строительства.
Идейный последователь Хайека по всем основным экономич. проблемам - Роббинс. Его осн. работы: «Опыт о природе и значении экономической науки» («Ап essay on the nature and significance of economic science», L., 1932), «Великая депрессия» («The great depression», L., 1934), «Экономическое планирование и международный порядок» («Economic planning and international order», L., 1937), «Экономические причины войны» («The economic causes of war», L., 1939), «Экономические проблемы мира и войны» («The economic problem in pease and war», L., 1947). В последней работе он несколько отходит от ортодоксальных позиций школы о примате свободной игры рыночных сил и допускает в нек-рых случаях вмешательство гос-ва в экономич. жизнь, в частности в области распределения товаров.
Л. ш. является наиболее реакционным направлением бурж. экономич. мысли, защищающим интересы капиталистич. монополий. Теоретич. концепции школы подвергаются резкой критике со стороны либеральных бурж. экономистов и не получили широкого распространения в бурж. экономической литературе. Отд. теоретич. положения Л. ш. положены в основу экономической политики консервативной партии Великобритании.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Похожие термины:

  • ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

    один из ведущих центров экономического образования и научных исследований в мире; основана в 1895 г. как часть Лондонского университета. Из 13 Нобелевских лауреатов, обучавшихся или преподававших в