ЛИЦЕНЗИОННАЯ СИСТЕМА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

лицензионная система
допущение привоза товаров лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения.

Источник: Справочный коммерческий словарь

ЛИЦЕНЗИОННАЯ СИСТЕМА

регулирование внешнеторговых операций посредством выдачи государственных разрешений (лицензий) на ввоз и вывоз товаров.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

ЛИЦЕНЗИОННАЯ СИСТЕМА
контроль и регулирование внешнеторговых операций в стране на основе выдачи специальных государственных разрешений на ввоз и вывоз товаров.

Источник: Современная экономическая наука в понятиях и терминах 1997 г.

СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИОННАЯ
один из важных инструментов регулирования внешнеторговых операций. Предусматривает выдачу официальными учреждениями должным образом оформленных разрешений на ввоз или вывоз товаров по ходатайствам заинтересованных фирм (лиц).

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

ЛИЦЕНЗИОННАЯ СИСТЕМА
во внешней торговле одна из форм государственного контроля над экспортом и импортом товаров. При наличии Л.с. для осуществления внешнеторговых операций экспортер или импортер должен иметь разрешение - лицензию от государственного органа, регулирующего внешнюю торговлю. Л.с. обеспечивает реализацию политики протекционизма. Роль Л.с. усилилась особенно во время мирового кризиса 1929-1933 гг., затем во время второй мировой войны 1939-1945 гг., когда большинство государств распространили ее на экспорт стратегических материалов и дефицитных товаров, а в целях экономии валюты - и на импорт почти всех товаров. В послевоенные годы в связи с тенденцией к интернационализации производства и капитала постепенно начала осуществляться либерализация внешней торговли, которая привела к определенному ослаблению роли Л.с. в регулировании экспорта и импорта. Тем не менее Л.с. продолжает использоваться как важное средство внешнеторговой политики, с ее помощью контролируется экспорт и импорт некоторых специфических товаров (оружия, наркотиков). В развивающихся странах Л.с. продолжает играть важную роль в регулировании импорта, являясь одной из форм защиты возникающей национальной промышленности от иностранной конкуренции. В списках товаров, ввозимых в развивающиеся страны по открытым генеральным лицензиям, находятся, как правило, машины и оборудование, промышленное сырье, т.е. товары, необходимые для индустриализации, а также товары первой необходимости (продовольствие, одежда и т.д.), которые еще не производятся в этих странах в достаточном количестве. В списки же товаров, на импорт которых требуется получение индивидуальных лицензий, входят товары, производимые в данной стране в значительном количестве, предметы роскоши и потребительские товары, не являющиеся предметами первой необходимости. Почти во всех развивающихся странах существуют списки товаров, импорт которых полностью запрещен. Л.с. в развивающихся странах, так же как и другие формы импортного регулирования, изменяется по мере их экономического роста. В РФ Л.с. играла важную роль в условиях квотирования экспорта. В настоящее время получение лицензий необходимо при экспорте товаров в рамках международных соглашений, а также при экспорте и импорте специфических товаров (оружия, ядерных материалов, культурных ценностей и др.).

Источник: Внешне-экономический толковый словарь

ЛИЦЕНЗИОННАЯ СИСТЕМА
во внешней торговле, одна из форм гос. контроля над экспортом и импортом товаров. При Л. с. для осуществления внешнеторг. операций экспортёр или импортёр должны иметь разрешение, лицензию от гос. органа, регулирующего внеш. торговлю. Внешнеторг. лицензии делятся на открытые генеральные и индивидуальные (или специальные). Открытая ген. лицензия - это опубликованное в печати разрешение соответствующего гос. органа на ввоз или вывоз товара на определ. срок. Индивидуальная лицензия выдаётся конкретному экспортёру (импортёру) на экспорт (импорт) определ. количества или стоимости каждого в отдельности товара. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск перечисленных в ней товаров через гос. границу.
Л. с. возникла в условиях развитого меркантилизма и использовалась для регулирования торг. баланса. В период капитализма свободной конкуренции и проведения внешнеторг. политики фритредерства роль Л. с. уменьшилась. Наиболее широкое её применение характерно для эпохи империализма, когда капиталистич. страны вступают на путь протекционистской внешнеторг. политики (см. Протекционизм). В условиях гос.монополистич. капитализма, когда происходит сращивание монополий и бурж. гос-ва, Л. с. используется в интересах наиболее могущественных монополистич. групп, позволяет им контролировать нац. рынок и добиваться уступок от др. капиталистич. стран по вопросам внешнеторг. политики.
Значение Л. с. особенно возросло в связи с потрясением экономики мн. капиталистич. стран, вызванным экономич. кризисом 1929 - 33. Перед 2-й мировой войной 1939 - 45 Л. с. как средство количеств, ограничения импорта распространялась во Франции на товары, составлявшие 58% импорта, в Швейцарии - 52%, Нидерландах - 26%, Бельгии - 24%. В таких странах, как Германия и Италия, импорт лицензировался почти полностью. В то же время США, Канада и большинство латиноамер. гос-в Л. с. импорта не применяли. Нарушение сложившихся внешнеэкономич. связей, вызванное 2-й мировой войной, стремление предотвратить поступление стратегия, товаров в страны вражеской группировки обусловили дальнейшее усиление роли Л. с. Большинство капиталистич. гос-в распространили Л. с. на экспорт стратегия, материалов и дефицитных товаров, а в целях экономии валюты и на импорт почти всех товаров. Например, США в 1940 ввели Л. с. на экспорт всех товаров, а в 1941 на импорт осн. товаров. После 2-й мировой войны империалистич. страны сохраняют Л. с. импорта и экспорта. Монополистич. группы, особенно в тех странах, к-рые были экономически ослаблены за годы войны, активно использовали Л. с. как важное средство конкурентной борьбы и защиты нац. рынка от наплыва иностр. товаров. Империалистич. гос-ва использовали Л. с. и как одно из орудий «холодной войны» и дискриминации торговли со странами социализма. Так, весной 1948 США ввели частичное ограничение, а с марта 1951 полностью запретили вывоз товаров в социалистич. страны. Подобные меры были приняты и большинством стран - членов агрессивного блока НАТО.
В дальнейшем в связи с изменением соотношения сил в капиталистич. мире, усилением тенденций к интернационализации произ-ва и капитала начала осуществляться либерализация во внеш. торговле, к-рая привела к нек-рому снижению роли Л. с. в регулировании экспорта и импорта развитых капиталистич. стран. Однако лицензии продолжают использоваться для количеств, регулирования импорта ряда товаров (особенно с.-х.) в развитые капиталистич. страны. Тенденция к развитию экономич. отношений с социалистич. странами привела к тому, что развитые капиталистич. страны значительно ослабили лицензионный контроль над экспортом в социалистич. страны и импортом из них, хотя на нек-рые товары этот контроль ещё сохраняется. Т. о., несмотря на политику либерализации во внеш. торговле, Л. с. по-прежнему используется империалистич. странами как важное средство укрепления своих внешнеэкономич. позиций на мировом рынке.
Иной характер носит использование Л. с. в развивающихся странах. Трудности, стоящие на пути расширения экспорта этих стран, тенденции к снижению цен на их традиционные экспортные товары обусловливают острый недостаток в иностр. валюте и серьёзно сказываются на их внешнеэкономич. положении. В этих условиях Л. с. призвана сыграть важную роль в регулировании импорта развивающихся стран и является одной из форм защиты возникающей нац. пром-сти от иностр. конкуренции. В списках товаров, ввоз к-рых не ограничен, находятся, как правило, машины и оборудование, пром. сырьё, т. е. товары, необходимые для индустриализации. В эти списки включается также и ряд товаров первой необходимости (продовольствие, одежда и т. д.), произ-во к-рых в стране недостаточно. Почти во всех развивающихся странах существуют списки товаров, импорт к-рых полностью запрещён. К ним относятся предметы роскоши и товары, к-рые могут составить серьёзную конкуренцию продукции местного произ-ва. В 1966, напр., в Колумбии был запрещён ввоз 462 видов потребит. товаров и предметов роскоши, в Ираке 102 и т. д. Л. с. в развивающихся странах, также, как и др. формы импортного регулирования, изменяется по мере становления и развития нац. экономики. Во мн. странах Азии и Африки Л. с. начинает распространяться на импорт текстиля, мед. препаратов, простых электроизделий, нек-рых строит. материалов и др. товаров, производимых нац. пром-стью. Так, пр-во Нигерии после того, как нац. произ-во цемента превысило 50% потребностей страны, ввело индивидуальные лицензии на его ввоз. Пр-во Индии в нач. 1965 ввело запрет на ввоз компрессоров, иголок для швейных машин, весов, микроскопов, мн. видов красок и др., поскольку произ-во этих товаров освоено в стране. Вокруг применения Л. с. в развивающихся странах идёт острая борьба, в к-рой участвуют как внутр., так и внеш. силы. Наиболее последовательно целям развития нац. экономики Л. с. служит в странах, вступивших на путь некапиталистич. развития, где импорт большей части товаров осуществляется гос. или полугас. орг-циями.
В социалистич. странах Л. с. - одно из средств осуществления гос. монополии внешней торговли. В СССР Л. с. была принята декретом от 29 дек. 1917. Лицензии выдаются Мин-вом внеш. торговли в соответствии с гос. экспортно-импортными планами. Л. с. в социалистич. странах как средство внешне-торг. политики не имеет большого значения. Экспортные и импортные лицензии являются дополнит. средствами контроля со стороны Мин-ва внеш. торговли за деятельностью всесоюзных внешнеторг. объединений и др. орг-ций, допущенных к ведению экспортных и импортных операций. В торг. соглашениях, заключаемых СССР с иностр. гос-вами, содержатся обязательства беспрепятственно выдавать лицензии на товары в пределах согласованных контингентов. Лицензионные сборы при выдаче экспортных и импортных лицензий в СССР не взимаются.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.69 мб

Некоторые проблемы компетенции милиции в сфере лицензионно-разрешительной системы

Сагиндыкова А. Н., Корниенко О. В.
Отмечается, что постановка вопроса о функциях органов управления преимущественно в связи с проблемами компетенции полнее раскрывает полномочия органа.
Читать PDF
219.46 кб

Региональная инфраструктура патентно-лицензионного сопровождения системы НИРС и НТТМ

Звонарев М. И., Кан М. Р., Щурбина О. Я., Винокуров А. А., Каулин М. И.
Читать PDF
227.94 кб

К вопросу о совершенствовании федерального законодательства о лицензионно-разрешительной системе

Людмила Владимировна Стандзонь
Читать PDF
4.50 мб

Роль лицензионноразрешительной системы полиции МВД России в обеспечении экономической безопасности

Кушнирык В.В., Крылов А.А.
Изучается влияние административного обеспечения ограниченной оборотоспособности специальных (общественно-опасных) объектов гражданских прав (оружия, патронов, выполняемых с ними работ и оказываемых услуг) на экономическую безопасн