ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

Найдено 1 определение
ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
буржуазно-демократич. течение в рус. общественно-экономич. мысли 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин определил «Л. м.» как «отражение марксизма в буржуазной литературе» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 347). В тот период рус. буржуазия, заинтересованная в быстром развитии капитализма, пыталась использовать теорию К. Маркса в собственных интересах. Бурж. демократы, называвшие себя марксистами, легально печатали свои произведения (отсюда и название «Л. м.»), издавали журн. «Новое слово», «Начало», «Жизнь». Виднейшими представителями «Л. м.» были П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков и др. В своих сочинениях они уделяли особое внимание экономич. проблемам. «Легальные марксисты» были сторонниками, хотя и непоследовательными, демократич. реформ, популяризировали нек-рые положения экономич. теории Маркса, выступали против народничества. Революционные марксисты, видевшие бурж. сущность взглядов «Л. м.», всё же в сер. 90-х гг. пошли на врем, союз с ними, что способствовало быстрой победе марксизма над народничеством и широкому распространению идей Маркса. Одновременно В. И. Ленин подверг «легальных марксистов» разносторонней критике. Особое значение имел ленинский анализ книги гл. идеолога «Л. м.» Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894) (см. там же, с. 347 - 534). Ленин указал на апологетич. отношение «легальных марксистов» к капитализму, на их эклектизм, на смешение в книге Струве марксизма с теориями бурж. экономистов В. Зомбарта, Э. Бём-Баверка, Л. Брентано, Т. Мальтуса (см. там же, т. 3, с. 636, прим.; т. 5, с. 107, 112; т. 12, с. 335, 340). Он подчеркнул, что революционные марксисты и представители «Л. м.» хотят развивать учение Маркса в разных направлениях. Вместе с тем Ленин отметил отд. положит. стороны выступлений Струве и других «легальных марксистов», в частности их критику народников. Борясь против народничества, «легальные марксисты» писали о прогрессивности капитализма по сравнению с докапиталистич. формами х-ва, о вступлении России на капиталистич. путь. Струве указывал на несостоятельность субъективного метода народников, на утопичность их стремлений обобществить труд через общину помимо капитализма, на вздорность их доктрин о «народном производстве». Однако для «легальных марксистов» разрыв с народничеством означал переход от крестьянского социализма не к пролетарскому социализму, а к бурж. либерализму. Поэтому они не могли дать подлинно научной критики народнич. теорий. Струве сводил сущность народничества к славянофильству, к теории самобытного развития России. Следовательно, он не вскрыл ни источника народничества, ни его действительной сущности. «Легальные марксисты» смотрели на экономич. процессы, совершавшиеся в России, с точки зрения крупного капитала, а не пролетариата. Говоря о развитии капитализма в городе и деревне, они не анализировали той формы классового антагонизма, к-рая складывалась при этом. Струве писал о непреодолимых история, тенденциях к безграничному росту крупного капиталистич. произ-ва, о «культурной миссии» капитализма, не вскрывая его глубоких противоречий. Ленин характеризует метод Струве как буржуазно-объективистский и указывает на принципиальное отличие этого метода от марксистского, материалистического (см. там же, т. 1, с. 418 - 19).
В борьбе против народничества «легальные марксисты» нередко обращались к истории нар. х-ва России. значит. явлением в рус. экономич. литературе того времени была книга Туган-Барановского «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898), в к-рой автор давал историю пром. предприятий России и опровергал мнение народников об «искусственности» и «нежизнеспособности» рус. капитализма. Книга эта, несмотря на отд. теоретич. ошибки (о сущности и происхождении мануфактуры в России и пр.), сохранила ценность до наших дней благодаря богатому фактич. материалу.
Что же касается марксистской политич. экономич. то «легальные марксисты», в соответствии со своей общей либеральной концепцией, пытались приспособить её к потребностям буржуазии. На словах они признавали учение Маркса. Туган-Барановский назвал экономич. и социологии, систему Маркса самым замечательным продуктом человеческой мысли в области познания обществ. явлений. На деле же «легальные марксисты» начали пересмотр осн. положений марксистской экономич. теории, сначала завуалированно, а к концу 90-х гг. открыто. Струве призывал вставить «крупные приобретения» бурж. экономистов, властности экономистов австрийской школы, «в широкую и грандиозную рамку социологии, обобщений Маркса». Приняв активное участие в полемике, развернувшейся в России по вопросу о теории стоимости Маркса, «легальные марксисты» выступили с утверждением, будто между 1-м и 3-м томами «Капитала» существуют противоречия. Булгаков и Туган-Барановский рассматривали теорию трудовой стоимости лишь как методологии, приём. Струве заявлял, будто в «механической теории трудовой ценности» содержатся неустранимые противоречия. Струве и Туган-Барановский пытались соединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности. Они подвергли ревизии и теорию прибавочной стоимости Маркса, отрывая её от теории трудовой стоимости. Туган-Барановский выдвинул свою т. н. социальную теорию заработной платы, по к-рой заработная плата рабочего - это доля участия рабочего класса в нац. доходе, имеющая тенденцию к возрастанию. Он отвергал также существование закона тенденции нормы прибыли к понижению. Булгаков, выступив против марксистской агр. теории, отстаивал закон «убывающего плодородия почвы», этот закон затем стал проповедовать и Туган-Барановский. Статью Булгакова «К вопросу о капиталистической эволюции земледелия» («Начало», № 1 - 2, 1899) и его книгу «Капиталистическое земледелие», т. 1 - 2 (СПБ, 1900) глубокой критике подверг Ленин (см. там же, т. 4, с. 95 - 152 и т. 5, с. 95 - 268).
В связи с тем, что в борьбе с народничеством особое значение приобрёл т. н. вопрос о рынках, «легальные марксисты» опубликовали ряд работ, посвящённых проблеме реализации. Булгаков в своей книге «О рынках при капиталистическом производстве» (1897), получившей положительную, в общем, оценку Ленина (см. там же, т. 4, с. 44 - 54), доказывал несостоятельность народнич. тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внешних рынков. Но и в этой книге отразился апологетич. подход Булгакова к капитализму, к-рому он предрекал широкое и блестящее будущее. Проблеме реализации уделил большое внимание и Туган-Барановский в ряде своих произведений, в частности в своём капитальном труде «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894). Первая часть этой книги, в к-рой обобщён большой фактич. материал по истории кризисов в Англии, представляет интерес и в совр. условиях. Вторая часть, где он говорит о причине кризисов как сторонник теории диспропорциональности, свидетельствует о его немарксистском подходе к данному вопросу. Его теория кризисов связана с неправильным толкованием теории реализации, согласно к-рой размеры рынка не зависят якобы от личного потребления и первое подразделение обществ. произ-ва может расти независимо от второго. Струве же дошёл до утверждения, будто марксовы схемы воспроиз-ва свидетельствуют о возможности пропорционального, гармоничного развития капитализма. Ревизионистская сущность концепции «легальных марксистов» наиболее ярко выразилась в отрицании ими марксовой теории социалистич. революции и диктатуры пролетариата, в их попытках свести классовую борьбу пролетариата к борьбе за реформы. Характеризуя струвизм как течение, предшествующее междунар. ревизионизму, Ленин писал, что «легальные марксисты» готовы «...взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить „только“ живую душу марксизма, „только“ его революционность» (там же, т. 26, с. 227).
На рубеже двух веков «Л. м.» как течение общественно-экономич. мысли перестал существовать. Его представители оказались неспособными отстаивать даже демократии. требования. В дальнейшем многие из них стали членами кадет, партии. После Великой Окт. социалистич. революции они вели активную борьбу против Сов. власти.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
978.37 кб

Легальный марксизм и философия науки

Филатов В.П.
В конце XIX в. в российском социально-экономическом сообществе прошел спор о путях модернизации страны, в котором участвовали «легальные марксисты».