КРОПОТКИН Пётр Алексеевич

Найдено 1 определение
КРОПОТКИН Пётр Алексеевич
(27.11.1842 - 8.2.1921), князь, русский революционер, один из деятелей и теоретиков анархизма, экономист, географ, журналист. Окончил Пажеский корпус (1862) и служил в Амурском казачьем войске. В 1864 - 67 совершил ряд путешествий по вост. Сибири и Маньчжурии, результаты к-рых были опубликованы в «Записках Русского географич. об-ва» (1875). В 1872 присоединился к «чайковцам» - самой значительной народнич. орг-ции того времени. Написал программные документы: «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873) и «Программа революционной пропаганды» (1874); в них он доказывал возможность в России незамедлительной крест. революции, к-рая бы уничтожила существующий социальный строй и утвердила социализм и анархию. Разделяя осн. принципы родоначальников анархизма, проповедуя разрушение гос-ва и обличая капитализм с мелкобурж. позиций, К., в отличие от П. Ж. Прудона, был сторонником социальной революции, в к-рой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а сознательное революционное творчество народа.
В 1874 К. был арестован, через 2 года совершил побег и эмигрировал. В 1877, поселившись в Швейцарии, стал одним из основателей и издателей печатного органа европ. анархизма «Le Révolté». В 1881 К. был выслан из Швейцарии. В 1883 К., находившегося во Франции, за принадлежность к анархистской «Международной ассоциации рабочих» приговорили к 5 годам тюрьмы. После амнистии (1886) поселился в Лондоне и занялся науч. и лит. работой. После Февральской революции 1917 вернулся на родину. Великую Окт. социалистич. революцию воспринял как продолжение вековой освободит. борьбы рус. народа. В 1919 - 20 встречался с Лениным. В 1920 обратился с призывом к междунар. пролетариату не допустить воен. интервенции в Сов. Россию.
Политич. экономию считал наукой о наиболее рациональной организации хоз. деятельности, цель к-рой-, по его мнению, заключается в изучении «... потребностей людей н способов их удовлетворения с наименьшею непроизводительною тратою сил..., т. е. экономии сил, потребных для удовлетворения потребностей общества...» («Поля, фабрики и мастерские», М., 1918, с. 6). Для экономич. воззрений К. было характерным признание абсолютного примата потребления над произ-вом. Потребности человека он рассматривал как саморазвивающееся, самостоят. начало. «...Логично начать именно с того, что побуждает человека работать, а затем уже перейти к рассмотрению средств удовлетворения потребностей посредством производства» («Хлеб и воля», М., 1922, с. 171). К. ошибочно полагал, что такая трактовка приведёт к принципиальному изменению категорий политич. экономич. перестройке всей экономич. теории и к автоматич. преобразованию способа произ-ва на коммунистич. началах. В действительности такое построение экономич. теории означало лишь субъективно-психологич. истолкование экономич. категорий и отрицание объективных экономич. законов. К. сформулировал «закон последовательного вовлечения народов в промышленную жизнь и превращения каждой страны в замкнутое самодовлеющее хозяйство». По его мнению, слаборазвитые страны, испытывая трудности ввоза и вывоза товаров, будут якобы вынуждены «полагаться на своих внутренних потребителей» и таким путём постепенно освободятся «от эксплуатации других народов, опередивших их в развитии техники» и в конечном итоге каждый народ станет пром. нацией.
Отрицая закон концентрации пром-сти, К. доказывал жизнеспособность мелкого произ-ва. Применение машин представлялось ему целесообразным лишь в той огранич. мере, в какой оно не подрывало основ мелкого произ-ва. Его идеалом было крест. х-во в сочетании с кустарными промыслами. Выступал за широкое развитие кооп. объединений, идеализировал крест. общину. Будучи убеждённым и непримиримым врагом капитализма, предсказывая его неизбежную гибель, К. не понимал экономич. основ и законов развития капитализма. Критику существующего строя он вёл с морально-этич. позиций, исходя из своих представлений об идеале обществ. устройства, что было характерно для утопии, построений 19 в. В своих воззрениях К. исходил из возможности задержать развитие капитализма в России. Выступая против марксистской теории классов и классовой борьбы, пытался противопоставить ей своё учение о «взаимопомощи» людей, к-рая якобы является движущей силой обществ. развития. Пропагандировал немедленный переход к коммунизму, в рамках к-рого может сохраниться мелкая собственность крестьян и ремесленников, широкое распространение получат «вольные ассоциации», а гос-во исчезнет, поскольку всякая власть неизбежно вырождается в деспотизм и произвол. В марксистском учении о диктатуре пролетариата видел уступку бурж. мировоззрению. Идеал К. был далёк от подлинного коммунизма. За фразами о безначальном коммунизме скрывалась свойственная идеологии анархизма «защита мелкой собственности и мелкого хозяйства на земле» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 377).
Отражая идеи мелкобурж. социализма, К. первоочередной задачей социальной революции объявлял экспроприацию всего, что может служить эксплуатации, распределение готовой продукции; выдвигал идею «общей кучи» материальных благ, из к-рой каждый сможет брать продукты сообразно своим потребностям. Декларировалось немедленное осуществление коммунистич. принципа распределения по потребностям и общее «право на довольство» для всех с первого дня социальной революции. Устанавливался прямой обмен пром. товаров на с.-х., умственный труд соединялся с физическим и земледелие с пром-стью.
Соч.: Собр. соч., т. 1, 4 - 5,7, СПБ, 1906 - 07; Анархия, Лондон, 1912; Коммунизм и анархия, М., 1917; Взаимная помощь как фактор эволюции, М., 1918; Анархическая работа во время революциИ.п. - М., 1919; Современная наука и анархия, П., 1921.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
157.26 кб

Пётр Алексеевич кропоткин - создатель принципов этики общества будущего

Соловьёва Наталья Викторовна
Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) более ста лет назад выдвинул идеи, актуальность которых признается обществом и сегодня.