КРИЖАНИЧ Юрий

Найдено 1 определение
КРИЖАНИЧ Юрий
(ок. 1618 - 12.9.1683), хорватский мыслитель. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был католич. священником-миссионером. Страстный пропагандист идеи «славянского единства». Гл. роль в сплочении славян отводил Рус. гос-ву, к-рое посетил впервые в 1647. Прибыв в 1659 в Москву, по неизвестной причине был арестован и сослан в 1661 в Тобольск. В 1676 получил разрешение покинуть Россию.
В своём гл. произведении «Политичны думы» (опубликовано не полностью) К. изложил свои филос., общественно-политич. и экономич. идеи. Он был оригинальным представителем философии просветителей, признавая материальность мира, рассматривал бога в качестве первопричины Вселенной и развивал естественно-правовую концепцию. К. поставил перед собой задачу выяснить, «что такое общественное богатство, откуда оно возникает и как увеличивается», каковы причины, которые «постоянно обеспечивают изобилие в государстве». Однако ряд выдвинутых им вопросов он оставил без ответа. К. исходил из тезиса, что только то гос-во богато, в к-ром богат народ. В отличие от меркантилистов (см. Меркантилизм), К. богатство гос-ва видел в товарах, а источником его считал труд. Хотя у К. не было сознат. постановки проблемы стоимости, всё же он стремился провести различие между рыночной ценой и стоимостью, указывая, что при большом предложении «за много товара и труда вручат столько же, сколько за меньшее их количество», т. е. цена упадёт ниже трудовых затрат. Он указывал также на зависимость цены (стоимости) от производительности труда. Деньги К. рассматривал как результат товарного обращения, критиковал практиковавшуюся тогда порчу монеты и требовал, чтобы во внешнеторг. обороте казна принимала полноценные деньги, учитывая, по какой цене «идет золото и серебро в других странах».
В противоположность меркантилистам, К. признавал получение прибыли внутри страны («из нашей земли»), но столкнулся с затруднением в объяснении её и по существу определял в этом случае «цену» уже не трудом, а издержками произ-ва, к к-рым причислял заранее установленную прибыль. Он оставлял открытым вопрос и об источнике ссудного процента, но, в отличие от торг. прибыли, не ограничивал его уровня.
Выдвигая программу преобразования России, К. доказывал необходимость развития товарооборота внутри страны на основе роста пром-сти, с. х-ва и расширения внеш. торговли, разъяснял важность обеспечения «обилия и дешевизны» товаров, в связи с чем высказывался за «наемное содержание» «всяких товарных и художественных производств». Он стоял за налоговую политику, учитывающую имуществ. состояние налогоплательщика, и требовал использования казны на нужды нар. х-ва.
К. пришёл к выводу, что осуществление преобразоват. программы невозможно без «истинной свободы», где «каждому можно пользоваться своим трудом и имуществом». Однако он не мог ещё понять, что экономич. основой крепостничества является феод. землевладение. К. боролся за укрепление централизованной власти, но считал нетерпимым на престоле тирана и призывал народ к его свержению.
Соч.: Политика, М., 1965; Русское государство в половине XVII в., ч. 1 - [6], М., 1859 - 60; О промысле, М., 1860.

Источник: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия в 4 т. Советская энциклопедия 1979-1980 гг.