КРИТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ

Найдено 1 определение
КРИТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ
(Break-even Sales) - объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Иными словами, очередная единица продукции, проданная сверх критического объема продаж, будет приносить прибыль фирме, тогда как продажа «предыдущих» единиц шла лишь в покрытие затрат. Очевидно, что совокупные затраты можно подразделить на две группы: (а) условно-постоянные (обусловлены самим фактом жизнедеятельности фирмы и практически не зависят от того, насколько велик объем производимой продукции; например, на ткацкой фабрике управленческий персонал получает заработную плату, но его представители не стоят у ткацких станков) и (б) переменные (условно принимаются изменяющимися прямо пропорционально объему производимой продукции; например, заработная плата рабочих, производящих продукцию). Выручка от продажи очередной единицы продукции, условно говоря, идет в покрытие переменных затрат, т.е. затрат, непосредственно связанных с этой единицей, и части условно-постоянных затрат, а потому чем больше относительная величина условно-постоянных затрат в общей сумме затрат, тем больший объем продукции должен быть произведен. Иными словами, величина критического объема продаж в значительной степени зависит от структуры затрат - при прочих равных условиях повышение технической оснащенности фирмы, увеличение численности и оснащенности аппарата управления, рост расходов по рекламе и сбыту продукции, появление дополнительных непроизводственных затрат и т.п. влекут за собой рост критического объема продаж. Отсюда следует, что любые изменения в деятельности фирмы, имеющие затратный характер, должны анализироваться с позиции их влияния на величину критического объема продаж хотя бы в плане того, возможно ли наращивание объемов производства или новые затраты будут покрываться за счет уже имеющейся маржинальной прибыли. Знаменитый бухгалтер И.Ф. Шер (Johann F. Schar, 1846 — 1924) предложил именовать критический объем продаж «мертвой точкой»; смысл подобного названия достаточно очевиден.
Известны три взаимосвязанных метода расчета точки безубыточности: аналитический, графический, расчет удельной валовой маржи (маржинальной прибыли).
Аналитический метод. Название метода условно, а в его основе лежит очевидная зависимость:
img border="0" width="347" height="158" src="/upload/content/1580210049_5.files/image109.jpg">
В точке безубыточности по определению прибыль равна нулю, т.е. Gl = 0, поэтому из формулы (К38) можно найти соответствующий объем продаж (в натуральных единицах), как раз и называемый критическим (Qc):
img border="0" width="355" height="43" src="/upload/content/1580210049_5.files/image110.jpg">
Приведенная формула является одной из базовых в системе внутрифирменного анализа и может использоваться как в ретроспективном анализе, так и в планово-аналитической работе. В частности, при планировании, задавая значения исходных факторов (цена, условно-постоянные и переменные расходы), можно рассчитать минимальный объем производства продукции, необходимый для покрытия расходов, т.е. обеспечивающий безубыточность финансово-хозяйственной деятельности.
Графический метод. Этот метод удобен для иллюстрации зависимости между показателями, участвующими в расчете точки безубыточности аналитическим методом. Графическое изображение модели, характеризующее логику взаимосвязи показателей, формирующих значение критического объема продаж, приведено на рис. КЗ.
img border="0" width="292" height="202" src="/upload/content/1580210049_5.files/image111.jpg">
Сплошная линия ОВ отражает изменение выручки от продаж; здесь имеет место прямая зависимость — с ростом объема проданной продукции растет и величина выручки. Пунктирная линия AD отражает изменение уровня условно-постоянных затрат; поскольку считается, что эти затраты не зависят от объема продаж, линия проходит параллельно оси абсцисс. Пунктирная линия АС отражает изменение совокупных затрат как суммы переменных и условно-постоянных затрат. Точка пересечения линий ОВ и АС указывает на объем продаж Qc, при котором выручка равна совокупным затратам. Это и есть критический объем продаж, т.е. тот минимум, который обеспечивает безубыточность производственно-коммерческой деятельности. Таким образом, до тех пор, пока объем продаж не достиг уровня Qc, фирма работает в убыток; превышение Qc означает генерирование прибыли.
Подчеркнем, что не следует абсолютизировать выводы, к которым можно прийти, анализируя график. Во-первых, приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на весьма условном предположении об их прямо пропорциональной зависимости. Во-вторых, не следует полагать, что область доходов безгранично велика - при определенном насыщении рынка зависимость между показателями меняется. Фактически это выражается в том, что излишне произведенная продукция не находит сбыта по ранее установленной цене. Сформулированные условности в теоретическом смысле элиминируются, если перейти от линейных зависимостей к нелинейным, однако на практике установление аналитического представления нелинейной зависимости затруднено.
Расчет удельной валовой маржи. Этот метод является следствием аналитического метода. Знаменатель дроби (cont = р — v) в формуле (К.39), называемый удельной валовой маржой, или вкладом (в англоязычной литературе — contribution), характеризует величину прибыли до вычета амортизации, процентов и налогов (EBITDA), приходящейся на единицу продукции (в достаточно редких ситуациях вместо EBITDA может использоваться показатель маржинальной прибыли). Можно привести и другую интерпретацию этого показателя, кстати широко распространенную в управленческом учете и финансовом менеджменте и объясняющую его название «вклад»: он (показатель) дает количественную оценку вклада дополнительно произведенной единицы продукции в величину генерируемой валовой маржи (EBITDA) или маржинальной прибыли. По мере наращивания объемов производства суммарный вклад должен полностью покрыть условно постоянные расходы и обеспечить генерирование прибыли.
Таким образом, экономический смысл «мертвой точки» предельно прост: она характеризует количество единиц продукции, реализация которой обеспечит получение валовой маржи (или маржинальной прибыли), в точности равной сумме условно-постоянных расходов.
img border="0" width="340" height="37" src="/upload/content/1580210049_5.files/image112.jpg">
Формулы (К39) и (К40) позволяют найти критический объем продаж в натуральных единицах; путем несложных преобразований можно получить формулу для расчета этого объема в стоимостном выражении. Домножив обе части (К40) нар, получим:
img border="0" width="376" height="66" src="/upload/content/1580210049_5.files/image113.jpg">
Показатель
img border="0" width="66" height="41" src="/upload/content/1580210049_5.files/image114.jpg">
называется нормой валовой маржи; он характеризует долю удельной валовой маржи в цене единицы продукции; выражается в процентах; очевидно, что коэффициент Nc можно рассчитывать и по обобщающим показателям: прибыли EBITDA (или маржинальной прибыли) и объему продаж. Повышение значения нормы приводит к снижению величины критического объема продаж. Таким образом, критический объем продаж в стоимостном выражении (Qcm) находится по формуле
img border="0" width="374" height="45" src="/upload/content/1580210049_5.files/image115.jpg">
Сделаем три замечания к приведенным формулам. Во-первых, легко заметить, что мы до сих пор не уточняли, о какой конечной прибыли идет речь. В зависимости от того, как наполняются расходы, участвующие в расчете, можно вести речь либо о прибыли до вычета процентов и налогов, либо о чистой прибыли. Более распространен подход, когда анализ строят, основываясь на обособлении прибыли до вычета процентов и налогов (см. рис. 01). В этом случае в ходе анализа принимаются во внимание не все расходы, точку безубыточности увязывают с прибылью до вычета процентов и налогов и расширяют анализ дополнительными расчетами по распределению этой прибыли в соответствии со схемой, представленной на рис. 01. Такой подход достаточно логичен, поскольку некоторые виды расходов, в частности постоянные финансовые расходы и налоги и другие обязательные отчисления, имеют другую природу связи с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности, и потому методологически более обоснованно их отделить от прочих расходов, принимаемых во внимание при расчете точки безубыточности. Никаких проблем при этом не возникает, просто еще раз демонстрируется тезис о том, что показателей прибыли много и нужно всегда уточнять, о каком из них идет речь в конкретном случае.
Во-вторых, понятие постоянных расходов (затрат) достаточно вариабельно; при этом основная проблема заключается в том, как трактовать амортизацию основных средств. Если она относится к постоянным расходам, то в расчете участвует показатель валовой маржи (EBITDA); если она относится к переменным накладным расходам, что может быть вызвано спецификой производства, то в расчете участвует показатель маржинальной прибыли. Более распространенным является вариант с EBITDA.
В-третьих, очевидно, что рассмотренные формулы могут использоваться для расчета объема производства, необходимого для получения заданной суммы прибыли (до вычета процентов и налогов). В частности, формула (К39) может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qg), обеспечивающего заданное значение прибыли GI:
img border="0" width="330" height="359" src="/upload/content/1580210049_5.files/image116.jpg">

Источник: Учет анализ и финансовый менеджмент. 2006